Пушкин и демократия

К 10 февраля (29 января)

Обойти молчанием   календарное число  10 февраля  невозможно. В этот день (29 января по ст.ст.) скончался от огнестрельной раны Александр Пушкин. Но это не день его смерти, это первый день его вечности. С тех пор все отечественные общественные группы, политические партии, режимы пытаются приспособить  вечного нашего  Властителя дум к своим нуждам. Не исключение – нынешние либералы. Но как Пушкин относился к «образцовой демократии» своего времени?  Погодите, сейчас он сам ответит на этот вопрос.

В  общественной памяти наш Пушкин в первую очередь стихотворец. Его чаще всего  именуют поэтом, реже прозаиком и совсем редко драматургом. Но он и тот, и другой и третий на высоте мирового классика, следовательно, правильно говорить «писатель Пушкин». Мне не часто приходилось слышать от своих собеседников  мнение о родоначальнике современной русской литературы, как о публицисте. А ведь политическая публицистика в его творчестве столь же ярка, как и поэзия.  Для подтверждения своих слов я предлагаю вниманию читателей портала «Завтра» мысли А. Пушкина о США в его статье "Джон Теннер" опубликованой в 1836 году в "Современнике":

 «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось (здесь и ниже выделено  мной.

– С.С.). С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранствеВсё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы…  такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами».

Впечатляет? Ещё как! Вот это прозорливость»! 180 лет назад наш соотечественник увидел англосакскую демократию «в её отвратительном цинизме». Будто заглянул в наши дни.

Приложение

 

Но отдадим дань и печали этого зимнего дня.  Почти 30 лет тому назад я написал «Чёрный романс», который был переложен на музыку Жанной Додукаловой. Она же, под гитару, исполнила его своим  звучным контральто 6 июня  1989 г. на сцене  Львовского оперного театра. В тот день Александру Пушкину исполнилось 190 лет.

 

Чёрный романс

 

Чёрная речка. Тропинка узка

в рощице на берегу.

Честь Натали. С пистолетом рука.

Выстрел. И кровь на снегу.

 

Больше не встать. И уже не шагнуть

через заветный порог.

Кончена жизнь!*  Отправляется в путь

с ящиком чёрный возок.

 

Жданный покой – у церковной стены.

Чёрным окрашенный крест.

Неба молчанье. И грустные сны

милых тригорских невест.

 

Звон колокольный. Молитвы слова.

Тяжесть дубовой доски.

Кайся и помни, Россия-вдова,

родина чёрной тоски!