Бродский все знал заранее...
На модерации
Отложенный
Наследники Бродского запрещали стихотворение публиковать, но оно широко распространилось и стало общеизвестным, демонстрируя радикальную эволюцию взглядов Бродского от советско-либеральных к густо имперским.
В современном культурно-политическом контексте стихотворение интересно прежде всего тем, что потрите нашего демократа, либерала, сторонника свободы творчества – и обнаружите под внешним слоем сторонника Единой и Неделимой империи («Государство Российское едино и нераздельно» – Свод законов Российской Империи. Т. 1. Ч. I, раздел 1, ст. 1), поскольку в России, как известно, всякое движение начинается с левой ноги, но с равнением направо.
Другой аспект интереса к тексту связан с обещанием украинцам опасностей, которые ждут их без защиты Великороссии, от которой они столь легкомысленно избавились: «пусть теперь в мазанке хором гансы / с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы». Естественно, по этому поводу есть разные точки зрения, но кое-что нобелевский лауреат, несомненно, предсказал точно.
Правда, великорусская защита многим на Украине и в советское, и в постсоветское время напоминала про «тюрьму народов», потому что Украина большая и разнообразная, это как минимум три разных государства, сбитые Сталиным и Хрущевым в одно целое, но Бродский об этом постарался забыть.
Эмоциональный смысл «оды» – обида на украинцев. Жили вместе, одной дружной семьей народов, а украинцы вдруг покинули «гуртожиток», что воспринимается поэтом (либо его лирическим героем) как измена, не столько политическая, сколько семейная. Естественно, жгучая обида диктует обидную лексику, а в конце оскорбление национального символа – Тараса Шевченко. В общем, «как-нибудь перебьемся».
Теперь комментарием к обидам, выраженным 20 лет назад Иосифом Бродским, стала сама политическая реальность. Любопытная ситуация: обычно стихи комментируют жизнь, а тут жизнь дала комментарий к стихотворению.
Ну а вот, собственно говоря, и само стихотворение: "На независимость Украины"
Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно.
Как говорил картавый,
«время покажет Кузькину мать», руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченный изотопом,–
жовто-блакытный реет над Конотопом,
скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.
Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы медля строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога!
Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире,
по адресу на три буквы, на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть – так сообща, путь выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще.
Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
кожаными углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,
нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Это земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой да левада-степь, краля, баштан, вареник!
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза –
нет на нее указа, ждать до другого раза.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.
Комментарии
А вообще - спасибо, что отметили, прочли, поняли.
Я, признаться думал, что местечковые битвы поцреотов с либерастами, занимают все свободное место в МП и бойцам не до поэзии....
1. понятие гражданин относится к гражданству, а гражданство - к государству, поэтому "хороший гражданин" - это человек, который делает хорошо своему государству (то бишь - системе управления страной). Поэтому говоря, что Бродский был гражданином "так себе" я и имел ввиду именно то, что он плохо относился к государству: СССР, в связи с чем, указание на то, что он был плохим гражданином - не хула, а хвала Бродскому.
2. А вот насчет патриотизма спор у нас уже не на понятийном уровне, а по сути. После развала СССР почему Бродский не вернулся на родину, в свою страну, почему предпочел не участвовать в ее судьбе? (Это совсем не обвинение, просто каждый живет так как считает нужным и если ему было лучше там - значит так и должно было быть, от этого он не перстал быть именно великим русским поэтом
Не вернулся после уничтожения СССР - не мог с этим смирится и простить это либеральным демократам-реформаторам. .
Как я уже говорил, я не большой специалист по Бродскому, но мне попадались на глаза рассказы тех, кто знал его лично. Они говорили, что он (Бродский) считал, что у поэзии и политики общего только начальные буквы «п» и «о». Поэтому из него и не получился ни советский поэт с "фигушкой в кармане", ни антисоветский. Он был сам по себе, просто очень НЕсоветским человеком. Там где антисоветчик переставляет плюсы на минусы, а минусы на плюсы, НЕсоветский просто брезгливо морщиться и пожимает плечами. Из актуально-политического у Бродского, кроме украинской оды, вспоминаются лишь стихи 1974 года "На смерть Жукова", которое от Бродского вряд ли кто-нибудь мог ожидать, плюс " Стихи о зимней кампании 1980-го года", в которых поэт осуждает вторжение советских войск в Афганистан.
Так что Бродский - абсолютно "частный" человек, и уж тем боле всяческие "либеральные демократы-реформаторы" его совершенно "не трогали" и не могли влиять на принятие решения о месте жительства.