Судебный процесс, о котором Тургенев рассказал Кони.

   Известный русский юрист и выдающийся судебный оратор Анатолий Федорович Кони (1844-1927) в своих воспоминаниях приводит  и рассказанное ему И.С.Тургеневым. Последний поведал ему об одном из судебных процессов во Франции, на котором Тургеневу довелось присутствовать.

    Разбиралось дело о грабеже, совершенном в одной из узких улиц в окрестностях Монмартрского кладбища. Подсудимый, задержанный, что называется "с поличным" оказался ещё тем вралем-выдумщиком. С глубокой сентиментальностью он рассказывал суду, что он будто бы в день происшествия был на кладбище, где по обыкновению, горько плакал на могиле своей безвременно почившей нежно любимой молодой жены и внезапно услышал исходивший из могилы голос покойной, сообщивший ему, что она не заслуживает его слёз, быв ему неверна и совершив своё падение с человеком, который как раз по делу являлся потерпевшим.

  Ошеломленный этим сообщением жены, чувствуя, что всё светлое прошлое его разбито, шатаясь и не помня себя, пошёл он с кладбища и вдруг на улице встретил именно того, кто безжалостно разбил его семейное счастье.

Вне себя, в понятном гневе и ярости, он ринулся на него и не отдавал себе отчета, как и почему у него в руках очутились золотые часы и цепочка этого человека...На беду подсудимого прокурор оказался человеком ехидным.  "Какой это был голос, участливо спросил он, - глухой, неясный или отчетливый, звонкий?" Подсудимый замялся, чувствуя подвох, и наконец, сославшись,что подробностей не помнит, но ясно различил, это голос жены.  Прокурор  напомнил присяжным, что дело было в разгаре поздней осени и, обернувшись к обвиняемому, весомо "подчеркнул": "в могиле в такое время года сыро - и ваша супруга должна была страдать насморком, что несомненно отразилось бы на её голосе.

  Увы. Присяжные оказались людьми чёрствыми и безжалостными. Подсудимый не избежал наказания.