Есть ли пределы у религиозной терпимости?
Где граница, за которой уважение к чужим обычаям и традициям начинают угрожать национальной идентичности?
Если в некоторых мусульманских странах европейцам запрещают употреблять спиртное или обниматься в общественных местах, поскольку это нарушает местные обычаи, то должны ли европейцы проявлять терпимость к мусульманским обычаям — ношению никабов и хиджабов, жертвоприношениям в черте города?
Эти вопросы обсуждаются на конференции по проблемам толерантности и недискриминации, которую проводит в столице Казахстана — городе Астане — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Тема религиозной и национальной толерантности во многом связана с растущей в странах Западной Европы исламо — и ксенофобией. Ношение паранджи и никаба законодательно запрещено в Испании. Аналогичные законопроекты подготовлены в Бельгии и Франции.
Запрет на строительство минаретов и мечетей введён в Швейцарии. В Нидерландах снимаются антиисламские фильмы. Почти во всех странах Европы существует дискриминация при приёме на работу выходцев из неевропейских стран. Столь жесткие меры европейцев связаны с боязнью потерять свою национальную идентичность под напором быстро растущих этнических общин, не желающих принимать нормы традиционной европейской культуры. Масло в огонь этнической и религиозной нетерпимости подливают террористические акты, которые время от времени потрясают Европу.
Вопрос баланса толерантности и интересов национальной безопасности стоит сейчас остро — и не только в европейских странах. Необходимо искать компромиссы, которые позволили бы совместить права и обычаи национальных меньшинств с законами государственной власти и интересами безопасности граждан, подчеркнул в интервью «Голосу России» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:
«Вопросы ношения паранджи и национальной одежды — это тонкие и деликатные вопросы. С одной стороны, всё, что касается безопасности, это очень серьезно.
И, вероятно, в людных и общественных местах верующие должны ходить без религиозного одеяния, чтобы не возникало никаких угроз и тревоги. Что же касается других мест, а тем более храмов, то верующие могут быть одеты в соответствии со своими традициями, обрядами и религиозными убеждениями».
По последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство жителей России не испытывает неприязни к представителям других национальностей. А из тех, кто признался в такого рода неприязни, только половина связывает это с угрозой терактов. Однако большинство граждан, утверждают социологи, раздражено тем, что «представители других народов не хотят считаться с обычаями и нормами поведения, принятыми в России».
Мировое сообщество должно выработать принципы и механизмы, которые, с одной стороны, защищали бы традиционную культуру, а с другой — не допускали дискриминации национальных и религиозных меньшинств, уверен заместитель председателя Синодального отдела РПЦ по взаимоотношению Церкви и общества священник Георгий Рощин:
«Необходимо выработать некий «модус вивенди», при котором не будут ущемляться права верующих ни в ношении внешних религиозных символов, ни в совершении молитв в общественных местах, богослужений и, самое главное, жизни по вере не только в храмовой общине, но и на работе, и в школе. В этой связи, Русская православная церковь предпринимает большие усилия для налаживания диалога как с представителями конфессий, так и с представителями власти и общества — не только в России, но и в странах СНГ, а также на всей территории влияния РПЦ за рубежом».
В России пути решения назревшей проблемы ищут власти, общество и религиозные организации. Один из таких путей — специальный курс Основы религиозной культуры, который вводится в российских школах. Его цель — с детства заложить принципы толерантности и уважения к национальным и конфессиональным особенностям других народов.
Комментарии
Цель курса по основам религиозной культуры - вовсе не та, которая названа в завершении статьи. Это бесчестная полукатехизация.
Все лучшее чем мусульмане сих пренебрежением к чужой и своей жизни.
А насчет начала - ну если таки у себя пить и в неглиже ходить не позволяете - так и у нас в своих прикидах не ходите и не учите нас жить с помощью взрывчатки.
А "с помощью взрывчатки учат жить" не из религиозных соображений, но религию часто используют для зомбирования смертников. Не обязательно ислам. Ирландцы или баски, к примеру, христиане.
По работе часто бываю в южных странах. Встельку пьяный или в шортах там не хожу, не проверял реакцию. А насчет терпимости к вере, настоящие мусульмане, коих абсолютное большинство, нам фору точно дадут. Их заботит не ваша вера, а ваш моральный облик.
Часто сталкивался с одной ситуацией. В афганских гостинницах персонал, узнав, что я христианин, будил меня стабильно за полчаса до того времени, на которое я назначал завтрак. Мои уговоры, что я встаю по будильнику, не действовали. Переживали, вдруг я просплю и не успею помолиться.
Социальная концепция РПЦ - основной документ определяющий отношения РПЦ к иноверцам, государству и пр. Первоисточник. Что вам тут не нравится, конкретно?
Если вы говорите про РПЦ то надо опираться на документы, а не на платочковицу которая вспомнила комсомольскую молодость и раскричалась.
Но приезжать сюда и требовать соблюдения своих порядков от местных пенебрежительно к оным при этом относясь?
Не дадут форы. Не надейтесь.
Для этого у них слишком низкий уровень просвещения и образования в большинстве.
Пренебрежительное и унизительное обращение - получите сколько угодно.
Хотя они также как и наши неучи часто имеют большое уважение к образованному человеку.
И все же, жизнь чужую ценят весьма мелко.
Намерение не засчитывает даже суд земной - уголовный, в зачет срока идут совершенные деяния.
Это вы в его действиях подразумеваете то что хотите в них видеть. Но не факт что это так и есть.
Совсем другое дело - политика - т.е. одним человечкам запретить, другим разрешить. И политика активно использует религию для достижения своих целей.