Парк Советской культуры в Новокузнецке

На модерации Отложенный В Новокузнецке строят музей-улицу, превращая аварийные дома в экспонаты

Проект охватывает улицы старого центра города — проспекты Хитарова и Энтузиастов. Авторы хотят превратить микрорайон в жилой памятник под открытым небом, равных которому не будет во всем мире. Только так можно спасти дома исторической застройки, сберечь их культурную ценность. Детища эпохи ранней индустриализации, легендарного «Кузнецкстроя» — великого трудового подвига зари социализма — сейчас пребывают в плачевном состоянии и нуждаются в реконструкции.

«РП» удалось побывать на внеплановой экскурсии по будущему музею. Гидом стал организатор проекта «Соцгород — город мечты» Павел Клепиков.

Босиком по мостовой

Два соседних дома. Практически здания-близнецы, но какой контраст! Один — яркий пример трущоб, полусгнивший, дряхлый. Второй уже пережил капитальный ремонт и смотрится как конфетка: яркие краски, новые окна, свежая кровля. Построили их в один год, 70 лет назад.

– После капитального ремонта поменялся не только внешний вид здания, — рассказывает Павел Клепиков.— Мы полностью поменяли все коммуникации, перекрытия. Это отличный дом. Строили его добротно, на фундаменте из бутового камня, несущие стены из прочных кирпичей. Теперь он еще сто лет простоит, и жить в нем будет комфортно. Мы на данный момент отреставрировали всего несколько домов Соцгорода, но планируем восстановить их все. Это будет настолько глобальная реконструкция, что даже думать страшно. Здесь будет единое историко-культурное пространство.

Когда строились первые каменные дома Новокузнецка, он назывался Сталинском. Это две улицы строчной застройки самого начала 30-х годов. Теперь здесь самый центр города, тогда — окраина огромной стройплощадки, на которой возводили гигант советской металлургии — Кузнецкий комбинат. Всесоюзная стройка была неблагоустроенной. Днем трудовая армия надрывалась на производстве, к ночи разбредалась по землянкам и баракам. И вдруг посреди завшивленного болота —эдакое великолепие. Дома из кирпича, со стеклами в окнах. А между ними — место для демонстраций: асфальтированная дорога. Чтобы погулять по ней, рабочие Кузнецкстроя приходили после работы, и, заходя на тротуар, снимали лапти, калоши, сапоги: боялись испачкать красоту.

 

Конструктивизм как архитектурное направление в идеологию общего братства и равенства вписывался неплохо. Ничего лишнего, только необходимое. Коллективный быт, социалистический город. Проект знаменитого немецкого архитектора Эрнста Мая, основавшего школу архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Он со своими сподвижниками приехал сюда не за деньгами. Вдохновленные «Капиталом» Маркса и прочей классикой социалистической литературы, иностранные специалисты почти бескорыстно помогали стране Советов. Главенствовала идея: строим новое будущее.

 

Позже эти дома в народе прозвали «Слезы социализма». По современным меркам жить в них плохо. При их возведении не были запланированы кухни и ванные комнаты, например. По замыслу архитекторов, в городах будущего людям в квартирах не нужны эти атрибуты индивидуализма в бытовой роскоши. Мыться? Есть общественная баня! Кушать? Добро пожаловать в социалистическую столовую! И столовая, и баня в микрорайоне сохранились по нашу пору, но большим спросом не пользуются, так как после войны народ-таки одумался и втиснул в квартирки крохотные «сидячие» ванны, отгородил от комнат символические кухни.

Еще один «привет» из социалистического прошлого — электропроводка. Советскому рабочему не нужна была электроплита (кухонь же нет), для освещения достаточно одной лампочки. А предположить, что потомкам ударников коммунистической стройки потребуется включать в сеть больше одного электроприбора, тогда не могли. Сейчас, если кто-то в доме включает электрочайник или, пуще того, микроволновку, у всех соседей тускнеют люстры или вовсе выбивает пробки.

Двойник из Франкфурта-на-Майне

Мы с Павлом Клепиковым гуляем по району Соцгорода, и он, как заправский гид, сыплет фактами, датами, историями, красивыми легендами, которыми оброс район. Интересно. Полное ощущение того, что ты в музее, а вокруг не жилые дома, а настоящие экспонаты.

– Архитекторы с одной стороны смело воплощали в жизнь свои идеи, с другой — был неусыпный партийный контроль. Руководству нравилось. Быстро, дешево, идеологически верно решалась проблема жилья для советского человека. По сравнению с землянками эти дома без излишеств казались раем. Строили так быстро, что просто диву давались. На бешеном энтузиазме. Уходили люди на работу мимо котлована, возвращались — уже дом стоит. Ни за какие деньги так не работают. Думали, так будет жить весь мир. Огромный квартал построили за два года.

Соцгород Сталинска приняли за эталон. Его двойники выросли на Урале, в Донбассе, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке, везде, где строились крупные промышленные объекты.

Правда, в Челябинске, Магнитогорске, Братске слезы социализма уже снесли за редким исключением. Они же исторически везде занимают центр города, а кому понравятся старые трущобы в центре?

Оказывается, нужны они пока только Новокузнецку и… немецкому Франкфурту-на-Майне, где есть район-близнец. Что неудивительно, учитывая, что там — родина архитектора проекта.

Но и в Германии, и в Кемеровской области об этих комплексах теперь думают именно как о памятниках. Это раньше они считались элитным жильем. В 1930-е получить комнату в Соцгороде было великой привилегией. Селили только иностранных специалистов, ценных начальников и передовиков производства.

– Сначала хотели даже остальные города перестроить в стилистике соцгородов, посносив архитектурные излишества дореволюционных зданий. Высший Совет народного хозяйства — был такой орган — даже принял соответствующее постановление. Книжку выпустили: быт советского человека через 15 лет. Не успели реализовать. И, слава Богу, наверное. А потом произошла смена курса. Товарищу Сталину нравились большие основательные дома, капитальные, на века и с комфортом. С лепниной, эркерами, колоннами. Неоклассицизм, позже выделенный в отдельное направление — «сталинский ампир».

От советской лепнины до граффити

То, что на Урале безжалостно снесли, в Новокузнецке превращают в жилой музей. Создан инструмент для реализации проекта — управляющая компания, которая принимает дома на коммунальное обслуживание и постепенно занимается ремонтом. Коммерческой выгоды тут никакой. Дома старые, вложений требуют колоссальных.

Есть историческая польза, культурная. А рентабельность… Только в далекой перспективе. Пока этот проект существует на энтузиазме. Судьба такая у района. Он на идее строился, на ней жил, и, судя по всему — будет жить.

– Сделать из вечной головной боли коммунальщиков что-то хорошее. Ну, какой это пиар? Какая коммерция? Что смеяться-то? Тут такие инвестиции нужны! — говорит Павел, когда спрашиваем его о том, зачем понадобился этот проект.— Это можно еще рассматривать как хобби, как желание сделать доброе дело, сохранить наследие великой эпохи! А те, кто думает, что управляющая организация решила себе жилфонд набрать дополнительный, пусть посчитает, сколько тут ремонта и сколько при этом поступлений по коммунальным платежам. Никакой выгоды, пусть успокоятся такие люди.

Действительно, подумать, так выгода только моральная. Живут в этих домах пенсионеры, им «скинуться» на капремонт — явно не по карману.

Сейчас у организаторов проекта есть большая задача: собрать в одних руках управление всеми домами Соцгорода. Получается довольно легко. У людей, которые живут в зданиях будущего музейного комплекса, перед глазами примеры уже проделанных реконструкций: отремонтированные, буквально заново построенные дома. Так что сами приходят и просят включить в проект и их дом. А те компании и ТСЖ, что сейчас управляют некоторыми домами Соцгорода, рады скинуть с баланса проблемные объекты. Они ведь в плане коммунального обслуживания — бездонная яма, которую не заполнить своими силами.

Звезда была символом старого Соцгорода. Стала символом нового. Надписи на указателях продублированы на английском языке, так как проект претендует на международное признание.

Район преображается. Это особо заметно там, где исторический облик зданий уже восстановлен. Дом № 35, например, снова обзавелся лепными звездами на фасаде. Помогли сотрудники краеведческого музея. Предоставили проекту архивные фото, благодаря которым удалось вычислить масштаб этого элемента декора, точные размеры и месторасположение лепнины.

Помогают художники. На торцах руин, которые пока не дождались капремонта, красуются граффити. Это конечно не сочетается с общей стилистикой Соцгорода, но как временная мера работает превосходно.

– Помните: «От этой картины большая польза. Она дырку на стене закрывает»,  —говаривал известный персонаж «Простоквашино». А еще граффити маскирует разные некультурные надписи, оставленные хулиганами. Матерки и прочую грязь можно было бы просто забелить, но тогда будет некрасивое пятно. Стену-то не закрасишь целиком: очень дорого. А тут позвали художников, они бескорыстно сделали красоту, — поясняет Павел Клепиков.

Лишь одна из картин «настенной росписи» имеет тематику, близкую к соцреализму, остальное — только добрые картинки, абстракции.

Квартира времени

Здесь, в Соцгороде расположен первый детский сад Новокузнецка. Его открывал лично Серго Орджоникидзе. Здание тоже построено в стилистике конструктивизма. Главная отличительная черта — очень много окон, плюс такая планировка, что в любое время, откуда бы ни светило солнце, в группах у малышей светло и радостно. Садику в грядущем году исполняется 70 лет, и сейчас «Соцгород — город мечты» готовит проектную документацию для того чтобы вернуть зданию былую крепость и величие.

– Если привести район в порядок, он будет выглядеть достойно,— уверен Павел. — Мы вернем ему исторический облик, сконцентрируем здесь приметы социалистической эпохи, внешние архитектурные атрибуты. Лавочки поставим те самые — чугунное литье с вензелями. И фонарные столбики 30-х годов, реконструированные и восстановленные. Сейчас их уже нашли, несколько штук сохранились: стояли без дела и пользы в заброшенном парке. Так мы их выкупили, и отправили на восстановление. Лепной медальон с изображением доменных печей КМК, что раньше висел на клубе имени Курако. Клуб недавно снесли, но медальон мы спасли и перевезли в Соцгород. Скоро украсим им один из фасадов.

В ближайших планах — открыть в большом музее маленький: сейчас восстанавливается исторический облик «квартиры советского человека», с антикварной обстановкой. Экспонаты тоннами несут в контору ЖКХ бабушки и дедушки, откликнувшиеся на призыв реставраторов. К концу октября музей будет открыт.

Пенсионеров здесь еще очень много. И подавляющее большинство из них с радостью помогают энтузиастам. Они помнят Соцгород прошлого, живут тем временем, своей молодостью. Когда жили счастливой коммуной, сообща отмечали праздники и вместе горевали. Когда у каждого дома было свое имя собственное, а не адрес: «Дом учителей», «Дом специалистов», «Дом иностранцев»…

– Ну, не красиво разве? Красиво! — Павел показывает на ряд отреставрированных зданий — Это история, душа города. И мы обязательно сделаем так, что снова будет престижно жить в этих домах.

Голова на плечах

Сейчас район постепенно молодеет. В посвежевшие дома Соцгорода снова стремятся заехать молодые семьи. Это — заметная тенденция.

Квартира в 40 м² идеальна для семьи из трех человек. Район отличный, с великолепно развитой инфраструктурой, с парками, садиками, школами, культурными учреждениями, широкими дорогами и так далее. Дома после капремонта, сети новые, стены толстые, фундамент каменный, не износил и трети возможного запаса прочности.

Да, некоторые жильцы будущего музея ждали, что этот район пойдет под расселение как ветхий и аварийный. Кто-то на это всерьез рассчитывал, надеясь получить взамен новое жилье. А тут, похоже, планы сорваны. Ну, кто же в здравом уме будет сносить капитально реконструированные дома?

Но расселить трущобы — некуда, дорого и если когда и получится, то еще очень не скоро. Слишком много в полумиллионном Новокузнецке бараков в гораздо худшем состоянии, так что Соцгород— в самом конце очереди на переселение.

Сквер Комсомольцев, неотъемлемая часть Соцгорода, где с 30-х годов устраивались танцы, митинги, да просто гуляли горожане, тоже взят проектом на обслуживание. Привели в порядок растительность, перевозят в посвежевший сквер скульптуры и памятники советского времени. Их, малых декоративных элементов, в городе сохранилось много. Но большинство — ныне бесхозные, неухоженные, требуют реставрации. Организаторы музея хотят их собрать в одном месте и дать им новую жизнь. Будет Парк советской скульптуры.

Первый экспонат Парка советской скульптуры — изваяние Павки Корчагина, на примере этого литературного героя («Как закалялась сталь», Н.А.Островский. — Примеч. авт.) воспитывались несколько поколений. Гранитному Павлу уже вернули «подлеченную» скульпторами голову. Символично.