Дорога в Матрицу свободна! Welcome!
На модерации
Отложенный
Научная фантастика возникла как жанр, описывающий последствия внедрения какого-нибудь технического устройства в ширнармассы. Вот есть такая штука, вот как она меняет социальную структуру. «Штука» может быть любой – от нового сорта удобрений до антигравитатора. Но вообще-то, если быть ближе к классике, она должна быть технически реализуемой на нашем уровне знаний хотя бы в принципе. Антигравитатор непонятно как делать – а вот, скажем, пятисотэтажный небоскрёб или пассажирский самолёт-амфибию сделать можно. Ну просто пока не хватает каких-то чисто технических приблуд, которые обязательно будут сегодня-завтра. Или экономически невыгодно. Или просто ненужно. ПОКА невыгодно и ненужно. А чуть подешевеет то-то и то-то, или изменится конъюнктура туда-то и туда-то – и сделают.
Так вот. Среди технических устройств, которыми фантасты двадцатого века оснащали будущее, была такая приблуда – видеофон. То есть телефон с видеокамерой и телевизором. Чтобы не только, значит, говорить, но и видеть собеседника. Обычно видеофоны изображали на столах у героев, а на улице – в кабинках… Иногда – с голографией, чтобы уж совсем поразить воображение читателя.
И что же? Сейчас видеофон и в самом деле существует. Это не очень востребованная, но вполне работающая вещь. В скайпе, например, это дело имеется. Фантасты не ошиблись.
Вот только досада: передача видеоизображения оказалась мелкой фишечкой, деталькой, появившейся по ходу совершенствования очень сложной и абсолютно никем не просечённой системы: компьютеров и интернета. Ну не предполагал никто в те времена укромные, что даже слово «работать» в двадцать первом веке в развитой стране будет означать в основном «висеть над клавиатурой».
Похоже, сейчас аналогичная ошибка делается в отношении уже компьютерных технологий.
Я имею в виду идею «виртуальной реальности», понимаемой как «виртуальное пространство».
То, что комп рано или поздно срастят с человеческим мозгом напрямую, уже не является дискуссионным вопросом. Сделают. Хотя бы потому, что выяснилось: мозг – довольно пластичная штука, и свою архитектуру способен менять в очень широких пределах. Сейчас, скажем, сделать штуку, позволяющую двигать курсор «силой мысли», несложно: = можно засунуть в двигательную зону электроды, можно и без таких ужасов, просто биотоки снимать. Причём мозг адаптируется к электродам: нейроны, сцуки, учатся, отращивают дендриты и вообще. В башке появляется чуть ли не центр движения мышью.
Предвидеть это было, в общем-то, несложно. Дальше мысль идёт понятной дорожкой: научиться работать не только на передачу, но и на приём. То есть не только передавать сигналы от мозга в комп, но и получать.
Стандатный ход мысли дальше – «полностью виртуальное пространство». Люди, лежащие в этаких саркофагах, а все сигналы, в норме идущие от глаз, ушей, кожи и так далее, эмулируются компьютером. Сидишь в специальной клетке, а тебе через проводки гонят виртуальный мир, прекрасный и ужасный. Куда и провалится всё прогрессивное человечество.
На эту тему написано множество всяких романов, начиная от классика нашего Гибсона и кончая потоковым производством. Пересказывать не будем – «все читали», ага-ага.
Возникает, однако, вопрос. А является ли этот самый «виртуальный мир» - понимаемый именно как «виртуальное пространство», куда человек с головой ныряет – таким уж востребованным?
На первый взгляд кажется, что да. Играют же люди годами во всякие игрули. Значит, спрос именно на это. Экстраполируя…
Вот-вот. Экстраполируя. А с экстраполяциями вообще нужно осторожнее быть.
Вообще-то игроманы составляют хоть и заметную, но не столь уж большую часть потребителей тактовых частот. Большинство топчущих клаву играют в игрули вполне умеренно, и гораздо больше времени проводят в самом обычном общении, которое интернет столь облегчает. Ни в какую виртуальную реальность они особенно не хотят – им и здесь неплохо. Не нужны им чужие пространства. Посмотреть можно, а с катетером – нет.
А вот чего они хотят – так это пакета услуг, который можно назвать ВИРТУАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ.
Например. Сейчас крайне обесценилась эрудиция. Очень многое можно посмотреть в вики, если нет – нагуглить, если гугль не берёт – пошерстить руками. Через какое-то время найти можно будет «ваще любую инфу».
Так вот. Чрезвычайно востребованной вещью может стать «искусственная память». То есть – гугль, подключённый непосредственно к голове. Чтобы запрос посылался непосредственно через мозг в сеть, а найденное- тексты-картинки-звуки - всплывало не на экране, а непосредственно в памяти.
Возникает, конечно, вопрос, а как это будет работать, если механизмы работы мозга и сейчас не особо известны.
Ответ может быть довольно неожиданным: вполне возможно, что при достаточно толстом канале связи с мозгом он начнёт настраиваться на этот канал сам. Как именно он это будет делать – «а чёрт его знает». Но вполне может оказаться, что достаточно подвести трубу, а уж там оно само всё прирастёт.
Понятно, что в таком случае через какое-то время ВСЯ мозговая активность будет восприниматься как непрерывный «запрос к сети». Что может привести к неожиданным эффектам. Человек задумался, не посолить ли ему бифштекс – а у него в голове вспыхивает реклама тибетской соли с ароматизатором, медицинские сведения о вреде натрий-хлора, ссылка на форум, где обсуждается несолевая диета, содержание соли в консервантах и так далее.
Тут возникнет потребность во внутренней баннерорезке, фильтрах намерений, и так далее. Не исключено, что появится комплекс духовных упражнений – скорее всего, их разработают буддисты – которые позволят концентрировать запрос и отсекать ненужные сущности. Не исключено и появление механизированных фильтров: кроме Гугля и Яндекса появится какой-нибудь Оккам или Отстой-Барьер. Настройки отказов станут не менее важными, чем настройки запросов.
Через какое-то время содержимое мозгов польётся непосредственно в сеть. Без дешифровки. Будут лежать на файлообменниках огромные файлы непонятно с чем: то ли хеш-таблицы соответствий запросов, то ли линки на какие-то ассоциации, то ли хрен знает что. Какое-то время это будут даже исследовать – и узнают много интересного о работе мозга. Потом забросят: «да хрен с ним, как оно там работает, главное что работает». Зато обмен этими файлами окажется очень полезным делом. «У меня тут ассоциативка к средневековой музыке, покрути. А ты мне обещал ключи к Хайдеггеру, скинь, если найдёшь?»
Последствия повсеместного использования такой подключаемой памяти окажутся очень значительными. Например, будет наконец-то решена лингвистическая проблема. Для начала на каждое слово чужого языка в голове будет вспыхивать спектр значений, а вот грамматику придётся «самому соображать». По мере самосовершенствования системы и грамматические правила будут всасываться по ходу. Через какое-то время на освоение, скажем, базового английского будет уходить где-то неделя ненапряжённого слушания попсы и новостей. То же произойдёт со всеми остальными знаниями. Они будут усваиваться по мере ознакомления, очень быстро. При этом «проблема образования» не исчезнет, но очень сильно трансформируется.
Почему подключение внешней памяти я назвал «виртуальным временем», думаю, понятно. Но и пространство тоже будет освоено. Только по-другому.
Так, появится спрос на виртуальное восприятие РЕАЛЬНОГО мира. Не виртуального, а именно реального.
Самый простой пример: человек идёт по улице. Его зрение корректируется на уровне мозга – он может видеть всё происходящее настолько чётко (или настолько нечётко), насколько ему это нужно. Он может заглянуть за угол, подключившись к телекамере на углу – причём не так, что изображение в глазах померкнет и он увидит пространство за углом, а как будто он испытал острейший приступ дежа вю: в голове вспыхнет, что секунду назад за тем углом было то-то и то-то. Кстати, посмотреть-вспомнить, что было на улице секунду, день или год назад – если такая информация есть, он тоже сможет. А также сможет посмотреть градостроительные планы, уточнить, где тут ближайший переход и сортир, сделать покупку в соседнем магазине, не заходя в него – и при этом вовсе не выпадая из реальности, а наоборот, ГЛУБЖЕ в неё погружаясь.
Прямой контакт сети с мозгом, разумеется, принесёт и проблемы. Например, с приватностью: уже сейчас анализ запросов, выдаваемых с определённого компа, может дать о человека всю или почти всю интересную информацию, «а то ли будет». Соответственно, расцветут всякие внутренние анонимайзеры, закрытые сектора хранения данных и много чего ещё. Одним из косвенных следствий будет чрезвычайное развитие субличностей, «виртуалов», заточенных под определённые специализации. То, что сейчас является всего лишь игрой – хотя иной раз она далеко заходит – станет чем-то вроде контролируемого диссоциативного расстройства идентичности. «То-то будет весело» - сплошные Билли Миллиганы.
Тут прокладывается мостик к ещё более интересному. Подключение внешней памяти и манипуляции с мозгом могут, наконец, позволить интенсифицировать вполне «естественные» его способности. Люди получат прямой доступ к тому, чтобы натренировать определённые участки мозга, буквально «лепить» его. А поскольку возможности этой штуки мы используем не так чтоб уж очень интенсивно – результаты могут быть самыми неожиданными…
Полностью виртуальные миры ТОЖЕ будут. Причём сделают это так, по ходу дела, занимаясь куда более интересными вещами.
Комментарии
"О сколько нам открытий чудных готовит просещенный ум...."