Лженаука побеждает инновации
На модерации
Отложенный
«Россия — единственная в мире страна, где инновационная система деградирует», — говорится в исследовании «ОПОРЫ России». По состоянию науки РФ уже обогнали Новая Зеландия, Турция и Греция.
По результатам исследования, на сегодняшний день в мировом рейтинге конкурентоспособности национальных инновационных систем Россия находится на 38-м месте между Польшей и Латвией, отставая даже от таких стран, как Новая Зеландия, Турция и Греция. Для сравнения, другие страны БРИК в этом рейтинге занимают: Индия — 28-е, Китай — 29-е, а Бразилия — 31-е. Иными словами, положение у нас с инновациями аховое... и заслуженное.
Иначе и быть не может. Как поясняет гендиректор «Марчмонт Капитал Партнерс» Кендрик Уайт, тотальный контроль над природными ресурсами ведет к системной монополизации экономики. Монополизация — к высокой инфляции. Инфляция, в свою очередь, заставляет внутренних инвесторов ориентироваться только на высокодоходные краткосрочные операции, при которых исключены инвестиции в производство и инфраструктуру. То есть до инноваций дело вообще не доходит.
Да, устами президента РФ Дмитрия Медведева в России объявлен курс на инновационное развитие. Но на поверку страна к нему совершенно не готова. «Сегодня проще купить, чем что-либо сделать, — констатирует член правления «ОПОРЫ России» Андрей Горюнов. — Кроме желания двигаться по инновационному пути, у нас ничего нет».
Эксперты диагностируют и низкий уровень результативности государственных НИОКР, и недостаточность государственных затрат на них, и ухудшение ситуации в сфере высшего образования: непрестижность, коррупция, отток квалифицированных кадров за рубеж и в коммерческие секторы экономики, отсутствие контроля за качеством, снижение финансирования... Расходы на образование в стране составляют всего 4% ВВП. По этому показателю страна отстает даже от ЮАР и Украины. А в целом доля России в мировых затратах на НИОКР составляет скудные 1,35%. При этом «хромает» и школьное образование. По знанию точных наук, например, российские школьники пребывают на 13-м месте в мире.
Соответственно, достаточно низок и международный престиж российской науки. Сами же российские ученые, не стесняясь, перечисляют барьеры, мешающие продуктивной работе: 58% — недостаток финансирования, 52% — нехватку оборудования, 35% — неэффективность системы госуправления, 34% — кадровый голод, 12% — неэффективность работы Академии наук РФ... Не случайно на Петербургском международном экономическом форуме (17-19 июня) Дмитрий Медведев был вынужден заявить, что России пора задуматься об импорте интеллектуальных ресурсов. Правда, сами международные компании смотрят на идею вкладываться в российский НИОКР скептически, и президенту приходится разъезжать по свету и уговаривать.
Крайне неблагополучно и с «внутренними» попытками коммерциализации научных исследований. С тем, ради чего инновационный крен и затевается, — ведь инновации это буквально превращение изобретений в деньги. Так, по результатам опроса «Бауман Инновейшн», разработчики 74,2% исследований даже не пытались это делать, 17% находятся в бесконечном поиске финансирования, разочаровались в возможности его получить 4,9%, а нашли таковое только 3,8% ученых.
Правда, громкие заявления президента, что называется, «подхлестывают». Например, в скором времени корпорация «Роснано» намерена провести второй конкурс на создание в России наноцентров. Об этом на прошедшем на этой неделе в Петербурге форуме «Инновации для бизнеса» заявил главный эксперт Управления по инфраструктурной деятельности ГК «Роснанотех» Анатолий Заикин. Напомним, что итоги первого конкурса были подведены в конце марта этого года. Из 19 предложений было отобрано четыре, и теперь по ним осуществляется финансирование. Это проекты «Нанотехнологического центра «Идея» в Казани»; «Многофункционального нанотехнологического центра «Дубна»; «Нано— и микросистемная техника», (Зеленоград); «Мультидисциплинарного нанотехнологического центра «Сигма» (Новосибирск/Томск).
Но не все заявленные проекты «доводятся до ума». Так, по результатам исследования ИА «INFOLine» «Технопарки в сфере высоких технологий России 2009 — 2012 гг.», из 10 заявленных проектов строительные работы ведутся на трех площадках — в Новосибирске, Кемерово и Тюмени. «А остальные дейтсвующие технопарки используют существующие объекты недвижимости и инфраструктуры, в то время как осуществляется проектирование объектов, которые предусмотрены программой», — отмечают эксперты «INFOLine». — Суммарный объем финансирования проектов в 2009-2010 годы может превысить 1,5-2 млрд рублей, что в несколько раз ниже запланированных изначально показателей». То есть пока инновации есть на словах, а не на деле.
«Россия — единственная в мире страна, где инновационная система деградирует», — резюмируется в исследовании ОПОРЫ. А среди угроз, способных «законсервировать» проблему, называются усиление конкуренции между инновационными системами развитых стран, замораживание текущей структуры российской экономики из-за роста цен на нефть, потерю базовых технологий, продолжающуюся утечку умов и даже распространение лженауки из-за потери населением научной грамотности.
«Зеленый свет дан, но о том, как двигаться вперед, понимания наверху нет», — признала на прошедшем в Петербурге форуме «Инновации для бизнеса» председатель экспертного совета по экономике петербургского ЗакСа Елена Чурина.
Комментарии
Фундаментальная наука не превратится в деньги без прикладной науки. Прикладная наука не будет использована без конструкторов и инженеров-проектировщиков. Конструктора никому не нужны без производства. На любом звене этой цепочки есть место для инноваций. По русски -- открытий, изобретений и рационализаторских предложений. И всё это в целом намертво сцементировано с образованием -- высшим и средним, и специальным.
Восстановите всю цепочку, включая образование, и появится объективная основа для инноваций.
Только не забудьте, что для этого нужна абсолютно иная внешняя и внутренняя политика. Импорт по любому дешевле. На современном этапе научно-технического развития, любую перспективную техническую или научную идею повторят на западе (и на востоке) в три секунды. Только за эти три секунды мы и сможем заработать на инновациях, те же три цента.
А наш оффшор для иностранцев -- это глупость.