Судебная система: посторонним вход разрешен
На модерации
Отложенный
Гора опять родила мышь: сегодня вступает в силу Федеральный закон № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Инициатором выступил главный юрист страны – президент Дмитрий Медведев еще в 2008 году, и все это время шел неторопливый переход от слов к делу. Последние поправки глава государства завизировал буквально за считаные дни до наступления у отечественной Фемиды эпохи гласности. И вот – посторонним вход разрешен, прошу.
Как сообщает РИА «Новости», отныне «информация о судебных решениях должна предоставляться как в устной форме, в т. ч. по телефону, так и посредством размещения в сети Интернет, но самым надежным способом ее получения по-прежнему остается личное присутствие на заседании».
Да это – просто прорыв какой-то! Раньше глупые граждане метались в поисках необходимых сведений где угодно, только не во дворцах правосудия; снять телефонную трубку тоже в голову никому не приходило. Благодаря свежеиспеченному закону теперь мы точно знаем, куда идти, отдельное спасибо – «за звонок». Но и это еще не все! Новые правила обеспечат всем желающим «максимальную доступность» к информации о времени и порядке работы судов, движению дел и заявлений, времени и месте их рассмотрения, основным сведениям о служителях Фемиды. Простите, но и до сегодняшнего «счастливого момента» узнать «время и порядок» огромного труда не составляло: достаточно было прочитать расписание или обратиться в канцелярию. «Основные сведения» о судьях (т. е. фамилию, имя, отчество и статус) предоставлять также никто не стеснялся.
Здорово, конечно, что отечественным вершителям судеб напомнили про очевидные вещи, только почему им одним? Пусть примут еще несколько подобных законов. Например, под тем же красивым предлогом «гласности и прозрачности» милиционеров в который раз «обяжут» представляться гражданам…
«Да, но Интернет!» – воскликнут поклонники судебных сенсаций. Действительно, теперь каждый имеет право запутаться в сети среди опубликованных вердиктов, постановлений, мотивировок и т. д. Как сообщает портал Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ), одна только электронная база Верховного суда РФ по состоянию на 30 июня содержала сведения по 152 746 делам различных категорий.
Арбитраж пошел еще быстрее: не дожидаясь 1 июля, стал «сливать» в Интернет не только резолютивные акты, но и другие подробности, включая техническую документацию. Все желающие уже могут насладиться и оценить объем информации. В Интернете функционируют порядка 2500 судебных сайтов. Глава судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев сообщил Интерфаксу, что в сети будет появляться около 20 млн решений ежегодно.
Я понимаю интерес участников процесса, т. е. тех, кого это непосредственно касается. Но представить посторонних людей, вникающих в детали и нюансы дел, не имеющих к ним никакого отношения, не могу. Кроме разве что «СМИшников». Хотя журналистам и раньше никто не запрещал обращаться к ПРЕССлужникам. Конечно, под благовидным предлогом те запросто могли умолчать о каких-то деталях. С сегодняшнего дня «благовидный предлог» придумывать более не придется: в законе существует пункт о «невмешательстве в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов». Как подобную формулировку перевести с юридического на русский (а главное, что она подразумевает на практике), пока никто не знает. Но очень удобно «зарубить» любую заметку на скользкие темы – за «вмешательство в осуществление».
Естественно, согласно ч. 5 ст. 15 закона об «открытых дверях» однозначно запрещается публикация сразу нескольких категорий судебных актов. Речь идет о делах, затрагивающих безопасность государства (где фигурирует государственная тайна); возникающих из семейно-правовых отношений (в первую очередь это дела об усыновлении или удочерении, или затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних); о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности или о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.
Но главный спор преткновения – в другом: зачем оглашать персональные сведения «истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца и гражданского ответчика, осужденного, оправданного и секретаря судебного заседания»? То бишь всех участников процесса, за исключением свидетелей. Чтоб жизнь медом не казалась? Перепевая известную песенку:
В России приняли закон – для чего, для чего?
Чтоб не осталось в стороне никого, никого!
Портал РАПСИ уже вынес однозначный вердикт: можно утверждать, что практическая реализация Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» аукнется среди обычных граждан. Разумеется, речь идет не о тех, кто воспользуется новыми возможностями и кинется подглядывать за ежедневной рутиной Фемиды, или при помощи судебных баз станет изучать «кредитную историю» контрагентов.
Очевидно, хуже всего придется потерпевшим. По сути, многие из таких людей заново испытают не самые приятные моменты в жизни. Также не стоит сбрасывать со счетов тех, кто понесет моральные и физические издержки от обнародования судебных материалов, и со временем обжалует конституционность самого закона № 262.
Данный фактор вряд ли добавит российскому обществу уважения к Фемиде. Тем более что в последние годы оно и так невелико. По всем опросам, лишь 10-15% россиян верят в правосудие.
Комментарии