Великий император

Великий император
История
Российская империя
Яндекс.Директ

Все данные, приведённые ниже, есть абсолютно подтверждённые исторические факты, и их предельно легко проверить либо по интернету, либо с помощью любого независимого исторического источника.

Мы намеренно не даём здесь никаких оценок деятельности Николая Второго со стороны большевиков. Всё перечисленное вполне наглядно и без этого.

Точно так же намеренно мы не упоминаем здесь ни русско-японскую войну, ни Первую Мировую Войну, в которую вскоре втянулась Россия.

Речь только о положении внутри страны. О том, какое положение было в России до воцарения Николая Второго, мы уже говорили.

Ходы́нка, Ходынская катастрофа — массовая давка, происшедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, в которой погибли 1 379 человек и были покалечены более 900.

Запись в дневнике Николая II«До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки*, наперла на постройки и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 1/2 ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 1/2 завтракали и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном „народном празднике“. Собственно там ничего не было; смотрели из павильона на громадную толпу, окружавшую эстраду, на которой музыка все время играла гимн и „Славься“. Переехали к Петровскому, где у ворот приняли несколько депутаций и затем вошли во двор. Здесь был накрыт обед под четырьмя палатками для всех волостных старшин. Пришлось сказать им речь, а потом и собравшимся предводителям двор. Обойдя столы, уехали в Кремль. Обедали у Мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello** . Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.»

Крестьянские волнения 1902-1903 г.г. были подавлены с помощью армии и полиции. Точное количество жертв неизвестно. Известно, что только на Украине было арестовано более 1000 человек и 800 посажено в тюрьму. Массовые публичные порки были массовым явлением по всей России.

В начале 1906 г. во время аудиенции полтавского губернатора князя Н.П. Урусова на его замечание о «неспокойном» положении крестьян царь ответил, что движение крестьян всегда можно будет подавить с помощью войск. И это вполне осознанная позиция царя. Так, один из ультраправых деятелей, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут, рассказал в апреле 1906 г. А.В. Богданович, что, когда царю сказали, что избранные в думу крестьяне потребуют земли, он ответил: «Тогда им покажут шиш». На возражение, что они взбунтуются, ответил: «Тогда войска их усмирят». И «усмирение» народа путем репрессий и террора продолжалось еще более года. Далеко не последнюю роль в этих репрессиях играл министр внутренних дел, ставший позже председателем совета министров, Столыпин. «На словах либерал, а в действительности - палач», - написал о нем Витте.

Вот так пишет о правосудии и судебной практике Николая Второго Андрей Анфимов,Доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник-консультант Института российской истории РАН:

письмо военного министра А.Ф. Редигера Столыпину.

Военный министр Его

превосходительству

1 июля 1906 года П. А. Столыпину

№ 751 Секретно

Милостивый Государь, Петр Аркадьевич

По поводу Всеподданнейшего доклада моего с ходатайством о замене одному из осужденных военным судом гражданских лиц смертной казни каторжными работами Государю Императору угодно было указать, что смертная казнь в настоящее время является, к сожалению, неизбежной, но необходимо, чтобы лица, совершившие преступления, караемые смертной казнью, не томились долгие сроки в ее ожидании и чтобы приговоры в этих случаях постановлялись и исполнялись не позже 48 часов после совершения преступления. Такое быстрое наказание будет вместе с тем иметь и более устрашающее действие. Ввиду этого Государь Император соизволил повелеть: ныне же пересмотреть, в чем нужно, соответствующие законы с тем, чтобы в тех случаях, когда факт совершения преступления, караемого казнью, не подлежит никакому сомнению и вина подсудимого очевидна, все судебные действия заканчивались в указанный кратчайший срок.

Так как соответственный законопроект предполагалось выработать при участии Министерства юстиции, то Главный Военный Прокурор имел объяснение по этому предмету с Министром юстиции, который, со своей стороны, признал, что возбужденный вопрос подлежит, по его важности, предварительному обсуждению Совета Министров и может вызвать необходимость особого доклада Государю Императору.

 

Об изложенном имею честь уведомить Ваше Превосходительство. Прошу принять уверение в совершенном уважении и преданности.

РГИА, ф. 1276, on. 1, д. 92, л. 11. 

21 декабря 1904 г. Николай II записал в дневнике: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя (начальник Квантунского укрепрайона) о сдаче Порт-Артура японцам... Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось... На все воля Божья!».

Bот как описал реакцию царя на это известие заведующий канцелярией министерства императорского двора генерал К.Н. Рыдзевский: «Новость, которая удручила всех, любящих свое отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти. Тут же начались рассказы Сахарова (военный министр), его анекдоты, и хохот не переставал. Сахаров умел забавлять царя. Это ли не печально и не возмутительно!»

Разгром российского флота в Цусимском проливе Николай II в дневнике 17 мая 1905 г. охарактеризовал как «неудачный бой». По свидетельству начальника канцелярии министерства императорского двора генерала А.А. Мосолова «вся свита царя была поражена безучастием императора по такому несчастию»

События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге

«Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её!» 

(Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г.)

Как известно, абсолютно мирная и безоружная демонстрация рабочих была расстреляна.

Точное число жертв неизвестно до сих пор.

По мнению священника Гапона, убитых было от 600 до 900 человек, а раненых не менее 5000

Вечером 9 января царь записал в дневнике: «Тяжкий день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки... Войска должны были стрелять... много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело... Завтракали со всеми. Гулял с Мишей».

19 января царь выступил перед тщательно отобранной полицией депутацией рабочих: «Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их мне, а потому прощаю вину их» .

Вскоре в стране началась революция, которая с благословения царя подавлялась с необычайной жестокостью. 18 октября 1905 г., на следующий день после опубликования известного манифеста, в Петербурге в очередной раз была расстреляна демонстрация. Царь приказал после этого объявить воинской части, полиции и жандармерии, участвовавшим в этом расстреле, его «горячую благодарность».

Bот так это выглядело на практике:

При подавлении «беспорядков» в Эстляндской губернии «отличился» капитан-лейтенант О.О. Рихтер, лично застреливший несколько десятков человек. Он «казнит по собственному усмотрению, без всякого суда и лиц несопротивляющихся». На телеграмме, в которой царю доложили о действиях Рихтера, Николай II написал: «Ай да молодец!». А 17 марта 1906 г. император устроил смотр 1-му морскому батальону, который отличился в «походе в Эстляндскую губернию», им командовал все тот же Рихтер, произведенный уже в капитана 2-го ранга. После смотра его пригласили на завтрак к царю, что считалось особым знаком внимания.

http://scepsis.net/library/id_...

А вот что думали об этом правлении известные люди того времени:

12 (25) января редактор либерального журнала «Освобождение» П. Б. Струве поместил в нём статью «Палач народа», в которой писал:

«Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ.

Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа. Больше этого мы о нём не скажем. После этого мы не будем с ним говорить. Он сам себя уничтожил в наших глазах — и возврата к прошлому нет. Эта кровь не может быть прощена никем из нас. Она душит нас спазмами, она владеет нами, она ведёт и приведёт нас туда, куда мы должны идти и прийти»

18 (28) октября – 29 (11 ноября) октября 1905. Еврейские погромы

События. Россия охвачена крупнейшиими за всю свою историю еврейскими погромами. В основном они проходят в южных и юго-западных регионах. Убито более 800 человек (не считая умерших вскоре от последствий погромов), больше всего погибших в Одессе. Набирает силу «Союз русского народа», действующий с позиций крайнего национализма и антисемитизма. Считается, что организация негласно поддерживалась императором.

Дневник. «18-го октября. Вторник. Сегодня состояние духа улучшилось, так как решение уже состоялось и пережито. Утро было солнечное и радостное — хорошее предзнаменование. Принимал всё время до завтрака. Погуляли вдвоём. Читал весь вечер. Получил много телеграмм. Стана обедала у нас.

Попутно заметим, что именно ситуация с еврейскими погромами и полное отсутствие "Высочайшей" реакции на них обусловило массовую поддержку будущей русской революции еврейским населением Империи, равно как и участие евреев в руководящих и организационных структурах будущего советского правительства. Осуждать за это евреев просто абсурдно.

Граф (1905) Сергей Юльевич Витте (17 [29] июня 1849, Тифлис — 28 февраля [13 марта] 1915, Петроград) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации». Противник начала войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. По чинам — действительный тайный советник (1899). С 1903 член Государственного совета. Автор многотомных воспоминаний.

Вот как охарактеризовал убежённый монархист и премьер-министр при Николае Втором С.Ю. Витте и сам этот союз«Союз», и личность самого Николая Второго :

«Большинство вожаков черной сотни - это «политические проходимцы, люди грязные по мыслям и чувствам, не имеют ни одной жизнеспособной и честной политической идеи и все свои усилия направляют на разжигание самых низких страстей дикой, темной толпы. Партия эта, находясь под крылом двуглавого орла, может произвести ужасные погромы и потрясения, но ничего, кроме отрицательного, создать не может... Она состоит из темной, дикой массы, вожаков - политических негодяев... И бедный государь мечтает, опираясь на эту партию, восстановить величие России. Бедный государь... И это главным образом результат влияния императрицы»

Этот лозунг - «хочу, а потому так должно быть» - проявлялся во всех действиях этого слабого правителя, который только вследствие слабости делал все то, что характеризовало его царствование - сплошное проливание более или менее невинной крови, и большей частью совсем бесцельно»

Витте С.Ю. Воспоминания. Т. I-III. Царствование Николая II. Пг., 1923, т. 1, с. 3.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991, с. 558.

А вот это уже не Витте:

Л.Н. Толстой, 16 января 1902 г. в открытом письме к царю: «Самодержавие есть форма правления отжившая... Поддерживать эту форму правления... можно только посредством всякого насилия... Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им»

Толстой Л.Н. Собр. соч., т. 22. М., 1984, с. 505. 

 

СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Чист, речист язык Славянский был всегда,

Чист, речист, певуч, как звучная вода.

Чутко-нежен, как над влагою камыш,

Как ковыль, когда в степи ты спишь не спишь.

Сладко-долог, словно светлые мечты,

В утро мая, в час, когда цветут цветы.

Поцелуйно он, лелейно он лукав,

Как улыбка двух влюбленных в миг забав.

А порой, как за горою гулкий гром,

Для врага угроза верной мести в нем.

А порой, для тех, чья жизнь один разбой,

Он как Море, что рокочет вперебой.

Он как Море, он как буря, как пожар,

Раз проснется, рушит все его удар.

Он проснулся, в рдяном гневе сны зажглись.

Кто разгневал? Прочь с дороги! Берегись!

Это - одно из лучших стихотоворений о русском языке в отечественной литературной истории. Его автор К.Д. Бальмонт.

А вот эти стихи о Николае Втором - тоже Бальмонт. 

 

НАШ ЦАРЬ

 

Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,

Наш царь - кровавое пятно,

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,

Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,

Царь-висельник, тем низкий вдвое,

Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,

Но будет, - час расплаты ждет.

Кто начал царствовать - Ходынкой,

Тот кончит - встав на эшафот.

 

 

НЕИЗБЕЖНОСТЬ

 

Убийства, казни, тюрьмы, грабежи,

Сыск, розыск, обыск, щупальцы людские,

Сплетения бессовестнейшей лжи,

Слова - одни, и действия - другие.

Романовы с холопскою толпой,

С соизволенья всех, кто сердцем низок,

Ведут, как скот, рабочих на убой.

Раз, два, конец. Но час расплаты близок.

Есть точный счет в течении всех дней,

Движенье в самой сущности возвратно.

Кинь в воздух кучу тяжкую камней,

Тебе их тяжесть станет вмиг понятна.

Почувствуешь убогой головой,

Измыслившей подобные забавы,

Что есть порядок в жизни мировой,

Ты любишь кровь - ты вступишь в сон кровавый.

Из крови, что излита, встанет кровь,

Жизнь хочет жить, к казнящим - казнь сурова.

Скорее, Жизнь, возмездие готовь,

Смерть Смерти, и да будет живо Слово!

1907 год.

 

Как видно, интелигенция относилась к царю точно так же, как сам царь относился к интеллигенции.

Но у Николая были и друзья.

«Во внешности Николая II, - писала жена английского посла Бьюкенена, - было истинное благородство и обаяние, которое, по всей вероятности, скорей таилось в его серьёзных, голубых глазах, чем в живости и весёлости характера».

Уже понимая отношение Николая к протестам и демонстрациям, мы не будем удивляться событиям апреля 1912 года:

 

Ле́нский расстре́л — трагические события 4 (17) апреля 1912 года на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на притоке Лены реках Витиме и Олёкме. В результате забастовки и последующего расстрела рабочих правительственными войсками пострадало, по разным оценкам, от 250 до 500 человек, в том числе 150—270 человек погибло.

А ещё через два года Россия вступила в Первую Мировую войну. И на этом закончились и существование Российской Империи, и жизнь самого Николая Второго.

И в заключение:

Император всероссийский Николай Второй был не только двоюродным братом английского короля Георга V, но и....адмиралом английского флота (звание было дано ему королём Эдуардом VII) и фельдмаршалом английской армии (1915 год, присвоено Георгом V).

Правда, оказавшись использованным, "Никки" оказался не нужен никому: ни российскому народу, которй ненавидел его всеми силами, ни Временному правительству, глава которого А.Ф. Керенский несколько раз безуспешно умолял Георга V забрать Николая и её семью в Англию. Свергнутый Николай никому не был нужен. И в итоге был отправлен в Тобольск решением всё того же Временного Правительства. Думается, дело тут не в чёрной неблагодарности английского кузена нашего Никки.

Скорее, дело в том, что царь, отчаянно скомпрометировавший себя в ходе своего правления, точно так же компрометировал любого, кто мог оказать ему

помощь и предоставить убежище. Эти страхи оказались сильнее родственных связей.

И, пожалуй, единственная "польза", которую непутёвый царь смог принести своей стране, и польза без кавычек, которую он принёс родине своего британского кузена, состояла в том, что он сам, его семья и его судьба на десятилетия, усилиями соотечествеников кузена Джорджа, стали пугалом и идеологическим оружием Запада в борьбе с СССР и Россией.

Впрочем, даже здесь мнение самого Николя никого не интересовало.

И при жизни, и после смерти великий император был слишком ничтожен, чтобы интересоваться его мнением.