«ТагАЗ» меняет название, пытаясь «очиститься» от долгов

На модерации Отложенный

«Старый» «ТагАЗ» обанкротят, а новая компания на основе его активов будет собирать китайские машины
 
Таганрогский автозавод решил поменять название. Теперь он будет называться «ТагАвто». Решение это уже принято, но пока официально не обнародовано. По всей видимости, оно – только часть плана нового руководства завода по выходу из затяжного кризиса.

«ТагАЗ» подкосили два события: разрыв отношений с Hyundai и отказ Сбербанка в очередной раз реструктурировать долг. В принципе, «ТагАЗ» сам «нарвался»: он подал в суд на Юго-Западный филиал Сбербанка, обвинив его в завышении ставки по кредиту и потребовав за это безумную (9,5 млрд руб) компенсацию, после которой уже банк становился должником завода. Другие кредиторы ещё как-то договариваются с заводом, но со Сбербанком отношения разрушены окончательно. Сейчас «ТагАЗ» находится даже не в шаге – в полушаге от банкротства: в арбитражном суде Ростовской области уже зарегистрированы семь исков на общую сумму 6,3 млрд руб.

При банкротстве существует такая процедура, как замещение активов. Суть её в том, что создаётся новое юридическое лицо, которому передаются работоспособные активы, «очищенные» от долгов. Прежнее юрлицо остаётся с ликвидными активами, не связанными напрямую с действующим производством; они реализуются в конкурсном производстве, за счёт чего и выплачиваются долги кредиторам первой–второй очереди. Примерно по такой же схеме, кстати, первоначально шло и банкротство ПО «Москвич».

Видимо, «ТагАЗ» решил не дожидаться введения временного управления и заранее вывести под новое юрлицо то, что ещё можно под него вывести. Не исключено, что завод ведёт некие сепаратные переговоры с другими банками, в залоге у которых находится часть его имущества, и получил «добро» на такую процедуру. Но совершенно очевидно, что такие соглашения уже невозможны со Сбербанком, а ведь у него заложены основные активы «ТагАЗа».



Впрочем, история знает примеры передачи или даже продажи активов, находящихся в залоге – и даже у того же Сбербанка. За примерами ходить далеко не надо: именно так поступила ГК «СОК» при банкротстве «ИжАвто». По крайней мере, так сделка по смене собственника была представлена в СМИ. Контрольный пакет «ИжАвто» всё равно в итоге оказался у Сбербанка, но деньги, выплаченные за него «СОКу» «промежуточными» собственниками, кредиторам не вернулись.

Полагаю, что новый (очень молодой!) гендиректор «ТагАЗа» Евгений Фандеев был приглашён на эту должность реальными собственниками как раз для проведения такой хитрой санации. «Старый» «ТагАЗ», конечно, обанкротят, «ТагАвто» тем временем продолжит работу. «Фишка» в том, что вся процедура останется под контролем бенефициаров завода, ими же будут определены и активы для конкурсного производства. Фандеев тут – зиц-председатель: «ему сидеть». Интересно, кто станет директором «ТагАвто»?!

Мы уже писали, что после разлада с Hyundai в Таганроге начали готовить производство китайских BYD и JAC. Сегодня этому пришло официальное подтверждение: «ТагАЗ» запускает производство седана BYD F3. Не удивлюсь, если официальная презентация BYD будет совмещена с объявлением о смене заводского бренда.

Про внедорожники JAC новой информации пока нет, известно только, что на заводе испытываются два образца модели Rеin, очень приблизительно скопированных с Hyundai SantaFe первого поколения. На июль, кстати, в планах завода нет ни BYD, ни, тем более, JAC; планируется собрать лишь некоторое количество китайских Vortex Estina. Увы, но даже при самых оптимистичных прогнозах будущее завода будет связано со сборкой в основном китайских моделей.