Пара железных башмаков
На модерации
Отложенный
Встречаются в русских народных сказках такие слова: «когда пару железных башмаков износишь…», тогда, мол, друга сердечного найдёшь или сокровище. А я своими глазами видела такие железные башмаки. В краеведческом музее села Мартыново Мышкинского района Ярославской области. Посчастливилось там побывать в конце девяностых.
Создатель музея – учитель и краевед Сергей Николаевич Темняткин. Тогда ему было чуть больше двадцати. Он и поведал мне историю своей малой родины.
Когда-то проживало в этом краю финно-угорское племя, почитало, судя по находкам археологов, коня, бобра и змею. Ловили рыбу, обрабатывали поля. Потом пришли сюда славяне-кривичи. Местные жители – потомки этих двух племён. Причём в их диалекте сохранилось столь много старинных слов, что его можно счесть отдельным языком.
Кстати, одно из них - «примаскалить» означает обычный глагол «приехать», «прийти», происходящий от финно-угорского «маск» – «путь». Я сейчас думаю: не от него ли и Москва и москали? Если в слове «Москва», а ведь мы говорим «Масква», слог «маск» - путь, а слог «ва» означает воду, то речь идёт о водном пути, видимо, по реке, на которой и начали строить город. Правильно? А «москали» тогда – путешественники или приезжие? Меня всегда интересовало происхождение европейских языков…
Раньше село выпускало газету «Кацкая летопись». Теперь появился журнал с таким названием. Его адрес в интернете - http://kl-21.narod.ru/.
- Река, на которой стоит село, называется - Кадка. – Рассказывал Сергей. - История простого названия - трагическая. В 1236-м году сюда пришли монголо-татары и стали табором на одном из холмов. С тех пор село, там расположенное, называется Ордино. Оборонять родную землю вышли три князя – Нефодий, Хоробрый и Юрий. Сражения были короткими, поскольку сил у князей не хватало. Но одно из сражений местные жители выиграли. На карте есть лес, который называют Заманихой, потому что сюда они заманили отряд монголо-татар и разбили их на голову. Село напротив леса называется Медливо, потому что тут захватчики замедлили свой свирепый поход. Пленных они казнили близ реки Топорки.
Свой рассказ Сергей сопровождал показом упомянутых мест на карте.
- Битва произошла, по моим расчётам, 16 марта. Убирать трупы погибших воинов было некому, весной они поплыли по реке, заражая воду. Беда – нечего пить! Что делать? Какой-то мужичонка разыскал слабенький родник, поставил в него кадку без дна, набежала вода. Люди стали пить и спаслись. Говорят, именно с той поры нашу реку называют Кадкой. А местных жителей кацкарями.
Ещё есть в нашей округе Ханьево поле, посередине пруд и ракиты над водой. Под ракитами, ходит слух, зарыт клад. Уже двести лет люди пытаются отыскать сокровища, но сундуков с золотом пока не обнаружили. Зато нашли драгоценный перстень с инициалами «К.И» и сочли, что он принадлежал князю Игорю.
- Прекрасная легенда! – Заметила я.
- Большинство из них я опубликовал в нашей газете.
В преданиях кацкарей символом солнца была белая корова, а символом месяца, ночи – белая кобылица, увидеть кобылицу было к беде, а вот фраза: «Пусть к тебе белая корова придёт!» была пожеланием добра.
Во времена Ивана Грозного село Мартыново стало столицей Кацкого стана, куда входили часть Мышкинского, Угличского и Некоузского районов. И принадлежал этот край жёнам братьев Ивана Грозного. У кацкарей издавна есть герб – желтый круг с вписанными в него крестом, топором и секирой. Крест обозначает православие, топор символизирует плотницкий талант кацкарей, секира – символ воинской чести.
Был и свой флаг, на котором присутствуют малиновый и зеленый цвета. Каждая семья имела свой родовой знак – мету, геометрический рисунок, которым украшали имущество.
Много предметов старинного быта я увидела в музее, который тогда располагался на втором этаже дома культуры. Собирали экспонаты ученики Сергея и другие односельчане. Вот там я и заметила железные башмаки - делали такие в годы войны. И по рассказам старожилов, когда осенью начинало подмораживать, далеко было слышно, как идут на танцы в местный клуб жители соседнего села, гремя железными башмаками. Правда, тут их считали галошами. И, думаю, обували, когда на дорогах была грязь. Не иначе с настоящей осенней обувью в войну были проблемы.
А ещё, кроме прялок, вальков, расписных кувшинов, стояли на полках музея старинные фолианты, которые принадлежали местному священнику Р.А.Преображенскому, сосланному в тридцатые годы на строительство Беломорканала. До ареста он занимался и медициной, лечил земляков, поэтому здесь присутствуют книги не только религиозного характера, но и медицинские.
Удивительным показался мне амбарный ключ длиной с четверть метра. Зыбка с надписью - 19 февраля 1897 года. Векошка, которой наматывали большие катушки ниток, и аршин, которым «Россию не измерить». Многие предметы были украшены солярными символами.
И тут же на полке детский гробик.
- Зачем он вам? Откуда? – Удивилась я.
- Тут целая история. Гроб нашли при раскопках Николо-Топорской церкви. Но не в земле, а на колокольне под грудой мусора. Там оказалось аж 11 гробов. И хотелось их открыть, и страшно было: а имеем ли мы моральное право? Но, подумав крепко, прочитав «Отче наш», открыли первый гроб. А он оказался пустым, как и остальные. Оказалось, что здесь когда-то был склад гробов. Самый маленький, детский гробик мы взяли с собой. Он пахнет ёлкой и сделан без единого гвоздя. Сейчас в нём лежат книги Карла Маркса и Фридриха Энгельса – за неимением другого места.
- Там, наверное, были и другие находки?
- Под Николо-Топорской церковью мы обнаружили арку, а в ней подземный ход. Копать было трудно, грунт мокрый, как кисель. Лето кончилось, а мы так и не узнали, куда он ведёт. Ребятам надоело копаться в грязи. Жду, когда у меня появятся новые ученики, которым это будет интересно.
Наверняка за эти годы подземный ход раскопали и нашли что-то интересное…
В музее есть земля с могилы последней княгини, владевшей Кацкой волостью. Звали её Ульяна-Александра и похоронена она в Горицком монастыре, далеко от своих владений. Ведь монастырь находится в Вологодской области. Возле могилы Ульяны-Александры построен Троицкий собор, в нём до перестройки размещался клуб. Но теперь, - я нашла информацию в интернете, - клуб переведён за пределы монастыря, который с 1999-го года признан действующим.
Изменилось многое и в Мартынове – к лучшему. Сергей не разочаровался в своём деле. Он стал руководителем музея, который теперь занимает отдельный дом, а в составе коллектива оказались и несколько его учеников. Вместе они проводят мероприятия и экскурсии, которые имеют большой успех у туристов. За эти годы здесь побывали тысячи гостей. Десять лет в Мартыново проходили Кацкие краеведческие чтения. Есть и ещё один сайт об этом проекте http://www.katskari.com/ .
Сергей Темняткин - лауреат премии «Серебряный голубь» в номинации «Литература и искусство» (учредитель Российская Государственная библиотека), лауреат премии Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева «За подвижничество». Автор краеведческой книги «Моя Кацкая Русь».
Комментарии