6 ВОПРОСОВ О ВСТРЕЧЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА И ПАПЫ РИМСКОГО
1. Что мешало встретиться раньше?
С момента раскола христианства на православие и католичество (в 1054 году) отношения между двумя ветвями одной веры оставались напряжёнными.
Долгие века римские папы считали себя наместниками Бога на земле, призванными «господствовать над всеми народами и царствами». Поэтому обсуждать с православными коллегами они готовы были только одно: условия нашего перехода под их владычество.
В 1238 году папа Григорий IX даже благословил короля Швеции на крестовый поход в Северную Русь; впрочем, высокое покровительство не помогло: захватчиков разбили войска святого Александра Невского.
В дальнейшем Святой Престол вёл наступление на каноническую территорию православия с помощью «мягкой силы». В 1596 году Киевский православный митрополит подписал так называемую Брестскую унию, перейдя в подчинение Ватикану. Ни о каком равноправии при этом речи не шло: Польша, которой тогда принадлежала почти вся Украина, развернула гонения на православных, передавая их церковное имущество униатам. Впрочем, и сегодня в незалежной православные храмы нередко вне всякого закона передают греко-католикам.
2. Что с тех пор изменилось?
Во-первых, колыбель католичества, старая Европа, столкнулась с чуть ли не самыми серьёзными вызовами в новейшей истории. Нашествие мигрантов с Ближнего Востока грозит сместить не только этнический, но и религиозный баланс региона. Да и агрессивное насаждение нетрадиционных ценностей (против которого выступает наш Патриарх) не по нраву и многим католикам, особенно из числа жителей Африки и Латинской Америки.
Во-вторых — сегодня под угрозой оказались святыни, бесценные для всех ветвей христианства. Что, если, не дай Бог, боевики запрещённого ИГИЛ вторгнутся на Святую Землю? Вполне могут взорвать Вифлеем, как памятники древней Пальмиры. А патриарх Антиохийский, третий по статусу среди глав православных церквей, чья резиденция находится в сирийском Дамаске?..
И в-третьих — фанатики-исламисты вырезают христиан целыми селениями. Их убивают в Ираке,Сирии, Ливии, Египте, Нигерии,Кении, Эфиопии. Только совместные действия всего христианского мира способны положить этому конец.
3. Почему Куба?
Ранее Патриарх не был готов встречаться с понтификом в пределах Европы именно потому, что Старый Свет — каноническая территория католической церкви.
Негоже Московскому Патриарху в Рим на поклон ехать!
Другое дело — Остров Свободы. Нейтральное место. С одной стороны, 60% населения — католики. С другой стороны, в Гаване действует храм Казанской иконы Божией Матери, где хранится частица мощей СергияРадонежского. Это крупнейшая православная церковь в Америке (из тех, что входят в юрисдикцию РПЦ). Причём воздвигнутая на средства коммунистического правительстваКубы!
Сама Республика и её лидеры братьяКастро — давние союзники России. А социализм, который они строили, во многом копирует христианскую идею справедливости. Учитываем и геополитический аспект: самолёт Патриарха приземлится не где-нибудь, а на «нашем непотопляемом авианосце у берегов США».
Наконец, сам Франциск родом из Латинской Америки (если быть точным, из Буэнос-Айреса); в этой части планеты проживает наибольшее количество католиков — свыше полумиллиарда. И с ними Его святейшество говорит на одном языке. Поэтому Куба — едва ли не идеальная, простите за светский термин, «площадка» для встречи такого уровня.
4. Как будет проходить встреча?
Переговоры состоятся в 22:00 по московскому времени в гаванском аэропорту. И это тоже весьма символично: аэровокзал — место, открытое всему миру. Говоря высокопарно — ворота в небо, откуда и до Божьего Престола недалеко. Говоря конкретно — опять-таки, нейтральная территория, не связанная с какими-либо государственными или религиозными институтами.
В зал для переговоров патриарх и понтифик войдут одновременно, через расположенные напротив двери. Первые четверть часа встречи будут транслироваться в прямом эфире.
Общение будет осуществляться через переводчиков.
А все авиарейсы перенесут в другой терминал аэровокзала.
5. Что обсудят?
Всё то, о чём мы писали выше. Защиту христиан на Ближнем Востоке. Совместную позицию по вопросам противодействия терроризму. О возможности переговоров на тему экуменизма (сближения православной и католической церквей) ничего не известно — скорее всего, этот острый многовековой вопрос отложат на будущее.
6. Какие документы подпишут?
Патриарх и понтифик скрепят подписями совместную декларацию — документ из 10 листов, содержание которого пока держится в секрете.
Комментарии