Бюджет зальют горючим. Это взрывоопасное решение

На модерации Отложенный Включение транспортного налога в стоимость топлива многократно увеличит расходы 26 000 000 простых автовладельцев
Петр  Саруханов — «Новая»
 
РИА  Новости
После включения транспортного налога в стоимость топлива цифры на табло станут другими...
РИА  Новости

С чего это вдруг многие высокопоставленные чиновники (а вслед за ними и СМИ) разом и с воодушевлением заговорили о трансформации транспортного налога в акцизную составляющую топлива? И в их интонациях даже появился праведный, «народнозащитительный» гнев: «Разве справедливо, что у многих владельцев автомобиль больше простаивает, чем ездит, а платить транспортный налог им приходится одинаково с теми, кто из-за руля не вылезает? А теперь будет, как во многих цивилизованных странах:  чем больше утюжишь дороги, тем больше платишь».

«Ну наконец-то! — звонит мне приятель. — Да сколько ж может доходить до нашей тупой власти эта очевидность! Наконец-то мы начинаем цивилизовываться».

Плюсы и минусы

И действительно, у такой схемы много серьезных плюсов:

— социальная справедливость: больше ездишь, эксплуатируешь дороги — больше платишь;
— рассрочка платежей по всему году;
— 100-процентная собираемость транспортного налога вместо сегодняшней 80-процентной;
— распределение средств по территориям пропорционально интенсивности движения на них;
— экономия — в связи с ликвидацией бухгалтерии, канцелярии и самого штата налоговых инспекторов и судебных приставов, занимающихся сбором и выколачиванием ТН;
— стимулирование приобретения экономичных автомобилей.
Но есть у нее и минусы:
— увеличение стоимости «транспортной составляющей» всех товаров и услуг;
— сложность расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а также специфического транспорта, на который налоги высоки: снегоходов, катеров, гидроциклов, самолетов и т.п.;
— утеря льгот ветеранами и инвалидами, аграриями и военными.

Даже поверхностному взгляду ясно, что плюсы гораздо весомее, а почти все минусы могут быть преодолены дополнительными выплатами соответствующим категориям населения, как это и делается в западных странах с транспортным налогом, включенным в стоимость топлива.

Вот почему основная масса российских автомобилистов — ЗА. И ваш покорный слуга тоже был бы за, если бы… не глубокое осознание приоритетов нынешней власти. Я бы не спешил с выводами.

Российская «демократия» в баррелях

Цена на нефть падает. И даже на фоне ее фрагментарного повышения все прогнозы и все реалии говорят о том, что падать она будет продолжать. Если цифра 20 долларов за баррель вызвала крушение СССР, то для крушения сегодняшней российской олигархической власти  — жирной, неповоротливой, «осебедумной» (но не о России) — хватит и 50 долларов.

Сейчас — 70. Дыхание катастрофы приближается. Чем наполнять бюджет?

Промышленность развалена. Мелкий и средний бизнесы задавлены милицейско-чиновничьим рэкетом. «Передовая» часть бизнесменов — российские миллиардеры никаких товаров, продукции, новых высоких технологий не производят — только добывание, переработка и перепродажа того, что должно принадлежать всем.

Засекречивание размеров Стабфонда в апреле этого года красноречивее любых откровений  — и «углеводородное» благоденствие власти, и безумие ее фаворитов-олигархов, и крохи для мидл-класса с барских столов скоро закончатся. Начнутся «смутные времена». И для того, чтобы оттянуть их, надо наполнять бюджет.

(Добавлю в скобках, что любая «южная» война агонию российской власти продлит. Особенно  не на ее территории — в Иране: нефть наверняка подорожает. И, судя по тому, что американцы начали расконсервацию некоторых своих нефтяных скважин, сгоняют к Ирану авианосцы, этой войны вряд ли удастся избежать. Симптоматично, что российское руководство впервые за новейшую историю пошло в этом вопросе в американском кильватере. Обидно, конечно, что этот факт наши американские «друзья» не оценили, залепив и России, и ее президенту шпионскую оплеуху. Нам, по сути, продемонстрировали настоящее, «непротокольное» отношение к нашей стране и указали ее истинное место в сегодняшней «табели о рангах» — в прихожей.)

Посчитали — прослезились

Короче — надо наполнять бюджет, экономить. Чем и на чем? Грядут платные автодороги, растет квартплата, коммунальные услуги растут, несмотря на окрики сверху. (Вероятно, потому, что эти окрики адресованы не столько творцам подорожания, сколько должны демонстрировать «пиплу» заботу о нем.)

Точно так же росли год и два года назад цены на бензин — путинско-медведевских окриков, штрафов и рычания ФАС хватило всего на два-три месяца. Да и то — не снижения, а стабилизации топливных цен, а потом опять пошел их рост.

Нам готовится новый пенсионный возраст  — выше, чем средняя продолжительность жизни. Цинично, да, но зато какая грандиозная экономия!

А теперь давайте вернемся к «своим баранам»: от 700 до 2300 рублей транспортного налога платят сегодня владельцы 80 процентов легкового автопарка страны. Это самый обширный «средний класс» владельцев «Жигулей», «Лад» и самых дешевых иномарок с мощностью двигателей от 65 до 115 л.с. Их в стране 25—27 миллионов.

Нам уже начали внедрять в сознание, что при перенесении транспортного налога в стоимость топлива она увеличится. На сколько? Нам уже впрыснули в сознание эти цифры: от 1,5 до 3 рублей за литр.

(Вероятно, для того чтобы эти цифры нам показались благом, Оксана Дмитриева, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, в программе «Позиция» эфира Русской службы новостей недавно назвала цифры другие: на 4—5 рублей за литр.)

Ладно, возьмем по минимуму — допустим, на 2 рубля увеличится стоимость литра бензина при отмене транспортного налога. (Замечу, опять же в скобках, что в США при той же системе включения транспортного налога в стоимость бензина последний стоит сегодня столько же, сколько и в России.)

Итак, среднегодовой пробег «усредненного» российского автомобилиста 25 тысяч километров. Это значит, что при опять же усредненном «жигулевском» расходе топлива 10 литров на 100 километров каждый автомобилист покупает 2,5—3 тонны бензина в год.

Умножаем 2500 и 3000 на 2 рубля — 5—6 тысяч рублей вместо 700—2300 придется платить самым неимущим автомобилистам, только эта сумма будет «размазана» по всему году.

И получается, что чем дороже, мощнее автомобиль, чем состоятельнее его владелец, тем меньше он пострадает от «ликвидации» транспортного налога.

А теперь умножим планируемую «маржу» от 1800 до 3700 рублей с одного автовладельца на 26 миллионов — казна пополнится на сумму примерно 50—100 миллиардов рублей. И это не считая 5,5 миллиона грузовиков, 1 миллиона автобусов и 4,5 миллиона единиц мототранспорта.

То есть реальный доход бюджета только от одного этого новшества лежит где-то в области 150 миллиардов рублей в год. И это будет первая волна, вымывающая из семейных бюджетов россиян деньги. Но пойдет и вторая.

Аркадий Дворкович, советник президента, экономист, на голубом глазу уверял недавно страну по ТВ о том, что на населении эта реформа никак не скажется. Я смотрел и думал: ну почему нас совсем уж за дураков считают! Ведь даже школьник скажет, что увеличение стоимости топлива увеличит и «транспортную составляющую» цены любого товара. А поскольку покупателями являются не только автомобилисты, но и все население страны, то это значит, что «исчезнувший» транспортный налог распределится и на него.

И вся эта подготовка к очередному «залезанию» в наши карманы идет на фоне заявлений главы Антимонопольного комитета Игоря Артемьева о том, что цены на нефтепродукты в России завышены на 15—20 процентов!

Вот такая арифметика.

А как в других странах

Франция

«Виньетка», то есть наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. К примеру, за малолитражку типа «Рено-Клио» тогда надо было платить в пределах 50— 60 евро, а за двухлитровый «Мерседес» — до 200 евро.

Забавная деталь: в те годы налог на автомобили-«пятилетки» и более возрастные автоматически сокращался в два раза, т.е.  это была помощь малоимущим.

То, что сейчас «виньетка» приказала долго жить, отнюдь не означает, что французам не приходится оплачивать государству свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, — услуга далеко не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от так называемых фискальных л.с., а они напрямую связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип — прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт ситроеновской «трешки» с объемом движка в литр с «хвостиком» обойдется  полторы сотни евро, а лимузина шестой серии —  450 и более евро.

В последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин. Делается же это в том числе с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он касается автомобильных «монстров», которые потребляют много горючего, а, значит, и выхлоп у них соответствующий. Для подобных «железных коней» предусмотрены следующие «наказания»: один «выхлопный» грамм в вилке от 201 до 250 граммов СО2 на км стоит два евро, от 350 граммов и выше — четыре евро. Так, на техпаспорт «Порше турбо 911» с объемом двигателя  420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и «экологическая» нагрузка в 584 евро.

Это, так сказать, единовременная выплата. А вот с 1 января прошлого года для «самых грязных» машин, кстати, упомянутый спорт-кар входит в эту категорию, вводится уже ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

США

Пресловутого «транспортного налога» в том виде, как он есть в России, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену топлива. С каждого галлона (3,78 л) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные — в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка «горючего налога» в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 45 центов.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль, — 1 миля обойдется в 1,2 цента. «Скручивание» показания пробега в США уголовно наказуемо, к тому же машины оснащаются системами GPS.

Испания

Автовладельцы в Испании как минимум трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами. Первый налог в государственную казну они платят прямо в салоне, где приобретают новую машину, это НДС  — 16 процентов. Затем закон предписывает покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить налог на регистрацию транспортного средства. Его размер зависит от количества вредных выбросов купленного автомобиля. Правительство стимулирует продажи экологически чистого транспорта. Поэтому если ваша машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее стоимости. А самые экологически вредные авто (это обычно габаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера — 14,75 процента от базовой стоимости.

Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

Наконец, ежегодно владельцы автотранспорта платят «налог на механические транспортные средства», то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе — от мощности двигателя и от возраста машины.

Разница между провинциями подчас существенная. Самые большие сборы — в столице Каталонии Барселоне и в ряде городов Страны басков, где за право ездить на машине владельцы платят ежегодно в четыре раза больше, чем, например, в городе Мелилье. За среднюю машину в Барселоне вы будете платить 68,15 евро, в Мадриде — 58 евро, а в Мелилье — лишь 17,04 евро. Еще больше разница при уплате налога владельцами мотоциклов. Если в той же Мелилье владелец мотоцикла с объемом двигателя 500 куб. см ежегодно платит в местный бюджет 7,57 евро, то в Сан-Себастьяне уже 33,33 евро. Максимальная ставка транспортного налога в Испании — 224 евро.

Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать «налоговые гавани». В результате, например, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживают лишь по нескольку сот жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за частными фирмами). Это означает, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин.

Из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале прошлого года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные — дизельные.

Украина

Транспортный налог в Украине зависит исключительно от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 кубических сантиметров. По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен за каждые 100 кубиков. То есть автомобиль с движком 800 куб. см обойдется его хозяину в 24 гривны в год (около 3 долларов). Тогда как за двигатель в 4700 куб. см придется заплатить уже 1880 гривен (примерно 230 долларов).

При первой регистрации в Госавтоинспекции на двигатели меньше 1000 куб. см предусмотрен налог 3 гривны за 100 кубиков для новой, 4 гривны — для подержанной «моложе» восьми лет и 100 (примерно 12 долларов) для совсем уж раритетов. Для машин с объемом более 3501 куб. см эта триада выглядит так: 40, 45, 1000 гривен. Иными словами, знаменитый шестисотый «Мерседес», символ «лихих 90-х», окажись он сейчас в Украине, вылился бы его покупателю в дополнительные 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) в виде единовременного транспортного налога при первой его регистрации в Госавтоинспекции.

Китай

Здесь реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип: автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения его владельца. Государство всячески поддерживает покупателей малолитражек. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая широкой пропаганды в средствах массовой информации. Машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (около 45 долларов). Но это в Пекине, где традиционно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная — 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Израиль

Аналогичного российскому транспортного налога в Израиле официально нет. Зато налог при покупке один из самых высоких в мире. Общая сумма платежей, включая НДС, достигает 117 процентов от стоимости машины. В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Нынешний министр транспорта Исраэль Кац активно лоббирует снижение на 40 процентов налога на покупку автомобилей. Причиной реформаторского рвения Каца является стремление еврейского государства вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которого требуют понизить этот налог и ввести налог на транспортное средство.

Остальные

В Великобритании транспортный налог платится фактически на «пороге магазина», он составляет 15 процентов, а в Бельгии  — 20 процентов стоимости автомобиля. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на Земле обетованной, — Дания. С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов.