Возможно, Толстой допустил ошибку, поставив вначале слово "непротивление"?

На модерации Отложенный Непротивление злу насилием – идея Толстого. Возможно, гений допустил ошибку, поставив вначале слово "непротивление". 

В мироздании нет ни Добра, ни Зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Все, что дано для жизни природой, по существу не дурно и не хорошо, но становится тем или другим благодаря свободной воле человека, прежде всего, его влиянию.

Ортодоксальные критики обычно не понимают сути его позиции, и приписывают ему "непротивление злу", без всякого уточнения словом "насилием", "силой" и т.д. Между тем у Толстого встречается формулировка – достаточно полностью отказаться от мести, от стремления причинить равные страдания злодеям, ограничившись изоляцией и всемерной помощью им в исправлении, и тогда сопротивление злу уже не будет злом, даже если осуществляется с применением силы.

Даже будучи не вполне убедительной формально интерпретацией Евангелия, идея Толстого оказали большое положительное влияния, в частности – на Ганди, который сумел в своё время практику ненасильственного преобразования общества воплотить в Индии.

Теоретизирование на тему противления злу силой часто производит отрицательное влияние, ожесточает умы.
Ничего доброго не вышло, например, из работ на эту тему Ивана Ильина. В этом вопросе очень легко перейти грань. Толстой в своё время указывал, насколько неверными и шаткими могут оказаться наши суждения о том, что приносит зло обществу (с точки зрения инквизиторов "злом" были пытаемые еретики и т.д.). Другое дело, что вариант Льва Толстого – отказ от сопротивления злу насилием, включая даже ограниченные формы, не подразумевающие убийств и мести, также неприемлем в большинстве случаев и привёл бы к плачевным последствиям в мирах, где зло имеет реальную власть, где ещё не достигнута победа в борьбе с демоническими силами.

У Толстого нет чудес, нет воскресения из мертвых, но есть твердая уверенность в божественной правоте Христа. Этой уверенности не было и нет у многих, кто скрупулезно следует каждой букве, ничто не подвергая сомнению, ни в чем, не пытаясь разобраться.

Кто не заблуждается, тот и не прозревает. Обезьяне трудно ошибиться в решении дифференциальных уравнений по очень простой причине - она их не решает. А Толстой решал.

Ошибался, но пытался решить.