Море районного масштаба
На модерации
Отложенный
Солитёр, китайские сети и другие проблемы Пензенского водохранилища
Рыбинское, Цымлянское рукотворные моря…Сердце какого рыболова не затрепещет при этих звуках?! Мечтают побывать там и любители поудить из Пензы. Тем из них, для кого подобные мечты так и остаются мечтами, остаётся море «домашнее», которое под боком – Сурское водохранилище. Водоём имеет солидные характеристики: длина – 32 километра, средняя ширина -3-4 км., средняя глубина – 5 м., а максимальная -15 м., площадь -110 километров, объём – более 500 млн. кубических метров воды.
Идея создания пензенского водохранилища на реке Суре возникла в шестидесятые годы прошлого века благодаря грандиозной программе мелиорации Советского Союза. Хранилище должно было решить следующие задачи: водоснабжение Пензы и военного городка Заречного, мелиорация сельхозугодий, рыборазведение, защита территорий от затоплений и подтоплений во время весенних половодий. Строительство гидроузла началось в 1970-ом году, а завершилось в 1978.
Сейчас гидроузел может не беспокоиться о мелиорации, так как орошаемых земель практически не осталось. Рыборазведением, после благополучной кончины Узинского рыбхоза, тоже никто сейчас здесь не занимается. Рыбные запасы на Сурском море пополняются лишь естественным путём. Правда, служба эксплуатации как-то закупила мальков растительноядных рыб для того, чтобы спасти водоём от зацветания. Так появились в этих водах серый толстолобик и белый амур.
Впрочем, исследовавшие в 2000-ом году Сурское море ихтиологи из Нижнего Новгорода констатировали: запасы ценной рыбы в водоёме практически исчерпаны. Однако, это касается лишь рыб, имеющих промысловое значение. А любителям поудить кое-что по –прежнему перепадает.
Рыбачить на акватории водохранилища можно везде, за исключением участка между плотиной гидроузла и границей села Камайка (зона примерно в 4 км.). Эта территория носит статус стратегического объекта и доступ туда посторонним запрещён. Обустроенных мест для ловли и отдыха на побережье водохранилища нет, если не считать единственного санатория «Берёзовая роща».
Особенность ихтиофауны Сурского моря в том, что здесь масса леща заражено солитёром. Это длинные (до 120см.) плоские черви белого цвета, которых рыболовы при чистке пойманной рыбы часто обнаруживают у неё в брюшной полости.
Солитёр – возбудитель лигулёза или диграммоза многих пресноводных рыб. Червь этот является неполовозрелой формой ленточных червей-ремнецов. Половозрелые особи живут в кишечнике рыбоядных птиц: чаек, поганок, бакланов, цапель. Это так называемые окончательные их хозяева. Кроме них в развитии ремнецов участвуют 2 промежуточных хозяина- циклопы и рыбы, в основном карповые( лещ, густера,плотва, краснопёрка, вобла). Попадая в кишечник вместе с пищей, а затем в полость тела рыбы, паразиты растут, питаются за счёт хозяина, сдавливают внутренние органы, вызывают нарушение их функций.
Лещ, в брюхе которого живёт солитёр, не способен уйти под воду, а плещется на поверхности. Поймать рыбу таким образом можно голыми руками.
Пойманные в Сурском море лещи, поражённые ремнецами, после удаления их из брюшной полости вполне пригодны в пищу. Правда, мясо такого больного леща несколько отличается по биохимическому составу от мяса рыб здоровых, оно менее питательно и вкусно.
В 2011 году автор этих строк познакомился на берегу Сурского моря с любителем подводной охоты Сергеем Сергеевым. Он исследовал дно водоёма и прежде всего наткнулся там вовсе не на чудо-рыбу, которую надеялся изловить с помощью гидрокостюма и ружья с гарпуном. Сергеев увидел в глубине морской верёвки, лески, автомобильные протекторы и китайские сети. Следующие погружения были более удачными. Сергеев обнаружил в пучине подлещиков, язей, щучек. Но все эти рыбы были небольшими – максимум на полкило. Не исключено, впрочем, что Сергееву просто не удалось увидеть более крупных рыб. Вода в Сурском море для дайвинга мутновата.
Качество воды в водоёме сейчас соответствует второму классу – «умеренно-загрязнённая». Причина в том, что большинство прибрежных населённых пунктов не имеют очистных сооружений. Отходы сваливаются в овраги и там разлагаются, а продукты разложения попадают в водохранилище. Вода, которая идёт в водоём, сейчас по качеству хуже той, что уходит из водохранилища. Пока Сурское море не утратило способности к самоочищению и справляется с загрязнением. Но если в ближайшее время на водосборной площади хранилища очистных сооружений так и не появится, Сурское море из моря превратится в сточную канаву.
Комментарии