«Тогда был настоящий свободный рынок»
29 января 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли», который разрешал гражданам торговать «в любых удобных для них местах». Улицы городов наполнились продавцами, которых многие по привычке называли спекулянтами. “Ъ” и его читатели вспоминают, каким было то время.
Борис Моисеев, заслуженный артист России:
— В начале девяностых Россия была голая и голодная страна. Не было нормальных вещей, продуктов, сигарет. Я уехал на длительные гастроли из СССР в конце восьмидесятых, а вернулся уже в другую страну — в Россию, в 1991 году. Ничем, кроме танцев, я заниматься не мог, просто не умел. Посмотрев на пустые полки, я понял, чем сейчас можно подзаработать. Я стал через своих друзей ввозить в Россию небольшие партии сигарет и дисков. Сам, конечно, за прилавком не стоял, у меня быстро появились люди, которые сразу покупали всю партию товара. Таким образом, я сумел заработать первые деньги на начальный шоу-проект «Борис Моисеев и его леди». Потом уже началось настоящее творчество, без продажи сигарет. Но без них в то время вообще трудно было начать свое дело.

Фото: Марк Штейнбок / Фотоархив журнала «Огонек»
Евгений Чичваркин, сооснователь и бывший совладелец сети салонов сотовой связи «Евросеть»:
— Улицы и до указа были наполнены продавцами. Просто их перестали разгонять, потому что милиция потеряла законные на то основания. Это самый правильный закон из тех, что я помню, и по сей день. Он спас страну от голода, от бунта и прочих возможных несчастий. И то, что сегодня от него так далеко отошли, еще выйдет современной власти боком. Я торговал одеждой, шоколадками, да практически всем. Не могу оценить, много или мало заработал тогда, но на все рынки я ездил на такси, в отличие от всех моих сверстников. И конкуренция особо не чувствовалась, потому что в момент появления закона был дефицит всего и в клиентах недостатка не было. Тогда был настоящий свободный рынок, каким он и должен быть.
Давид Якобашвили, вице-президент РСПП, один из основателей компании «Вимм-Билль-Данн»:
— Мы с друзьями в это время многим торговали. В 1992 году уже начал работать «Вимм-Билль-Данн» и активно пошли в продажу соки. В том же году открылся джинсовый магазин Super Rifle на Кузнецком мосту. Еще была компания «Тринити Моторс» — торговля и обслуживание автомобилей, игровые автоматы, салон красоты на Покровке. Начали мебель завозить: шведскую офисную, кухни. Независимо от указа тогда было удивительное время, которое дало возможность многим воспользоваться свободой торговли и поднять экономику страны, ну и свою тоже.

Фото: Н. Медведев / Фотоархив журнала «Огонек»
Николай Власенко, член комитета Совета федерации по экономической политике:
— В 1992 году я работал заведующим лабораторией в Мореходном училище в Калининграде. Времена были очень бедные, зарплата преподавателя — крайне низкая, и в итоге я принял решение пойти на «вольные хлеба», заняться предпринимательством. И открыл первую палатку в городе. Возили мы сами продовольственные товары с разных точек нашей страны… С этого и началась моя карьера в новой ипостаси — как предпринимателя.
Сергей Габестро, член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант»:
— Непосредственно торговлей я не занимался. Но в 1993 году, когда я еще учился в институте, подрабатывал оказанием юридических услуг. Мы с друзьями тогда создали юридическую компанию и принимали активное участие в делах в арбитражных судах.

Альберт Демченко, заслуженный мастер спорта России, трёхкратный вице-чемпион Олимпийских игр по санному спорту:
— Мясом на рынке. Я это мясо и рубил, и потом продавал. Три года этим параллельно с тренировками занимался. Время-то было трудное, и такая подработка помогла выжить. Тяжело было, но ничего, справлялся. Да к тому же много новых знакомых в процессе торговли появилось, с некоторыми из них до сих отношения сохранились.
Сергей Белоголовцев, актер:
— Вначале мозгами, а потом уже лицом. Время, когда я пришел в шоу-бизнес и начал торговать мозгами, было классным и просто волшебным. Куча идей, неожиданных ходов, экспромтов. А потом все стало меняться. Когда приходят режиссер, актеры, то все вроде осталось по-старому, но как-то иначе. И наступило время торговли лицом. В этом есть свои преимущества, могут без очереди пропустить, а могут, узнав, и штраф крупнее взять.

Фото: Б. Кудрявов / Фотоархив журнала «Огонек»
Владимир Платонов, председатель Мосгордумы (1994 - 2014 год), старший вице-президент ТПП Москвы:
— Сам не торговал, но защищал первых предпринимателей, то есть тех, кто этим занимался.
В 1991 году я ушел из органов прокуратуры и стал вольным юристом. Помогал организациям и частным лицам в организации и сопровождении различных торговых операций. Этот указ превратил Москву в большую торговую точку. Пространство города сразу заполнили уличные торговцы, их было так много, что к метро было трудно пройти. Постепенно ситуация стала улучшаться, появились палатки, павильоны, и уличная торговля стала приобретать цивилизованный вид.
Николай Грешилов, гендиректор «Корпорации Гринн»:
— Металлопрокатом. Получал его по зачетам в Курске, а потом вагонами и даже целыми составами отправлял в Китай. Там менял его на ширпотреб и все это возвращал домой. Еще была мебель из Италии. У меня чувство, что тогда почти все чем-то торговали. Это было интересное, где-то даже веселое время. Я взял в то время кредит под 40 процентов, а когда пришло время его гасить, ставки выросли до 250! Ничего, справился. Было интересно зарабатывать деньги, но еще интереснее было проявить себя, проверить могу или не могу это сделать.

Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Дмитрий Потапенко, основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc.:
— Чем я только не торговал в девяностые. Сейчас вряд ли даже кто поймет саму фразу: «Торговал компьютерами PС- совместимыми с AMD и PС IBS с 64 килобайтами памяти». Также довольно успешной была торговля грампластинками, бытовой техникой Delonghi и Akai. Изначально было пару лотков на Горбушке, лоток на «Луже» и даже около Рижского рынка. А грампластинками торговал в Столешниковом переулке. Так что уже изначально начинал с сетевой торговли. Кстати, на «Луже» рядом со мной торговал Женя Чичваркин. Вообще указ Ельцина о свободной торговле многим помог начать свой бизнес в то время.

Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Олег Вьюгин, председатель Совета директоров МДМ Банка:
— В девяностые я ничем не торговал. Тогда я работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, конечно, денег ни на что не хватало, и я со своими коллегами пытался подработать на так называемых хозяйственных договорах, то есть выполнение определенной работы сверх основной. А вот близкие родственники коллег действительно увольнялись из различных НИИ, где зарплату не платили, ездили в Польшу за товаром, а потом продавали его на рынках. Многие семьи в нашей стране благодаря этому указу выжили и прокормили своих детей.
Юрий Ковалев, гендиректор национального союза свиноводов России:
— Продуктами питания. Но в больших масштабах. Я тогда был гендиректором мясоперерабатывающего завода «Кампомос».
28.01.2016, 18:05
В 1991 году основатель «Евросети» Евгений Чичваркин, будучи студентом Государственной академии управления, начал работать продавцом на рынке в «Лужниках», торговал одеждой, шоколадными батончиками Sniсkers, организовывал прокат видеокассет. Его новшеством в продаже одежды было то, что он предварительно гладил ее утюгом. По словам господина Чичваркина, он был первым, кто привез в Москву шоколадные яйца с игрушкой-сюрпризом внутри.
В начале 1990-х нынешний основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман, будучи студентом МиСИС, занимался обменом театральных билетов. Раз в неделю театры проводили предварительную продажу билетов, студенты выкупали все билеты, а затем обменивали их на дефицитные товары — книги, финские сапоги. По словам господина Фридмана, спекуляций с деньгами практически не существовало. Также Михаил Фридман организовывал дискотеки в общежитии в Беляево.
В 1990 году нынешний председатель совета директоров компании «Киевская площадь» Год Нисанов вместе с партнером открыл коммерческий магазин на первом этаже жилого дома в поселке Красная слобода в Азербайджане. Торговали продуктами и одеждой по принципу комиссионного магазина.
В 1989 году тогда студент первого курса МГУ Михаил Абызов (сейчас — министр РФ по организации деятельности «Открытого правительства) арендовал несколько торговых точек в советских универмагах и торговал «турецким ширпотребом», а затем — оргтехникой.
В начале 1990-х свой бизнес и сеть видеосалонов в Новосибирске открыл частный инвестор Андрей Добров. Также он продавал одежду и бытовую технику. С торговли одеждой начал нынешний председатель совета директоров «Юлмарт» Дмитрий Костыгин — в 1986 году он продавал одежду в городе Горький (ныне — Нижний Новгород) на Сормотовском рынке. В 1990-х Тельман Исмаилов также продавал одежду и организовывал барахолки у метро. Впоследствии господин Исмаилов стал владельцем закрытого ныне Черкизовского рынка.
В конце 1980-х бизнесмен Руслан Байсаров, будучи студентом Московского инженерно-строительного института, продавал иностранные продукты, печенье, конфеты, потом перешел на компьютеры. С продаж компьютеров начинали свое дело также бизнесмены Андрей Андреев, Юрий Мильнер, Вадим Мошкович и Лев Кветной, ныне входящие в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes.
В начале 1990-х годов основатель и основной владелец ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук, будучи аспирантом МГУ, торговал телевизорами: покупал в Новгороде за $50 телевизор «Садко» с японской лучевой трубкой, весивший 30 кг, отвозил его на поезде в Москву и продавал в общежитии МГУ за $100. Сейчас Михаил Слипенчук является депутатом Госдумы.
Евгений Федуненко
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2902578




Конкуренция это вражда всех со всеми. Страна, которая хочет победить ( выжить ) в нынешнем мире должна найти очевидное решение - симбиоз вместо гражданской войны.




Но вся эта свобода , конечно, не стоила того, что бы ломать государственные устои, а теперь реакция пошла в обратном направлении. Государственное мышление вылезло в гримассу военно-полицейского маразма и вернуло себе всё назад , да так, что я будучи государственником и державником по сути, просто дурею от того, как можно извратить и дискредитировать ...в общем заставь дураков богу молиться..что рыночников, что государственников


Кому претензии? Вон тому, кому надо предъявлять, ельцин-центр отгрохали. Эти же конечно и отгрохали, но с чьего позволения? С самого первого президента-чекиста, который заигрывает с торгашами первой волны и жульём, лишь бы они не серчали на него. Уровень фарцы-это еще ничего. Товар должен продаваться. А вот когда в продажу поступили принципы, честь , чины и звания, когда вся страна заболела коррупцией и продажность стала отличительной чертой любого бюрократа вплоть до министров...Это намного гаже.



Больше нравятся те, кто у Чичваркина успешный бизнес отобрал и из страны выдавил? Те, кто Юкос развалил и людей, сделавших его лучшей компанией России, посадил? Их парфюмом обливать не надо? И без него запах от них приятен?

Этот закон и сдача Союза мишкой-конвертиком на борту американского линкора 2-3 декабря 1989 года на Мальте и привели к тому, что имеем на сегодня. Прошло уже почти 30 лет - полтора поколения. Ещё 10-15 лет - 2 поколения, и не останется памяти о том, что было до разгула торгашества всем и вся.
Как очень многих беспокоит Гондурас, меня столь же беспокоит то, что россияне, наравне со Швейцарией, имеют самые высокие цены в мире на продукты питания.
А эти необоснованно высокие цены на еду были заложены в горбачовские годы конца 1980х, когда появился импорт того, что всегда в нужных количествах производилось в СССР. Вскоре этот импорт еды убил многие производства на территории России.
Соломянский-"Гайдар" кричал, что "нам надо экспортировать нефть - и за неё мы купим всё нужное". Вот и "купили"...
"Купили" нас, и очень дёшево.





Кащенко, палата №6.



Ваше предложение будет невыгодно азерам и жёнам гос.чиновников, имеющим "семейный бизнес" едой. Они станут ставить палки в колёса. Сила - на их стороне. И они победят.
Другое дело, если в деревнях, какие остались, открывать небольшие ГОСУДАРСТВЕННЫЕ предприятия и пункты приёма продуктов питания, чтобы любая бабушка могла нарвать 300 граммов зелёного лука и сдать его на консервную фабричку. Или мальчик Федя зашёл в рощицу, нарезал лукошко волнушек и сдал их на деревенскую грибоварню. С государством азеры и гос.воры связываться побоятся.
Кажется, что это всё так просто додумать, но пока таких предложений нет.
Почему? Неужели наши "слуги народа" такие дубы?
Нет, оне - мужики умные, Но умные - лишь относительно своего кармана.
А на интересы России и её народа оне кладут с прибором...

А на хуя?
Разве лоточники не тянут товар на продажу с рынков оптовых? Разве там нет диктата оптовиков?
Ты чего такой дебил опизденевший? Я лично не хожу в "сетевые магазины", но разве мне от этого легче? Дураков нет торговать себе в убыток.
И почему вы решили, что лоточникам во дворах не придётся думать о сбыте?
Практика показала - с лотков во дворах торгуют абсолютным говном и у них бОльшущие проблемы со сбытом.
Ты отчего такой шизофреник?




А свободная торговля на улицах и в переходах не такая уж свободная была - забыли как платили бандитам и ментам, что бы поторговать в проходном месте.
Но было весело и интересно, может потому что было на 25 лет меньше. чем сейчас).

вислопопого ельцына. который не успевал осознать себя хоть чем-то...


Всё равно молчи.



Торговать то - не производство организовывать. Много мозгов и знаний не нужно.

О свободе мечтают только рабы.


Гайдаровские 102%, налог Черномырдина за предыдущий год и т.д. и т.п.
Вообще-то свободный рынок прежде всего определяется как свободной покупкой так и продажей + дешёвыми промышленными и торговыми банковскими кредитами.
Со всем этим даже в СССР для негосударственного сектора было много лучше.
Это был не рынок, а развал промышленности и грабёж законопослушного бизнеса.









.



= = = =
Только отдали его, как в средние века города на разграбление уродам и мерзавцам.
Разложившаяся власть бросилась воровать по крупному через банки и коробки из под ксерокса, а рыночный куш отдали на растерзание низам общества.


Кто-то служитель культа, кто-то Ахфицер, кто-то казаком родился....