СССР - ожерелье из национальных республик

Фото:

Большевикам крупно повезло в октябре 1917 года - они подобрали на улице оброненную Временным правительством власть. Изменили социально-политический строй в стране, отобрав власть у помещиков, капиталистов и вообще у буржуазии и передали её Советам , а фактически установили диктатуру пролетариата, возглавив его.

Любопытно то, что революционеры разрушили Российскую империю, а большевики намеревались восстановить и расширить империю, но в ином качестве - как Глобальную республику советов.

Выступая в декабре 1917 года перед военными моряками, Ленин заявил: «Нам говорят, что Россия роздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций».

Но ещё более любопытно то, вожди большевиков были готовы предоставить национальны регионам даже статус независимых государств. Но таких, чтобы они были советскими и по партийной линии подчинялись единому центру. Ленин считал,что такая стратегия более эффективна прямолинейного силового курса белогвардейских генералов, боровшихся в Гражданскую за "Единую и Неделимую".

Победив в Гражданской войне, большевики имели дело со страной без названия (хотя за границей её по старинке называли Россиею), которая состояла из девяти формально независимых государств: России, Украины, Белоруссии, Дальневосточной Республики, Бухары, Хорезма, а также Грузии, Армении и Азербайджана, объединенных в Закавказскую Федерацию.

Они были соединены с Москвой двумя способами:

1) по партийной линии - через комитеты жестко централизованной большевистской партии;

2) по советской линии - прямым подчинением кремлевскому центру размещенных на периферии силовых и экономических структур. Но фактически в ленинской конструкции советы были частью большевистской партии - той, которая имела всю полноту исполнительной власти. Диктатуру осуществляло политбюро ЦК РКП(б), но на вершине советской вертикали власти стоял Совнарком. Кстати, Ленин возглавлял именно его.

Что касается партии, то ее Ленин вовсе не собирался дробить по национальному признаку. Результатом стал федерализм со всеми признаками государственности, способными якобы удовлетворить основные требования нерусского населения.

Сталинисты считали своей задачей лишить новые государственные образования национальной государственности, "втянув" их в границы Российской Федерации и сделав их хотя бы автономными. Автором проекта автономизации республик считается нарком РСФСР по делам национальностей и генеральный секретарь ЦК РКП(б) Иосиф Сталин.

Осенью 1922 года Ленина свалил первый удар смертельной болезни. И проект Сталина был бы принят, если бы Ленин в письме от 30 декабря 1922 года не охарактеризовал план автономизации независимых республик как «затею в корне неправильную и несвоевременную». Ленина поддержали, естественно, периферийные руководители - "незалежники", которые не желали понижения своего статуса.

Владимир Ильич предложил свой ​план решения и добился его принятия. Анализируя этот план сегодня, мы понимаем механизм распада Советского Союза в 1990-1991 годах.

Ленин, опасаясь национальных освободительных революций, предложил создать федерацию второго уровня, в которую «вместе и наравне» вошли бы Российская и Закавказская Федерации, а также Украина и Белоруссия. Это означало, что конституционный суверенитет, которым владели независимые республики, у вновь возникших союзных республик формально оставался бы. Но никакого реального суверенитета не могло быть там, где действовала партийная диктатура - все равно, была ли республика независимой, или становилась союзной.

При образовании Советского Союза право свободного выхода из союзного государства было заявлено отдельной статьей в республиканских конституциях. В Кремле не видели в ней опасности - и она оставалась во всех советских конституциях, включая Конституцию СССР 1977 года.

Осложнения появились в конце 1980-х, когда началась конфронтация между общесоюзным и республиканскими центрами. А началась она оттого, что связующая партийная нить этих республик, как бусинок ожерелья, поизносилась, идейно ослабла настолько, что стоило немного потянуть Западу за один конец, а внутренней оппозиции-контре из высшей партноменклатуры за другой конец, как эта нить и порвалась. Ожерелье рассыпалось на бусинки в количестве 15 штук.

Вот поэтому и говорят, что целились в КПСС, а попали в СССР. Но в Российской Федерации ещё остались автономные национальные республики, мечтающие, как, например, Татарстан, о своей независимости. Другими словами, сама РФ тоже представляет из себя ожерелье. Но оно уже нанизано на жёсткую вертикаль власти, созданную Президентом России Владимиром Путиным. Но. не дай Бог, и эта нить вертикальной власти порвётся, то раскатится Россия на мелкие бусинки.

Особо хочется отметить роль Ленина в становлении УССР, не оценённую неблагодарными укронационалистами.

Они отблагодарили Ильича "ленинопадом", свергая памятники Ленину и запрещая компартию на Украине.

Ленин следил за тем, чтобы советская власть способствовала развитию национальных культур и языка. В декабре 1919 года Ленин подготовил принятую VIII Всероссийской партконференцией резолюцию «О Советской власти на Украине», в которой подчеркивалось: «Члены РКП на территории Украины должны на деле проводить право трудящихся масс учиться и разговаривать во всех советских учреждениях на родном языке, всячески противодействуя попыткам искусственными средствами оттеснить украинский язык на второй план, стремясь, наоборот, превратить украинский язык в орудие коммунистического просвещения трудящихся масс. Немедленно же должны быть приняты меры, чтобы во всех советских учреждениях было достаточное количество служащих, владеющих украинским языком, и чтобы в дальнейшем все служащие умели разговаривать на украинском языке».

В октябре 1920-го Сталин развил эти тезисы в статье «Политика Советской власти по национальному вопросу в России». Чтобы укрепить советскую власть в национальных регионах, он считал необходимым организовать в них функционирования на языке местного населения всех партийных и советских учреждений, учебных заведений и культуры, средств массовой информации. Объединение национальных республик с центральной Россией «в одно государственное целое» было, по его мнению, «немыслимо без широкой организации местной школы, без создания суда, администрации, органов власти и других из людей, знающих быт и язык населения».

Итак, ленинская национальная политика основывалась на том, чтобы национальные меншинства в России превратить в союзники большевиков. Для этой цели большевистское руководство отказалось от губернского деления и положило в основу административно-территориального деления принцип политизации этничности. Во всех нерусских губерниях создавались национальные административные единицы, в которых объявлялись титульными все этносы, составлявшие там большинство. Вот только о русских почему-то забыли. Хотя во главе иерархии по умолчанию оказались русские. Чтобы скрыть ведущую роль русских в создании многонационального советского государства, название этого государства было лишено признаков этничности (как и название государственной партии, которая служила его несущей конструкцией). Титульные нации второго порядка создавали союзные республики, третьего - автономные республики, четвертого - национальные округа, пятого - национальные районы.

Неофициально вожди большевиков позиционировали русских как титульную нацию общесоюзного масштаба. А на Украине они считались меньшинством. Представляет интерес привести текст письма Максима Горького от 7 мая 1926 года к директору Госиздата Украины Олексе Слисаренко с протестом против сокращения текста его повести «Мать» в ее издании на украинском языке: «Мне кажется, что и перевод этой повести на украинское наречие тоже не нужен.

Меня очень удивляет тот факт, что люди, ставя перед собой одну и ту же цель, не только утверждают различие наречий - стремятся сделать наречие «языком», но еще и угнетают тех великороссов, которые очутились меньшинством в области данного наречия». Тогдашняя российская интеллектуальная элита протестовала против признания отдельными нациями украинцев и белорусов. Как-будто они чудесным образом заглянули в начало 90-х и представили себе все проблемы с этим связанные.

Но вожди большевиков подчеркивали свой ​​интернационализм и в 1920-х годах называли великорусский шовинизм главной опасностью для партии и государства. В политбюро ЦК РКП(б), состоящем из пяти человек, где концентрировалась вся политическая власть, в 1921 году был только один россиянин - Ленин.

Но и руководство постсоветской РФ при Ельцине пошло, что парадоксально, ленинским путём. Автономные республики РФ фактически получили национально-государственный статус, которым ранее не обладали. Указывая на наличие государственного статуса национальных меньшинств и отсутствие аналогичного у россиян, некоторые политики и политологи предлагали уравнять их в статусе. Этого можно было достичь или оставив за автономными республиками только вопросы культуры и языка, или создав русскую республику в рамках Российской Федерации. Как известно, правительство Владимира Путина пошло по пути урезания полномочий автономных республик. И это был правильный шаг.

Большевики, заигрывая с национализмом окраин, опомнились лишь в ходе острого кризиса 1932-1933 годов. Тогда руководители партии стали считать главной опасностью национализм, наделив его классовым определением - «буржуазный». На торжественном собрании высших руководителей партии и государства в Кремле 2 мая 1933 года Сталин встал на свой стул и произнес тост, в котором прозвучала такая фраза: «Русские - это основная национальность мира, она первой подняла флаг Советов против всего мира».

 

Источник: http://argumentua.com/stati/opticheskii-obman-federatsii