Андрей Крайний, глава Росрыболовства: «Почему мурманскую треску продавать нельзя?!»

На модерации Отложенный

Некоторое время назад вся страна наблюдала за удивительным скандалом. Двое инспекторов Росрыболовства, убегая от оперативников ФСБ, разбросали по дороге 10 миллионов рублей. Это была взятка, которую чиновники вымогали у бизнесменов. Как победить коррупцию, почему рыба на столах россиян по сути превратилась в редкий деликатес - на эти и многие другие вопросы в эфире радио «Комсомольская правда» ответил глава Росрыболовства Андрей Крайний.

«ЛЮДЯМ ВЕРЮ, НО ТЕХНИКА НЕ ВРЕТ»

- Андрей Анатольевич, арест инспекторов-взяточников для вас был неожиданным?

- О том, что их возьмут, было известно еще четыре месяца назад. Я сам сообщил в ФСБ, что подозреваю своих сотрудников в вымогательстве. И я сознательно пошел на громкий скандал. Мы и впредь продолжим борьбу, каких бы репутационных издержек ни влекли подобные скандалы. Надеюсь, другим сотрудникам это станет наукой.

- Думаете, таким способом можно победить коррупцию?

- Это зло можно минимизировать. Вот если к каждому чиновнику приставить видеокамеру - тогда уж точно не было бы коррупции. Но, к сожалению, сегодня у нас нет столько средств. Хотя подобный эксперимент мы проводили.

- Успешно?

- Вот как велась заготовка осетров в прошлом году? Рыбу вылавливали сто бригад. Одни ее заготавливали для научных целей, другие - для воспроизводства. За всеми не уследишь. Но в этом году мы установили две видеокамеры. Заготовка должна вестись только днем, а камеры работают 24 часа в сутки. Видеосигнал идет через спутник на компьютеры начальника территориального управления, моего заместителя и на мой. Я в режиме реального времени вижу, что происходит. Как только выключили камеру, это значит, что бригада вступила в преступный сговор.

- Вы прямо всех в коррупции подозреваете...

- Знаете, я людям верю, но техника не врет.

- И многих уже поймали взяточников?

- С начала года мы уволили более 15 человек, которые, на наш взгляд, не в полной мере соответствовали высокому званию госслужащего. Но я не прокурор и не суд.

- Может, проблема в том, что ваши сотрудники мало зарабатывают?

- Если кого-то не устраивает зарплата в нашем ведомстве, то мы никого под пистолетом не держим. Увольняйтесь и идите ловить рыбу!

«ОКЕАН» СБИВАЕТ ЦЕНЫ

- Андрей Анатольевич, а как дело обстоит с вашим громким проектом - открыть сеть магазинов «Океан», где по доступным ценам продавалась бы рыба. Как-то все заглохло...

- Это неправда. На сегодня уже открыто 67 магазинов в 33 регионах.

- Магазины принадлежат Росрыболовству, что ли?

- Не совсем так. Фактически сеть федеральная, но юридически торговыми точками владеют разные собственники. Мы им даем право бесплатно использовать бренд «Океан». Хотя на этом названии не настаиваем. Главное, чтобы магазины работали. Скажем, в Новосибирске открылась сеть магазинов «Рыбный день». Есть проект строительства рыбного рынка в Омске. Он называется по-сухопутному - «На Волгоградской».

- Ну а цены на рыбу вам этими проектами удалось сбить?

- Привожу реальный пример. В Таганроге, где живут 220 тысяч человек, открылось шесть магазинов «Океан». А через какое-то время федеральные торговые сети снизили в своих магазинах цены на рыбу. Все потому, что у них ее перестали покупать, все стали ходить в «Океаны» - там было дешевле.

- То есть если в сетевых магазинах рыба стоит 200 - 300 рублей за кило...

- Это значит, что в наших специализированных магазинах она стоит в разы дешевле. Я считаю, что 76 рублей за килограмм свежей рыбы - это нормальная цена.

УСТРОИТЬ ИЗ МОСКВЫ ШАНХАЙ?

- А в Москве «Океаны» есть?

- Меня все время поражает ситуация, когда власть все свои силы бросает на то, чтобы задушить малый и средний бизнес.

И при этом все делается по закону.

- Это вы на столичных чиновников намекаете?

- Вот смотрите. В Москве всего один «Океан». Точнее, находится он в Зеленограде. Цены настолько низкие, что закупаться в него едут даже из соседних городов - Истры, Клина и Солнечногорска. Чиновники сейчас говорят: заканчивается договор аренды, поэтому выметайтесь со своей рыбой на улицу; вот пройдет конкурс, и если вы выиграете, то вернетесь. Магазин располагается в пристройке, на окраине Зеленограда, она вряд ли кого заинтересует. Арендаторы просят оставить их в магазине до конкурса. Формально, по закону, правы чиновники. Но зачем так делать? Я не понимаю...

- А еще обещали открыть сеть рыбных фаст-фудов...

- Бизнесмены готовы развернуть сеть в любую минуту: фабрика-кухня создана, логистика налажена, киоски есть. А столичные власти не разрешают!

- Почему?

- Мэрия заявляет, что не собирается устраивать из Москвы Шанхай. И этого я тоже не могу понять! Я проезжаю по центру города - он забит киосками с шаурмой. И у меня не укладывается в сознании: почему мурманскую треску продавать нельзя, а шаурму, непонятно из чего приготовленную, можно? То есть у меня есть ответ, но мне бы не хотелось в него верить.

КРИЗИС ПОМОГ

- А кризис больно ударил по рыбной отрасли?

- Вы не поверите, но он нам помог. Если в кризис 1998 года люди, меняя структуру питания, переключались с мяса на макароны, то в 2009-м - с мяса на рыбу. Потребление рыбы в прошлом году выросло на 30%. При этом импортную рыбу заменила отечественная - качественная и более дешевая. В 2009 году потребление рыбы стало таким, какого мы ожидали не раньше 2015 года.

- А как ситуация в целом по отрасли?

- Рыбная отрасль на подъеме. На 1 июля 2010 года рыбаки России выловили чуть больше двух миллионов тонн рыбы. Это на 17,9% больше, чем за то же время 2009 года. А 2009 год, в свою очередь, был рекордным по улову за последние 8 лет. То есть принятые управленческие, законодательные и нормативно-правовые решения дают результат. И сегодня мы уже на восьмом месте в мире по вылову рыбы, а в прошлом году были на девятом.

- Кстати, о рыбаках. Вот показывают про них сюжеты, так их корабли - словно корыта ржавые...

- Есть такая проблема. Мы уже встречались по этому поводу с премьер-министром Владимиром Путиным. Правительством поставлена задача по обновлению и коренной модернизации флота.

- Ведь было же время, когда наши рыбаки под флагом СССР ловили рыбу по всему миру - и этим гордились...

- Мы начали возвращаться на утраченные рыболовные позиции. В этом году наши рыбаки работали в южной части Тихого океана - там мы впервые за 20 лет возобновили промысел ставриды.

Совсем недавно подписали соглашение с Республикой Перу, Марокко и Намибией о рыболовстве. Такими соглашениями мы хотим закрыть всю юго-восточную и центральную часть Атлантики, Африку, Латинскую Америку. Можно сказать, что небольшими шагами, но российский флот начинает возвращаться в те районы, где работал советский флот 20 - 25 лет назад.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Андрей КРАЙНИЙ родился в 1958 году в Ельце Липецкой области. Окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища.

С 1975 по 1994 год служил в Вооруженных силах СССР. Шесть лет проработал в «Комсомольской правде» (специальным корреспондентом, потом - завотделом).

Ушел в бизнес. В разное время возглавлял Калининградский тарный комбинат, Балтийский рыбоконсервный комбинат и Калининградский морской порт. С 2007 года возглавляет Федеральное агентство по рыболовству.

Награжден орденом Почета, а также орденами «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» второй и третьей степени.

Женат, воспитывает сына и дочь.