Игральные карты - изобретение китайцев
На модерации
Отложенный
Автор Игорь Буккер
Историкам и любителям истории интересно практически все, включая, казалось бы, самые мелочи, вроде истории унитаза или игральных карт. Внимание к таким деталям стало своеобразным трендом. В последнее время многие специалисты переключились с истории жизни замечательных деятелей на повседневную жизнь человечества.
Источник фото: REX
История игр
Христианская церковь, вне зависимости от папы, патриарха или преподобного, повсюду гнобила картежников и их "бесовские игрища". В такой атмосфере изучать историю происхождения карточных игр и игральных карт приходилось с опаской. С Нового времени положение дел начало меняться и образованные люди стали не только узнавать о своем прошлом, но попросту перекидываться в картишки.
Исследовательница Катерина Перри Харгрейв (Catherine Perry Hargrave) в недавно вышедшей книге "История игральных карт" (A History of Playing Cards and a Bibliography of Cards and Gaming) приводит следующие примеры: "Преподобный Кристофер Совер на своем прессе в Германтауне в 1744 г. изготовил игральные карты для верующих — его паства получила 381 колоду. А один уставший от житейской скуки и бурь, а также (внимание! — прим. К. П. Харгрейв) впавший в ересь житель Нантукета, который отчаялся приобрести карты, изготовленные в Бостоне, взялся за рисование собственных".
Однако вернемся к истокам. На скульптурах некрополя эпохи Древнего и Среднего царства Бени-Хасан в Египте можно увидеть изображения игроков в шашки и мора, иначе говоря, игру на пальцах, которая до сих пор известна в различных вариантах. Эти скульптуры изваяны в 1740 г. до Р. Х., то есть во времена ветхозаветного Иосифа.
Из захоронения Тутанхамона уже в наши дни извлекли вырезанную из слоновой кости мозаичную игральную доску, изготовленную почти в то же самое время. Игральные кости неоднократно упомянуты в исторических трудах Геродота и Плутарха, а в экспозиции Британского музея имеются шашки и игральные кости римской эпохи, сделанные настолько примитивно, что их можно принять за поделку гораздо более ранней эпохи.
Современные азартные игры - рудименты колдовских ритуалов далекого прошлого
Большой дока в области настольных игр, директор Бруклинского музея Стюарт Кулин полагает, что шахматы и игральные карты появились из-за использования стрел в пророческих ритуалах. Предсказания будущего, которые послужили толчком для возникновения азартных игр, базировались на классификации всех предметов по четырем сторонам света.
Современные азартные игры — это рудименты колдовских ритуалов далекого прошлого. Любопытно, что на рубашках корейских игральных карт всегда изображается стрела, напоминающая по форме оперенную стрелу с магическим кольцом из ритуалов древности. Каждая из восьми мастей колоды (людей, рыб, ворон, фазанов, косуль, звезд, кроликов и лошадей) состоит из десяти карт. По мнению Кулина, китайские игральные карты произошли от этих корейских карт.
Английский ориенталист, профессор арабского языка в Оксфорде Томас Хайд (Thomas Hyde; 1636 — 1703) в изданной в 1694 году книге, написанной на тогдашнем международном языке ученых людей — ее латинское название De ludis orientalibus libri II переводится как "О восточных играх. Книга II" — утверждал, что шахматы придумал Нассир Дахер в Индии около 500 г. н. э. Играть в них начали в Персии при дворе великого Корсу в середине того же века и примерно в это же время они попали в Китай.
В предисловии к своему опусу ученый муж намекнул, что готовит к изданию Historia Chartiludii, историю игральных карт, однако об этом в его трактате ничего не известно.
В следующем после публикации Хайда столетии некий лондонец по фамилии Кристи написал серию более или менее научных эссе об "исследовании игры античных греков, якобы придуманной Паламедом, жившим еще до осады Трои; а также о постоянном усовершенствовании китайских, индийских, персидских и европейских шахмат".
Самые древние игральные карты мира
На многочисленных примерах из классической древности и из произведений профессора Хайда он показал, что шахматы следует считать не изобретением конкретного человека, а результатом постепенного совершенствования на протяжении веков игры, пользовавшейся популярностью среди пастухов Западной Азии еще до Гомера.
Самыми древними игральными картами в мире обычно называют китайские. Он констатирует: "Игральные карты существовали в Китае в 12 веке или даже ранее. Они попали в Европу из Китая в 13-м веке и быстро распространились по всему цивилизованному миру. Абсолютно точно, что китайские игральные карты, дошедшие до наших дней, происходят от китайских бумажных денег, имеющих рисованные обозначения своего достоинства.
Эти рисунки обозначают масти китайской карточной колоды и, повторенные в Европе из-за незнания их истинного значения, послужили источником появления масти денариев, треф, мечей и кубков — изначальных европейских карточных игр. Теперь уже не назовешь ни одного человека в качестве изобретателя игральных карт".
Карточные игры, словно народная частушка или советский анекдот, плод коллективного творчества, а не креативного малого, измыслившего их на досуге.
Древние китайские игральные карты копировали китайские бумажные деньги, появившиеся в эпоху правления династии Тан (618-908), образцы которых сохранились до сих пор. Возможно, что азартные игроки иногда делали ставки на настоящие банкноты или ими играли. По крайней мере так считали составители китайской энциклопедии 1678 года, описавшие одну из первых китайских карточных игр под названием "Листья".
Игральные карты Китая
Старая китайская карточная колода в том виде, как она существует сегодня, состоит из 120 листов: по 30 каждой масти. Эти карты представляют собой узкие, гибкие полоски картона шириной чуть меньше 10 см. Существует девять карт каждой из трех мастей: монет, связки монет и тысячи связок монет; а также три дополнительные карты — "Красный цветок", "Белый цветок" и "Старая тысяча", которые отличаются от других карт печатями и надписями.
На белом цветке изображается стилизованная картина горы, поднимающейся из волн, а на "Красном цветке" и масти тысячи монет изображаются иероглифы из классического романа 14 века "Речные заводи" (Ши Най-Ань).
"Речные заводи" — один из четырех классических китайских романов, основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 "благородных разбойников" — повстанцев из лагеря Сун Цзяна на горе Ляншаньбо в правление восьмого императора династии Сун — Хуэйцзуна (1124-1127). Первый роман с описаниями восточных единоборств, получивший новый виток популярности с середины 20-го века.
На юге Китая используют игральные карты, представляющие собой денежные купюры. Карточная колода состоит из четырех мастей по 38 листов каждая, а сами карты чуть больше по размеру. У них четыре масти: монеты, связки, тысячи, десятки тысяч и три дополнительные карты. На двух последних мастях и двух дополнительных картах нарисованы портреты забавных сказочных персонажей. Эти карты называют да цзи. Как полагал Кулин, европейские игральные карты скопированы с такой колоды из четырех мастей.
"Есть еще карты-домино, — пишет в своей книге Катерина Перри Харгрейв. — Между домино и картами в Китае особого отличия не существует, а колоды тех и других могут использоваться для игры вместо друг друга. Давным-давно в Китае с помощью домино умели предсказывать судьбу, и этим объясняются причудливые метки на фишках. Только вот значения древних символов и связанные с ними традиции китайцы напрочь позабыли".
Комментарии