Открытие виртуального музея ГУЛАГа
Виртуальный музея Гулага — это собрание материальных свидетельств эпохи советского террора, разбросанных по музейным коллекциям, а также «внемузейных» объектов — развалин лагерей и построек, тысяч сохранившихся и утраченных захоронений заключенных, знаков прошлого в пейзажах и панорамах городов, памятников и мемориальных досок.
В современной России нет общенационального Музея Гулага. Он отсутствует не только как материальный объект - его нет в российской культуре в качестве необходимого связующего звена между знанием и пониманием, фактом и событием, опытом и памятью. Память о коммунистическом терроре не стала целостной и неотъемлемой составляющей национальной памяти, это по-прежнему фрагментарные воспоминания о локальных событиях, не связанные общей понятийной сущностью. Именно такое состояние памяти демонстрируют существующие музейные коллекции и выставочные проекты. Сегодня Музей Гулага - это совокупность инициатив энтузиастов и авторских коллективов, разбросанных географически и разобщенных тематически и методологически.
В разных городах и населенных пунктах бывшего СССР существуют различные государственные, ведомственные, общественные, школьные и другие музеи, которые создали в своих постоянных экспозициях разделы, посвященные тем или иным аспектам этой темы, целенаправленно собирают документальные и вещественные свидетельства по истории репрессий, а также организуют временные или периодические выставки. Как правило, это автономные и не связанные между собой инициативы, предпринимаемые музейными коллективами. В большинстве случаев эти экспозиции известны лишь ограниченному кругу посетителей и не востребованы за пределами географически ограниченного сообщества.
Тем не менее, необходимость осмысления опыта Гулага и террора в обобщенном музейном представлении продолжает ощущаться как насущная проблема современности. Сегодня важно понять: все составляющие будущего музея уже существуют в реальности - это автономные инициативы.
Дополняя, а порой и противореча друг другу, они накапливают опыт, который должен лечь в основу будущего Музея. Остается главный вопрос - как сложить эти составляющие в единое смысловое целое? Как интегрировать разрозненное фрагментарное знание и локальное понимание в единую историческую панораму?
Санкт-Петербургский научно-информационный центр «Мемориал» пятый год осуществляет идею создания Виртуального музея Гулага. Мы рассматриваем этот проект как совокупность разнообразных музейно-выставочных инициатив, объединенных в едином виртуальном пространстве для сопоставления и поиска путей интеграции, при этом так, чтобы региональная и авторская специфика не были бы утрачены, а вошли в единое целое как его часть. Для этого мы собираем коллекцию разрозненных образов материальной памяти о государственном терроре советской эпохи, прежде всего - памяти музейной. Конечная цель проекта - создание Виртуального музея, представляющего как общую картину истории террора, так и современное состояние памяти о нем, в ее материальном воплощении. «Внемузейная» память о терроре также является неотъемлемой частью этой картины, и в нашей коллекции ее представляют две отдельные компоненты: «Следы Гулага» – знаки прошлого в окружающей нас ландшафтной и антропогенной среде, и «Некрополь террора» – сотни сохранившихся, полусохранившихся или почти исчезнувших с лица земли мест захоронений жертв террора. Следующим этапом нашего проекта станет построение на основе собранной коллекции настоящего виртуального музея – с мультимедийным представлением экспонатов, с подробной музейной документацией, со справочным аппаратом, включающим тематические и иные рубрикаторы, указатели, виртуальные картотеки, с тематическими экспозициями, временными и постоянными выставками, с разработанной системой виртуальных экскурсий.
Комментарии
http://copypast.ru/2008/06/19/skrekkens_hus__dom_uzhasa_21_foto.html
http://platon-ee.livejournal.com/76107.html
а также: Музей пыток (Мдина, Мальта), Музей казней (Фонтен-де-Воклюзе, Париж), "Ворота арестантов" или "Музей пыток"
(Гаага. Нидерланды), Музей геноцида курдского народа Ирака (Сулеймания, Ирак).
Не могу не напомнить о мемориальных комплексах в Бабьем Яру (Киев), Биркенау (Освенцим), Бухенвальде...
Поищите сами, Семен. Это не так трудно. Зато очень полезно и познавательно
Чего там учить? Были тюрьмы, были нарушения законности при судопроизводстве, были репрессии, по нашим сегодняшним понятиям малопонятные. И что? Жить в таком музее? Это уже какое-то психическое заболевание.
Сравнивать целесообразность преступлений ГУЛАГа, нацизма или других зверств с борделями - это уже черезчур, а как по мне - так это чистой воды варварство и глумление над памятью жертв. Стыдоба!!!
Я ничего не сравнивал, только показал несостоятельность ваших "логических" построений.
Такую память мне сохранять ни к чему. Мои предки не сидели в тюрьмах, а работали и воевали. Так что тюрьмы и тюремный фольклор меня не привлекают.
К сожалению, это не так. Вот к примеру, есть вы, отрицающий историю
Я в принципе не против этого музея, но так уж заострять на нем внимание...
Я историю отрицаю? Смешно. Такое чувство, что вы не читаете то, что я пишу. Впрочем ваше дело, считайте как хотите.
Тут разговор идет о том, что типа всем надо посещать такой музей и думать о репрессиях день и ночь.
По-моему так можно и с ума сойти понемногу...
Я и ждал чего-то такого. Еще на Сванизде сошлитесь - вообще будет аут
Почитайте статистику. И миллиона небыло. Да и репрессированные кто?
В основном коррумпированная и заворовавшаяся партноменклатура (чистка была нужна), реальные бандиты, предатели и всяких мастей сволота. Невинные тоже были. Но их процент незначителен. Посмотрите на нынешние тюрьмы. Вот это действительно бедлам. В тюрьмах России содержится брольше чем во всём СССР содержалось. И невинных значительно больше. Да и тюремщики занимаются крутым бизнесам на осужденных, так что о правах и свободах и заикаться не следует.
Откуда такая уверенность в цифрах, которые заведомо достоверными быть не могут?
Надеюсь, что он еще только в стадии заполнения.
Ибо экспозиция, к сожалению, пока очень бедная.
А кричат о ГУЛАГе в основном бывшине уголовники, "опущенные", доносчики, предатели, откровенные враги и прочие подобные "пострадавшие". Ну и конечно казнокрады и коррупционеры из чиновников.