Почему Украина по-прежнему не согласна с тем, как поделили активы и пассивы бывшего СССР?

На модерации Отложенный Кирилл Кобрин: Первая тема сегодняшнего выпуска "Времени и мира" - историко-политическая. Речь пойдет об одном из аспектов отношений России и Украины. После прихода к власти Виктора Януковича, Киев, заявив о восстановлении стратегического партнерства с Москвой, не исключают возобновления переговоров о разделе советских золотого запаса, Алмазного фонда и заграничной недвижимости. Почти шестнадцать лет назад Украина подписала с Россией "нулевой вариант" раздела активов и пассивов бывшего СССР -- но до сих пор Верховная Рада так и не ратифицировала этот документ. Несправедливым называют соглашение эксперты, парламентарии и даже нынешний президент Украины Виктор Янукович. Рассказывает Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Украина – единственная на постсоветском пространстве страна, не признавшая Россию правопреемницей всех долгов и активов СССР.

В конце 1991 года Украина подписала Договор о правопреемственности, взяв на себя обязательство погасить 16,37 процента союзного долга и претендуя на такой же объем собственности. На долю России, согласно этому документу, приходилось 61,34 процента советских активов и пассивов.

 В декабре 1994, в период экономического и финансового кризиса, украинское правительство подписало новое соглашение о так называемом "нулевом варианте", предполагавшем отказ Киева от украинской части внешних долгов и активов Советского Союза. Однако Верховная Рада до сих пор не ратифицировала этот документ.

Позицию высшего законодательного органа Украины объясняет депутат парламента, министр финансов оппозиционного правительства Андрей Сенченко: 

Андрей Сенченко: Вы знаете, тот факт, что этот вопрос не был решен при трех президентах страны, говорит о том, что не все так однозначно было на этом первом этапе, когда обсуждались эти вопросы. И поэтому сегодня парламент не ратифицирует эти вещи именно в силу отсутствия полноценной информации, которое не позволяет перевести обсуждение в парламенте этого вопроса из плоскости эмоциональной в плоскость цифр и профессионального осмысления.

Владимир Ивахненко:
В минувшие годы правительство Украины не раз направляло ноты третьим странам с просьбой воздержаться от перерегистрации в пользу России спорных зарубежных объектов. Одновременно украинские представители обращались в зарубежные суды. В ряде случаев удалось добиться того, что процесс признания за имуществом нового владельца был заморожен. Так произошло, например, в Лондоне, где по решению суда запрещено продавать или сдавать в аренду семнадцать зданий. Говорит лидер Украинской народной партии Юрий Костенко:

Юрий Костенко: Сегодня Россия получает много отказов. И это не только Лондон, но и в Японии, кстати. И необходимо возвращаться к этой проблеме. Она тянет за собой множество других проблем. Во-первых, соглашение 1991 года о распределении активов и пассивов бывшего Союза, оно не только регулирует раздел зарубежного имущества, но и вопросы распределения золотовалютных запасов, Алмазного фонда и других активов бывшего СССР.

Владимир Ивахненко: По мнению Юрия Костенко, вернув свою долю советского богатства, Украина, могла бы оплатить поставки российского газа сразу на сто лет вперед:

На конец 1991 года сумма внешнего долга СССР составляла более восьмидесяти млрд. долларов, а только зарубежная собственность России, в том числе и та, которая перешла к ней как к наследнице, сейчас оценивается не менее чем в пятьсот млрд. долларов. Кроме информации относительно объемов золотого запаса и Алмазного фонда бывшего Советского Союза, Киев Москва также требует предоставить данные о зарубежных инвестициях и капитале советских банков за границей.

К этому времени Россия выплатила все долги бывшего СССР, в том числе и украинскую часть, которая, по словам российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, составила 14 миллиардов долларов. Однако полностью вступить в права наследования российская сторона не может, пока Верховная Рада не ратифицирует "нулевой вариант". Продолжает Юрий Костенко:

Юрий Костенко: И если садиться снова за стол переговоров и начинать решать эту проблему, то России это невыгодно. Поэтому Россия хочет извлечь только одну составляющую - имущество за рубежом и решит этот вопрос. Я считаю, что это неправильно. Так как сегодня обращаем внимание на то, что вопросы ценообразования в покупке газа в России связываются с базой Черноморского флота России в Крыму.
Поэтому надо рассмотреть весь комплекс вопросов и тогда искать компромиссы, а не сегодня давать соглашение Украины по имуществу за рубежом, завтра Россия снова будет использовать свое влияние, свои интересы в Украине исключительно на пользу своему государству. Отказываться от своей доли активов, я считаю, это было бы большой уступкой России очередной и большими экономическими потерями для Украины.

Владимир Ивахненко: Позицию России относительно раздела советского наследия в середине мая озвучил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" управляющий делами российского президента Владимир Кожин, упомянувший, правда, только о заграничной собственности бывшего Союза.

Владимир Кожин: Наша позиция была и остается неизменной. Россия приняла на себя все долги советских республик и выплатила их полностью. При этом вся загрансобственность переходила к Российской Федерации. Украина, как неоднократно говорилось, согласилась с этим, потом передумала, потом стали меняться власти. И предыдущая власть действительно не хотела обсуждать этот вопрос, точнее, обсуждала это так, что практически это равнялось нулю.

Владимир Ивахненко: Президент Виктор Янукович в интервью национальным телеканалам заявил, что Украина не намерена отказываться от своей доли советского наследства. Украинские власти будут вести диалог с Москвой по этой проблеме, но не считают ее приоритетной. Говорит депутат парламента от правящей Партии регионов, экономист Алексей Плотников:

Алексей Плотников: Позиция власти достаточно спокойная с учетом того, что в свое время действительно было достигнуто соглашение о том, что долги Советского Союза уходят к России, но при этом Украина не претендует на собственность за пределами Советского Союза, действительно такое состоялось. С учетом того, что это происходило спонтанно, быстро и без соответствующей проработки, возможно, власть к этому вернется, возможно будут проведены консультации, переговоры. Но по крайней мере, это не является чем-то первоочередным, это не стоит на повестке дня прямо сейчас. Речь идет о том, что нужно посмотреть, был ли это адекватный обмен – долги Советского Союза на зарубежную собственность, на активы. Давайте посмотрим, как будут развиваться события. Я думаю, что, по крайней мере, консультации будут неоднократными.

Владимир Ивахненко: Споры, связанные с недвижимостью, касаются и бывших советских объектов на территории России и Украины. Недавно Москва направила Киеву список из семидесяти восьми промышленных предприятий и пансионатов на украинской территории.

Григорий Перепелица: На том же самом основании, что это была общая советская собственность и что на эти объекты претендуют российские субъекты или в качестве собственников или в качестве долевого участника. И в этом смысле я не думаю, что Украина имеет большие перспективы получить бывшую зарубежную советскую собственность. Решения правового этого вопроса не существует.

Владимир Ивахненко: Полагает директор Институт внешней политики Григорий Перепелица.

Из более четырех тысяч объектов недвижимости, построенных Советским Союзом за рубежом, Украина претендует на 36 сооружений в двенадцати странах. Однако Москва готова вести переговоры только по 10 объектам, в частности, в Польше, Египте, Индии и Чехии.
Несколько лет назад Киев грозил подать иск в Международный суд ООН, если Москва откажется от возобновления переговоров об инвентаризации и разделе советского имущества. Сегодня такой сценарий маловероятен.

Григорий Перепелица: Я не думаю, что у Украины будут шансы, даже если она обратится в международный суд. Я думаю, что будет найдено какое-то другое компромиссное решение в отношениях с Украиной. Решение путем такой же схемы, как это решалось с продлением Черноморского флота, когда Россия пообещает снизить акцизы определенные на определенные товары и это компенсирует те претензии, которые имеет Украина. Но я не думаю, что Россия будет делиться натуральным образом с Украиной этими зарубежными объектами. Непосредственные объекты Украина вряд ли получит за рубежом и вряд ли она получит живые деньги. Скорее всего это будет решаться в пакете.

Владимир Ивахненко: Убежден директор Института внешней политики Григорий Перепелица.