Если бы директором был Марк

 

Я не знаком лично, но Марк Гальперин производит очень хорошее впечатление. Прежде всего – самоотверженностью. Тем интересней было прочитать его десять советов власти, активно поддержанных в Фейсбуке. Об этом следует поговорить. Это то, как видят ситуацию лучшие. В кавычках – цитаты.

1. "НЭП... Предприниматели делают что хотят...Чиновникам... оказывать всякое содействие".

Что в этом случае делают предприниматели? Правильно – легкие деньги. Свобода мавродизму. Это не новая – это старая экономическая политика. И ОЧЕНЬ плохая.

2. "Дать оппозиции несколько мест в Думе".

Не много – несколько. И даже не "разрешить получить". Дать. Ваше величество, не откажите – прикажите выдать. Чтобы "показать, что в стране демократия".

3. "Убраться из Сирии... Объявить...что миссия... успешно завершена".

А убитых детей списать, как тренировочный материал. Наши бы списали. Да мир не спишет. Убраться теперь не получится. Теперь придется платить.

4. "Сделать Крым независимым государством. Типа новый референдум...  как народ захочет, так и будет".

Честно говоря, не ожидал услышать про этот способ легализации воровства от Марка. Наше дело – положить Крым на место, где лежал. И выплатить компенсации пострадавшим. Крымчанам самим – прежде всего. Не может мы проводить новый референдум на Украине, как не могли проводитьи старого.

5. "То же самое... с Донбассом... Направить туда настоящий гуманитарный конвой".

То есть провести в Донбассе еще один референдум про независимость. Кто будет проводить? Какие будут результаты? После двух лет войны. И что делать с кровавой раной, нанесенной нами? Как ей зажить?

Здесь у нас задача много сложней. Тут одними деньгами не обойдешься. Из Донбасса мало убрать головорезов. Это место теперь нужно долго лечить. Как? Это даже не нам решать. Это наша ответственность, но не вполне наше право. Донбасс – територия Украины, которая нами не только разрушена. Там ненависть теперь пылает. Там многих жертв НАШЕГО преступления теперь защищать надо. Там простого решения теперь нет.

6. "Освободить политзеков из тюрьмы.... проблем нет".

Есть проблемы. У нас "политзеками" теперь кого только ни называют. Как теперь – и кого только ни называют "правозащитниками". Всех "политзеков" освободить? Или с разбором? Нацистов – тоже? И погромщиков?

7. "Освободить прессу от цензуры. Нехай пишут что хотят".

Все и всё пускай пишут? Любую ложь? Дескать, люди разберутся? Так ведь известно – не разберутся. У нас ведь и так почти все пишут всё, что хотят. Проблема не в том, что печататься не дают. Проблема в том, что хотят отвратительно. Хотят денег любой ценой. А у прессы эта цена известна – ложь.  

8.

"Перестать клеймить Запад. Развернуть оглобли пропаганды внутрь страны - показывать, какие таланты у НАС [выделение мое – А.З.] есть и как они развивают... культуру".

Это вообще-то уже было – показывали. При Брежневе. Потом, после Брежнева, показывали, до чего доразвивались. Идея "перестаньте врать про то, как плохо на западе, начните врать про то, как хорошо у нас" – так себе идейка.  

9. "Перестать платить дань кавказским вассалам".

Перестать "кормить Кавказ". Отсюда полшага до "Любить Кавказ! Любить!". Та же песня, то же отсутствие понимания своей ответственности. Нам перед Чечней за содеянное еще долго не расплатиться. И с ингушами, балкарцами, карачаями – тоже. Но дело не только в этом. Если мы одна страна, одна семья, то не может богатый бросать бедного на произвол судьбы. В кавказской политике надо всё менять (как и в любой другой). Но лозунгами русского марша этого не сделать.

10. "Притормозить маховик истерии, показать... новый вектор... размеренной жизни... этот вектор и является новой политикой страны".

Как будто газовая плита: захотел прибавил ненависти, захотел убрал. Агрессия копилась и копится в народе как следствие собачьей жизни (у одних с сосиской, у других без, но у всех без правды, без смысла и почти без любви – с очень немножко любви и только к своей семье). Антизападная истерия просто канализирует нашу агрессию. Закроешь этот канал, истерика не прекратится, а выберет себе другой объект. Кого? Да ту же власть, например. И кто же на это пойдет.

И это уровень понимания проблем одним из лучших наших людей. Что же спрашивать с остальных?

Еще раз. Мне очень нравится Марк Гальперин. Прежде всего – самоотверженностью. Но вот я думаю: а хотел бы я, вполне себе режимоненавистник и человек не чуждый либеральных ценностей, так вот хотел бы я, чтобы человек с программой из таких десяти пунктов стал директором? И говорю сразу – не хотел бы. По причинам, изложенным выше.

А захотят ли этого другие потенциальные делатели мирной демократической революции? Вот в том-то и дело.

Не понимает Марк, что власть ничего из того, что он советует, сделать не может. И не только, и не столько потому, что власть глупая, упертая и злая. Это здесь уже не так и важно. Важно, что нет у них такой счастливой возможности. Они (вместе с нами) влезли в такой узкий, темный (и добавлю – благоухающий отнюдь не благовониями) проход, по которому ползти можно только вперед – назад не повернешь.

Так что им здесь ничего не посоветуешь. Всё их поведение предопределено логикой их ситуации.

Но это про них. И потому неинтересно. А интересно – про нас. Нам же предстоит не латать это ново-старое платье короля. А шить новое. Не слишком раздумывая, будет ли оно носиться.

Потому что, сколько зиме не кружить, недолговечна ее кабала.