Читая "ТриПсих". Аужелипсис.

На модерации Отложенный

Не знаю я, что будет,
Мне снятся в жутком сне
Резиновые люди
В резиновой стране...

(ТриПсих)  

 

   Что за странное название, ТриПсих?- подумал я. На ум приходит культур-мультурологическое нечто, недоступное смертным: триптихи, психи, три грации, балет, Босх - "Сад земных наслаждений". ...Да, может и приложил он свою безумную кисть. В сюжете эта книга именует себя "Гротескно-идиотический роман-прогноз". Если это прогноз - убейте меня сразу. Идиотический? Может быть. Помнится, сырое мясо в пост предложил государю свет-Ивану Васильевичу владелец справки от тогдашних знатоков душ. А иначе как объяснить, что авторы книги до сих пор не мумифицированы и не канонизированы?

   Прочитать "ТриПсих" А.Кузяева и Л.Фатеевой не так-то просто. Нет, не потому, что труден язык или непонятен сюжет. Напротив, повествуется легко, насколька легкость возможна для описания аномалий странного мира с переселением душ, резиновыми сверхчеловеками и ползающими ангелами.

   Признаюсь, милый новояз этого людоедского мира превращает чтение из разновидности снотворного в упражнение для ума. Однако, книга того стоит. "Аужелипсис" - Каково?! Вывертки, хлуни, коси, preservativus-

   как бы то ни было, понять произведение, не разобравшись в этом бестиарии, невозможно. Всю книгу пронизывает насмешливая игра слов. "сантехник из вымершего знатного рода разучившихся летать пролетариев...", "понт-хаусы...", "госдупа" и многое другое.

   Если кто-то думает, что цель авторов была поразвлечь читателя жестким триллером с вампюками и злыднями, или может быть, озадачить его фантастической историей в духе "Ампир-V", он сильно ошибается. Хотя влияние автора последнего произведения имеет место.

   Как реку наполняют подземные родники и дожди, так и произведение (если только оно не подобно надувному бассейну, выставленному на продажу), питается глубинными источниками души автора, и тем, что дарит погода.

   К последнему надо приглядеться. Парадоксально, но внешняя ассоциация прочитанной книги кинематографическая: "Апокалипсис" Спилберга и "Кин-Цза-Цза". Из первого - жесткая натуралистичность страданий. Из второго - иронический взгляд на полный абсурда мир. О том мире, вставшем на путь людоедского самоуничтожения, поговорим позже.

   Ассоциации из мира фантастики: Разумеется, Стругацкие. Авторы книги - из эпохи особенного отношения к произведениям Стругацких. "Сталкер" - вся сцена действия этой драмы, её декорации, во многом оттуда - наложенные на постперестроечный сюр промышленной окраины. Странные существа лесов, похоже выползли из "Улитки на склоне".

   "Ампир-V" - "сдача пота" - "баблос". "Вампиры" - "Резинолюди". Вообще в книге немало Пелевинского, но - эта книга не кассовая. И не упражнение для клубного интеллектуала.

   Я вижу здесь следы чего-то более значительного, некий новый Апокалипсис, предчувствия простого человека, попавшего в жернова Дивного нового мира, мифы, сгустившиеся и выпавшие черной тучей ядовитого дыма.

   Местами язык книги становится коряв и тяжел, как посох пустынника, а страницы заливает отчаяние, местами события забавны и анекдотичны до политического фарса Салтыкова-Щедрина, но к истинным произведениям литературы эту книгу приближает поиск душами, подраннеными странным жестоким миром, выхода из него. Временами это поднимает произведение до уровня "Мастера" Булгакова.

   И уж конечно, неизбежно внешнее влияние последнего: психушка, как ключевая точка странствий души. А выход в смерти. А достоинство смерти - в Боге, в которого, похоже, не очень-то верят авторы - и делают его (и его оппонента) частью эпической трагикомедии. Тема автора и его книги - тоже, вне сомнения, из этого произведения Михаила Афанасьевича.

   В отличие от Булгакова, который в Бога определенно верил - он здесь лишь ключевая фигура действия многочисленных потусторонних сил, и средство поиска ответа на вопрос "А выход-то где?"

   Книга "Трипсих" в целом звучит как реквием по современному потреблятскому миру. Или как весёлая похоронная музыка по нам самим? И при этом несет родные черты этого больного мира.

   Трудно поверить, чтобы современный читатель взялся за книгу, если в ней нет волнующих приключений, ярких образов и всего того, что называют action. Если бы в наше время написали "Улисс" (С какого перепуга?) он бы имел шанс стать подставкой под монитор.

   В "Трипсихе" есть эта напряженность событий. Действие, не прерываясь, то и дело перемещается в слои не-вещного мира, а также перетекает от одного героя к другому. Любителям психоанализа будут интересны приключения глюка Васи в мозгах носителей. Итак, кушать подано. Вам ручку или ножку?

   А образы, между тем, яркие. И пустые, и многозначительные - но сильные.

   Танец черепов и черепят вокруг адской ёлки.

   Раздувающиеся, как шар, человекопрезервативы, когда они уничтожают дом.

   Окорочка и колбаски, выползающие на свою дикую охоту.

   Зеленый Вася - похожий одновременно на Жабу Клаву, кролика Роджера и Франкенштейна.

   Руконогое тулово - тоже неслабый образ (довольно точный в контексте).

   Токси-кола и гастарбайтер-сити... Святой лак на ногте... Много причудливого.

   Все в этом перпендикулярном мире имеет параллели. Всё указывает на опасную близость точки невозрата.

   Сдали в публичный дом русалку. - А педофилия лучше?

   Заготовили её (русалку) в маринаде, чтоб не рыпалась. - А отрезать медведям лапы лучше?

   Выращивать косей - технология? А бросать детей - благотворительность?

   Ампутация ноги за правонарушение - это административно-правовой акт?

   Так же, как и продажа детей на органы - вид осуществления сделки.

   Насколько близка точка Х - вопрос. Если сравнивать современный постсоветский мир с эпохой инквизиции, или, не к ночи будь помянута, с империей инков - не настолько, чтобы. Но достаточно для.

   С подачи авторов в Трипсихе реализовались все страхи современного человека перед техническим прогрессом, направленным на какие-то внечеловеческие цели по самой природе надчеловеческой системы. Системы, что опирается на простые (в том числе и абсолютно низменные похоти и прихоти человека). Но служит не им, а чему-то невыразимо страшному и зловещему.

   В "Трипсихе" Это выражается в Homo Preservativus - таких куклах для взрослых, снабженных бесконечной эластичностью и презрением к роду людей. Для меня самого факт их существования оказался, пожалуй, главным шоком при прочтении книги. Подробности ищите на конспирологической оси "Песочный человек" Т.А.Гофмана - "Проект Россия-3".

   Мы поговорим о другом. О том, почему всё же, несмотря на многие печальные обстоятельства, мир не свалился (пока) в буквальный коллапс, столь талантливо описанный авторами "Трипсиха"?

   Не хочется повторять древних философов, но человек в массе своей недостаточно умен, чтобы сопоставить свои дела с их последствиями. Недостаточно силён, чтобы противостоять искушениям своих чувств. И почти любой недостаточно зряч, чтобы чувствовать и видеть чужую боль.

   Один из выходов, который предлагается в книге: стать ангелом. Для этого недостаточно умереть. Это - судьба. Я не умею делать ангелов, никто не умеет. Ну, разве что из бумаги? В книге ангелы - полноправные действующие лица. Разумеется, это не железнорукие ангелы древних и не гламурзики с крылышками. Эти существа имеют разный облик и довольно лихо упражняются в стоматологии души. Несмотря на странные отношения авторов книги с богом, одна из её важных мыслей отнюдь не атеистическая: смерть не освобождает от ответственности, а даже наоборот.

   Поговорим, наконец, о том, что можем охватить умом и чувствами, небрезгливо, как патологоанатом о разрезе:

   Итак - людоедство. Да не простое, а узаконенное, как способ пополнения рациона трудящихся. Было ли такое в истории?

   Да сколько угодно, в общем. И в средние века во время голодов и холодов, и в 20-ом веке. Но, что принципиально важно - проявлялось лишь как ненормальная реакция отдельных людей на ненормальные обстоятельства.

   Быть основой стабильного существования человеческого сообщества людоедство не может: в качестве предисловия замечу, что везде в природе действует так называемый видовой эгоизм, который определяет типы поведения, нужные для выживания вида в целом, а не отдельной особи. Действие этого закона для человека никто не отменял.

   Следствие: Если откармливать человека, чтобы потом съесть - потребуется столько же пищевых ресурсов, сколько нужно, чтобы он жил. Для вида выгодно - чтобы особь жила.

   Любая инфекционная болезнь тем легче передается, тем ближе вид поедаемый к поедающему. Следствие: людоедство - лучший способ умножения инфекций в сообществе, и его вымирания от болезней.

   Реально, массовый каннибализм бывает только у видов, для которых характерно многократное воспроизводство потомства. Щука поедает сотни мальков щуки и маленьких щучек. Пока их не сожрал окунь. Это питательно и разумно.

   В случае с человеком это ведет к катастрофе. Пример - империя инков. Полагают - что массовый каннибализм и жертвоприношения главная причина их депопуляции и гибели.

   Могут возразить, что есть племена каннибалов. Да, есть. Но их численность ничтожна по сравнению с "нормальными" народами, и средний возраст около 20 лет.

   Это ставит крест на любом развитии культуры и экономики и только подтверждает сказанное.

   Другой пример, всем известный. Репрессии 20-40 годов + Гитлер = одна из причин нынешнего состояния России, близкого к депопуляции. Можно, конечно, валить вину на двух (или всё же четырёх?) главных персонажей этих событий. Но почему их идеи и методы, выходящие часто за грань биологической целесообразности, вообще были приняты?

   К чему я это? А к тому, что причина кошмаров саморазрушения общества лежит скорее всего, вне природы человека. И даже вне извращений человеческого разума - поскольку разум есть тоже приспособительный орган, созданный эволюцией.

   А раз так - причину следует искать либо в поведении систем, лежащих над человеком, либо в происках врагов рода человеческого. Насчет последнего - вопрос не ко мне. Живых чертей не видел. А волки на роль врага не тянут. По крайней мере, с конца малого ледникового периода 17-18 вв.

   О причинах катастроф массового самоистребления людей готов поспорить с авторами "Трипсиха". Думаю, они правы в том, что источником страшных событий служит некая надчеловеческая сила, которая имеет свою правду и цели. В "Трипсихе" это "Homo preservativus" - существа придуманные, но отсылающие нас к своему отражению в реальном мире. У конспирологов - это масоны, иудеи, американцы, и любые другие злые дяди, которые им не нравятся. У продвинутых конспирологов - например, у авторов "Проекта Россия-3" - это уже сущность, связанная с князем тьмы. Но в любом случае - она персонифицируется как разумная.

   Последнее вовсе не обязательно.

Зачем персонифицировать вирус гриппа, например? В "Трипсихе" упоминается засевка мемами. Чтобы вызвать катастрофу, засевка обычно не нужна. 10000 лет истории накопили в сознании человечества кучу опаснейших мемов, которые ведут себя примерно также, как споры чумы. То есть, в норме безопасны, но при наступлении некоторых условий активизируются.

   Например, мем фашизма. Прост как топор - перебить чужаков, чтоб не мешали. В перенаселенной и безработной Европе 20-х годов это произошло. В России он имеет вялотекущую форму, в основном по причине обширных малонаселенных территорий, и реален лишь в мегаполисах. Отправь фашиста за кудыкину гору, он через год будет горевать, что нет узбека, накосить сена. А через два согласится на негра. А через три сам будет работать. Человечеству в целом фашизм вреден - потому что отбор генов избранной расы и уничтожение прочего сокращает разнообразие генома человечества, и соответственно уменьшает его сопротивляемость к потенциальным изменениям среды обитания. Это может быть полезно только в одном случае: если избранную расу кто-то (не человек) откармливает для чего-то (как стадо бычков). Если после сказанного сторонники крови и почвы не найдут на ней отпечатков чьих-то внеземных копыт, могут считать, что им просто повезло.

   Мем каннибализма ещё проще: "человек вкусен и питателен". Что нужно для его активации? Наверное, резкий недостаток еды и разрушение всех мемов, охраняющих целостность общества и его групп. Целостность группы охраняет негативная реакция её членов на попытку их поедания. Поедание членов другой группы конкурирует с мемом охоты, как более безопасным способом добывания дичи. Поскольку человек - самый опасный хищник, на его добычу решаются в последнюю очередь. Когда это возможно? Наверное, в больших городах, изолированных от пригородной зоны, при условии распада на банды (стаи) и полном отсутствии средств поддержки жизни. Создать такую ситуацию непросто, но можно. Здесь без вмешательства зловещих сил точно не обойтись. Именно этот фон и служит главной сценой действия "Трипсиха".

   Есть, правда, ещё один вид процессов, ведущих к упадку численности населения. Естественная особенность видового поведения в условиях перенаселения - как у леммингов. Некий природный механизм регулировки численности. Некоторые признаки указывают на такую возможность. Например, массовое распространение голубизны - особенно в мегаполисах. Это уменьшает воспроизводство людей - и, как следствие, давление на природу. Примечательно, что у авторов "Трипсиха" это превращено в разновидность биологической аномалии, да не обидятся на них ежи.

   Ещё в том же духе: Последнее время появляется много сообщений о том, что брошенных детей воспитывают собаки и кошки. Как умеют. Причина, очевидно в том, что у них не сбилось поведение. В данном случае это даже не видовое поведение - а нечто большее, почти разумное поведение вида, находящегося в зависимости от людей.

   Недавно прочитал совершенно невероятную историю, когда полицейский нашел младенца, которого по очереди кормили 18(!) кошек. А потом коп нашел неподалеку родителей-алкашей. По той причине, что дитя кормили кошки, им было пофиг.

   В "Трипсихе" есть история о том, как стая собак помогает хоронить убитого, и как её вожаком становится человек, ушедший от общества, утратившего основу. Можно эту историю понимать по-разному, но она имеет глубокую основу.

   Что привело общество к столь печальному состоянию? Поскольку точного ответа, на самом деле, не знает никто (даже конспирологи), в "Трипсихе" сделан упор на катастрофическое влияние технологии на природу, в особенности живую. Здесь минимум две причины. Миф массового сознания конца 20-го века, и личная история жизни авторов сей книги.

   Человек нашего времени регулярно сталкивается с явлениями искусственного мира, которые не то что, объяснить, но просто понять неспособен. Плюс исключительная значимость всей среды технологического мира - от мобильника до водопровода - для реальных обстоятельств жизни.

   Первый взрыв мифологизации произошел в Чернобыле. В сухом остатке имеем Миф, несколько десятков тысяч пострадавших и некую заповедную зону, где природа наконец-то освободилась от чрезмерного давления человека, и существует примерно так, как десять тысяч лет назад.

   Ренессанс мифологизации: 21-век, в связи с развитием техники клонирования и ГМО. Здесь вобщем-то, всё - миф, а главная его часть - персонажи второсортного кино, всякого рода мутанты и люди Z. Если их выпустить в реальный мир, они, конечно, умрут от недопивания крови, или заворота шеи, но в качестве литературных персонажей вполне пригодны, и восходят к Голему и Франкенштейну.

   По моему скромному мнению, чтобы создать что-то жизнеспособное, хотя бы хлуня болотного, надо быть богом. Само оно никак не получится. Само получается только испражнение.

   Расцвет технологий (как бы то ни было, а это происходит) вызывает к жизни множество новых суеверий и мифологических образов.

   Люди боятся:

   -Вживления в голову чипов, превращающих человека в киборга.

   -Стать от поедания ГМО полууродом-полускорпионом.

   -Клонирования плохих людей.

   -Психотронных генераторов, зомбирования и электронной слежки.

   -Радиации, химии и новых вирусов.

   -Пришельцев, сект, масонов и добавок, вызывающих бесплодие.

   -Переселения разума в компьютер и игр, вызывающих смерть.

   -Порчи, колдунов, вампиров и привидений.

   Да в общем, всего непонятного боятся.

   -Братков, милицию, чеченцев, черных джипов и стоматологов боятся. Как не бояться? Мало ли что стоматолог за спиной держит? Может быть, сверло на десять.

   В "Трипсихе" фобиям уделено особое, почетное место. Там они живут своей жизнью, и даже переселяются из одного сознания в другое. Страх, который вызывает технологическое насилие над природой и вину перед ней, в "Трипсихе" представляет так называемый мясокомбинат. Плохое место, где продукты, несущие ген саморасчленения, начали сами заманивать потребителя и охотиться на него. Страх перед людоедством и физическим насилием вообще занимает особое место. Клиника, морг и общепит объединены в книге в один хозяйственный процесс. Это сколь отвратительно, столь и характерно для изображенного мира.

   Радует наличие в книжке множества таких ярких и причудливых образов. Например - дерево-лесничий, в просторечье Энт. Или плечевой сустав с полосатой палкой (в качестве охотничьего трофея). Человолки. Мухолеты. Дерево Жизни, по капиллярам которого движутся души. Любителю фантастики будет интересно.

   Вообще, по моему скромному мнению, представление о чрезмерном влиянии технологий на природу - в целом большой миф. Пляски вокруг глобального потепления - это как раз те шаманские танцы, которые политики вели и ведут вокруг ядерной энергии, генной инженерии, искусственного разума. Да вокруг чего угодно, лишь бы навести порчу на противника.

   Технологии вполне способны испортить жизнь одному человеку, сотне, целому городу - но пока не всей природе в целом. Скорее её испортит наивный кретин, притащивший пиранью, борщевик, таракана чудного куда не надо. Или вступивший в порочащую связь с макакой. Дуракам закон не писан. Это установил ещё Моисей.

   Есть правда и достижения: например автономный боевой робот, питающийся органическими остатками. НАТО успокоило: он мол, только сено и ветки всякие ест. Из самого последнего: в Швеции робот схватил за головку рабочего-ремонтника. Решил, что это камень, и хотел перенести.

   Главное же достижение цивилизации - в технологиях, влияющих на сознание человека. Не в том апокалипсическом виде, как в "Трипсихе", но здорово влияющих. Всем, кроме психиатров, наплевать, что сознание (субстанция, мозг?) довольно чувствительный орган, настроенный на определенный режим использования.

   Если носорог будет использовать рог в качестве отбойного молотка, он его отобьет. С человеком происходит похожее. Рекламодатели и политики соревнуются в силе удара по тому, что к долблению не приспособлено. Какая великая литература, какая музыка, какое образование, когда борьба идет за едока? Только трах стоит.

   Если по причине тайной жизни финансовых потоков борьба пойдет против едока, мы ещё и не такое увидим... В этом, спора нет, авторы "Трипсиха" правы.

   Ещё одна важная тема Трипсиха: отшельники и уход от "цивилизации". Это слово можно попытаться перевести буквально как "огораживание". В сюжете книги именно так и произошло. В ответ на насилие живая природа стала крайне враждебна к человеку и от неё пришлось отгородиться. В лес ходят только банды отморозков, чтобы с риском для жизни добыть что-нибудь этакое и загнать хозяевам жизни за добрую цену. В лесу живут вывертки-выродки (привет Стругацким), тоже изменившиеся генетически, и нашедшие свой путь согласия со странной природой.

   Есть такой в романе весьма значимый герой - выверток Тощий. Ушедший в леса и отказавшийся от живьем гниющей цивилизации. Спасая душу другого, он жертвует своей. В реальном мире, пожалуй, только это и важно - потому что уходить вобщем-то некуда.

   Перечислять всех великих писателей, оказавших то или иное влияние на "Трипсих" трудно, да и ни к чему. Но ещё одного стоит, пожалуй - Дж. Свифт. Есть в "Триптихе" что-то от его жестоких и желчных фантасмагорий. В том числе и деление героев на Гулливеров и прочих. Причем в похожем контексте. Есть те, кто просто пытается остаться человеком в жестоком и абсурдном мире, и остальная одичавшая толпа.

   Какой герой причудливей и интересней - Таисия, Родион, Бригадир, Серафим, Тутуськин или Тощий? А может быть, Зелёный Вася - который вовсе и не герой, а порождение сознания автора? Пусть решает читатель.

   Героев в "Трипсихе" нет. А вот развенчание героев есть. Глубоко это антипафосное произведение. Отдельная глава посвящена сантехнику, который на белом коне ехал спасать принцессу от дракона. Ну и составил упомянутой ненасытной леди и её питомцу кой-какое пропитание.

   Кого мы ещё забыли? Ах да, Зощенко. История о том, как попадание штопором в лоб в процессе распития на собрании приводит к развитию полета мысли и сверхчувствительности - это неслабая история. И притом довольно смешная.

   Прочитав "Трипсих", вы обратите внимание, что дополнительный фон событий составляет политический фарс, гротескно отразивший постсоветские годы, когда упавшие на скудную почву лесостепи элитные семена демократии породили дивный бурьян да репей. Есть в романе мэр Бубенчиков, похожий на всех провинциальных (и не только) воров и самодуров сразу. Карьера и судьба его типичны для такого сорта людей. Вот разве что, не застрелили его, а повесился на женском белье. Бывает...

   Есть в романе и своя Кремрублёвка. Объяснять не надо. Картина маслом и красной икрой. Мечта народа о таком вот сухопутном острове Миллиардеров Г.Уэллса, где бы имеющие всё могли в тепле и покое изучать вопрос о том, кого бы или чего бы им ещё поиметь? И не капали бы на мозги. В "Трипсихе" Кремрублёвка и правда, остров, к тому же летающий. Лично я за то, чтобы данный остров всё же причалить, а ворота кирпичом заложить. Так спокойней.

 

   Осилив этот роман, вы, разумеется, зададитесь вопросом: а какое отношение имеет описанная в нём Азиопия к Азиопии виртуальной, на страницах интернета? Где людоеды, где человолки, где Готен Морген и Иоська Менгеле? Их больше нет. "Трипсих" волей автора стал историей интернет-Азиопии. Должна же виртуальная страна иметь свою виртуальную историю? От ТОЙ Азиопии страна сохранила, конечно же, топонимику. Переболевший чумой потреблятства мир приобрел изрядный иммунитет к букету прочих инфекций, в числе которых: гламурность, пафосность, Наци-Анальные движения, стадность, великовождизм, холопство, жлобство и ксенофобия.

   Разумеется, если вновь возникнет перенаселение Азиопии, проблемы могут активизироваться. А на всякий случай в Азиопии сохранен ПНД "Ханайка". Там найдутся высоквалифицированные пациенты, чтобы сравнить ваших головных тараканов со своими.

   Могу только пожелать, чтобы вы не оставили эту интереснейшую книгу без внимания. "ТриПсих" - одна из немногих больших книг, которую стоит прочитать.