Отделится ли Сколково от России?
На модерации
Отложенный
Госдума приняла в первом чтении проекты законов, по сути отменяющих действующее налоговое, таможенное и иное законодательство на отдельно взятой территории – Сколково. О том, что это даст для перехода всей страны к инновационному типу экономики, шёл заинтересованный разговор на парламентских слушаниях, состоявшихся накануне.
То, что депутаты Государственной думы проголосуют за внесённые президентом России законопроекты «Об инновационном центре “Сколково”» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об инновационном центре “Сколково”», было очевидно ещё до слушаний. Все думские комитеты – и ответственный за законопроекты Комитет по экономической политике и предпринимательству, комитеты-соисполнители представили в целом положительные заключения. Тем не менее, услышать не только пафосные речи, но и предостережения, а также предложения по уточнению ряда статей законопроектов со стороны представителей предпринимательского и научного сообществ, общественных организаций было весьма полезно.
Энергия проекта
В Малом зале Государственной думы был аншлаг. На парламентские слушания приехали первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, сопредседатель Консультационного научного совета Фонда Жорес Алфёров, член Совета Фонда, генеральный директор ГК «Роснано» Анатолий Чубайс, заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский.
Тон дискуссии задал Владислав Сурков, возглавляющий рабочую группу Администрации президента РФ по созданию Центра развития исследований и научных разработок и коммерциализации их результатов в Сколково. «Мы считаем абсолютно необходимым для России перевести нашу экономику и социальную сферу на принципиально новый этап развития, поскольку по нашему глубокому убеждению сырьевая ориентация российской экономики не позволяет перейти в другую группу стран по уровню жизни», – сказал Владислав Сурков в начале своего выступления. По его словам, «энергия наших наиболее продвинутых людей, наших наиболее талантливых людей направлена в ту сторону, где видны успехи», поэтому «необходимо создавать соответствующую среду, где такие успехи становились бы, по крайней мере, более вероятными, чем сегодня».
Поиском для проекта «Сколково» талантливых людей, способных не только создавать новое, но и коммерциализировать его, по мнению Владислава Суркова, надо заниматься не только в России, но и за границей. Важнейшим рычагом здесь является «импорт мозгов». Отсюда и предельная интернационализация проекта.
Предупреждая возможный скепсис по поводу закрытости проекта, первый замруководителя администрации президента заявил: «Мы все готовы вместе ответить на любые самые острые вопросы. Мы готовы к любой форме контроля и прозрачности по нашему, на мой взгляд, крайне важному для России проекту». На его поддержку участниками слушаний Владислав Сурков, безусловно, рассчитывал.
Не менее энергично выступил и Виктор Вексельберг. «Это пилотный проект, который может быть распространён на всю территорию России», – сказал президент Фонда «Сколково». Причём у инициаторов проекта и в мыслях не было противопоставить будущий инноград уже действующим научным центрам, технопаркам и наукоградам. Напротив, с ними предполагается тесно сотрудничать. «В ближайшей перспективе наша страна видит себя инновационным “хабом”», – резюмировал Вексельберг.
О поддержке проекта говорили все выступавшие, в том числе президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов: «”Сколково” – это не только некая аура, порождающая синергетический эффект. Это системные факторы, которые будут влиять на всю инновационную среду в России. Это система взращивания талантов, создания мотивации к технологическому обновлению, стимулированию спроса, коммерциализации».
Зачем нужен отдельный закон?
А как иначе организовать работу в иннограде, на который существующий в России правовой режим хозяйственной деятельности не будет распространяться? Если это государство в государстве, то особые условия жизни в нём должны быть законодательно оформлены.
«Мы понимаем, что для запуска нового типа экономики необходимо менять коренным образом всё законодательство России. Но сначала нужно отработать этот механизм на конкретных проектах. “Сколково” – это как раз такой проект, где будут опробованы новые типы российской экономической среды», – пояснил председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров.
Каковы составляющие этого новаторского механизма? О них участникам слушаний рассказал заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский. Он выделил три ключевых блока. Первый – «это технические требования в отношении создания и функционирования инфраструктуры проекта “Сколково”». По словам замминистра, законопроект предоставляет управляющей компании в числе других достаточно широких прав возможность «принимать решение об использовании на этой территории технических регламентов и требований, а также санитарно-эпидемиологических регламентов не Российской Федерации, а стран – либо членов ОЭСР (развитых стран), либо стран Таможенного союза». Если же решения повлекут за собой «угрозу жизни и безопасности людей, которые на этой территории будут проживать», то вся ответственность ляжет на управляющую компанию.
Второй блок – это взаимодействие участников проекта с органами государственной власти. Речь идёт о том, что на территории проекта «будут образованы специальные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти»: внутренних дел, миграционной, налоговой, таможенной и противопожарной служб. Предусмотрены и особые процедуры по защите прав потребителей и благополучию человека, а также по защите прав интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.
И третий – блок льгот, предоставляемых участникам проекта – тем, кто будет заниматься исследовательской деятельностью. Для них, как сообщил Станислав Воскресенский,
предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы: нулевая ставка налога на прибыль, полное освобождение от налога на имущество и налога на землю. Эти налоговые льготы для участников проекта будут действовать в течение 10 лет,
если те не нарушат ряд условий. До достижения участником проекта «объёма выручки в один миллиард рублей он освобождается даже от требований по ведению бухгалтерского учёта». И уточнил, что учёт в этом случае ведётся по упрощённой системе налогообложения для малого бизнеса.
По словам замминистра, по достижении выручки в размере одного миллиарда рублей налоговые льготы сохраняются, при этом ведение бухучёта становится обязательным и начинается исчисление показателя накопленной прибыли.
«Как только размер накопленной прибыли превышает 300 миллионов рублей, с этого момента льготы теряются», – подчеркнул Станислав Воскресенский. Это вызвано тем, что, когда проект оказывается на стадии коммерциализации, «налоговые льготы уже не выполняют стимулирующую роль по раскрутке такого проекта». Он также сообщил, что «законом не подразумевается освобождение участников проекта от таможенных платежей и НДС». «Но де-факто такое освобождение вводится через следующие механизмы: все уплаченные платежи будут возмещаться из бюджета, а технологически и уплату, и возмещение будет осуществлять управляющая компания, на которую данным законом возлагаются полномочия таможенного органа», – разъяснил замминистра.
Законопроект предусматривает, что из социальных платежей на территории проекта «Сколково» участником будут покрываться только взносы в Пенсионный фонд в размере 14 процентов из фонда оплаты труда.
Принцип экстерриториальности поддержан Минфином
«Мы считаем, что налоговые льготы до завершения строительства самого проекта “Сколково”, которое займёт несколько лет, могли бы быть распространены на проекты, не находящиеся на территории “Сколково”, но отобранные по таким же процедурам, которые предусмотрены этим законом в полном объёме», – подчеркнул Станислав Воскресенский. Он с удовлетворением отметил, что такой подход членов команды иннограда был согласован 30 июня с министром финансов РФ Алексеем Кудриным. А это дорогого стоит.
На мой вопрос, что означает для проекта поддержка этого подхода консервативным Минфином, глава Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг ответил: «Это говорит о том, что проект начнёт жить уже с момента утверждения закона. Это ещё говорит о принципиально другом качественном отношении правительства к такого рода инициативам».
Председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарёв смотрит дальше. «”Сколково” должно быть той лупой, которая сконцентрирует все лучи из разных концов страны на общей задаче. Но лупа сама по себе не светится – проект, как об этом сказал президент, должен носить экстерриториальный характер, то есть иметь возможности включить все лучшие начинания.
Физическое присутствие компании на территории “Сколково” не должно быть условием: достаточно иметь регистрацию в Фонде, чтобы получить налоговые или иные преференции», – пояснил мне свою позицию Илья Пономарёв.
Цена вопроса
Большую часть средств на первом этапе реализации проекта иннограда будет выделять государство. По оценке главы Фонда «Сколково» Виктора Вексельберга, «в ближайшие три года на реализацию этого проекта потребуется порядка 50–60 миллиардов рублей». Господин Вексельберг уточнил: «Это не будут только государственные средства, мы будем стремиться максимально к привлечению средств наших партнёров. И я думаю, что наша задача в течение пяти лет выйти на пропорцию софинансирования 50 на 50».
Без науки инноваций нет
Исследовательская деятельность будет осуществляться в рамках проекта «Сколково» по пяти заявленным президентом приоритетным направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, биомедицинские технологии, компьютеризация и программное обеспечение.
Как сказал Виктор Вексельберг, обязательным элементом проекта станет академическая наука. В иннограде будут открыты филиалы ведущих академических институтов, а также создан образовательно-исследовательский центр. Наряду с R&D центрами крупных корпораций заработает инкубатор для поддержки стартапов.
Академик РАН Жорес Алфёров полагает, что уже сейчас необходимо задуматься о будущей работе в качестве центра, специализирующегося именно на «научно-исследовательских разработках», дабы «не пойти на поводу у покупок западных технологий». Нобелевский лауреат подтвердил высказанное ранее Виктором Вексельбергом: «Мы будем сотрудничать с другими университетами, а кадры, прошедшие школу здесь, смогут потом успешно развивать научные разработки и образовательную деятельность в этих вузах».
Жорес Алфёров убеждён в необходимости организации работы в «Сколково» так, чтобы «она приносила результаты и успешно развивала разработки и в Зеленограде, и в Томске, и в Новосибирске, и в других научных центрах».
Председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев выразил озабоченность тем, кто будет создавать прорывные технологии. Число научных работников в России сократилось, по его словам, в четыре раза. Для привлечения к проекту зарубежных специалистов, необходимо привести наши нормативные документы в соответствие с нормами ОЭСР, уверен академик РАН. «В мире принята Хартия научных работников, Декларация прав научных работников», – напомнил председатель думского комитета. У нас же ничего этого нет.
Валерий Черешнев предложил принять федеральный закон о статусе научного работника и отменить 94-ФЗ для научных организаций – как недействующий. Кроме того, учёный высказался за создание межведомственного органа государственного управления модернизацией экономики по типу ГКНТ, поскольку сейчас за итоги научной деятельности никто не отвечает.
Президент Российского научного центра «Курчатовский институт», секретарь Общественной палаты РФ, академик РАН Евгений Велихов поведал об успешном опыте продвижения российских научных разработок за рубеж. «Отделения нанотехники и информатики РАН создали коммерческие предприятия, которые активно работают за рубежом, например, во Франции», – сказал он.
Избежать ошибок
Извлечь уроки из предыдущих проектов – свободных экономических зон и технопарков – призвал собравшихся депутат Илья Пономарёв: «Многое не работает, забор и колючая проволока противоречат предпринимательскому духу, когда государство владеет и управляет всем, то инвестиционно привлекательную структуру выстроить довольно проблематично». Проект «Сколково», в отличие от ОЭЗ, «должен быть открытым – нет большего врага инноваций, чем колючая проволока вокруг территории», убеждён парламентарий.
По моему ощущению, участники слушаний поверили в то, что «Сколково» действительно станет инновационной моделью для развития всей российской экономики. Это подтвердили итоги сегодняшнего голосования в Госдуме.
Комментарии
На прямой вопрос - МОЖЕТ ВАМ ЧТО КОНКРЕТНО НАДО? Он говорят - Да ничего НАМ НЕ НАДО!
Еще не внедрили в производство то, что имеем на полках. Не разобрались что сделано в Роснано, уже сново вперд в светлое будущее (как вы написали)Сколького. Дело 50\50 не дойдёт остановятся на 50.
Сколько Вам - это хорошее название для супермаркета.
Как у Ходжи Насреддина - сколько ни говори "халва" во рту слаще не становится.
Что эти ребята про инновации не говори - а получается очередное теплое местечко для родственников, на отличных окладах и безо всяких дел.
"Но у меня закрадываются смутные сомнения" ...
Даже если деньги дойдут до ученых и изобретателей и они начнут выдавать "на гора" "инновации"....
Как мы их будем реализовывать...?
Продавать за дешево ПРОМЫШЛЕНОРАЗВИТЫМ странам?
Свою то промышленность мы угробили ...
У нас нет подшипниковой промышленности...
У нас нет станкостроения (производства СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА)
Купим? Вряд ли... Никто хорошего оборудования нам не продаст...
А без хорошей технологии и станков ничего путного произвести невозможно...
Так что смутные сомнения начинают перерастать в уверенность, что нас в очередной раз грабят по крупному!
И по НАГЛОМУ!
И даже ясно КТО : "На парламентские слушания приехали первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, член Совета Фонда, генеральный директор ГК «Роснано» Анатолий Чубайс, заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский" и их родственники и друзья...
И всем ясны причины, по которым наши мозги отсырели.
Чем в Сколково хотят привлечь вымирающих яйцеголовых?
Роскошной папертью, вдоль которой будет удобно стоять с протянутой лапкой?
В ответ на это мы (ученые, которые знают что делать) создаем свой малобюджетный проект (технологии что вам и не снились), после чего наведем порядок в стране и отсортируем зерна от плевел.
Идеологическая База на www.7seals.ru
Секари, объединяйтесь!