Двойник Высоцкого поет в прикамских электричках

На модерации Отложенный

41-летний Александр Шпагин похож на поэта и голосом, и лицом

Двойник Владимира Высоцкого живет в Чусовом (Пермский край), учит детей в школе искусств, поет в электричках, в ресторанах, в клубах. И как только 41-летний Александр Шпагин берет в руки гитару и начинает исполнять Высоцкого, народ в шоке - аж мурашки по коже. Хриплый баритон, который ни с кем не спутаешь, мимика, движения… Рубашка, заправленная в джинсы. И стрижка - точь-в-точь. Он удивительно напоминает Высоцкого - и лицом, и голосом. А друзья утверждают, что Саша даже по характеру с ним схож - незлобливый, добрый, бескорыстный.
«Комсомолка» встретилась с двойником поэта накануне дня рождения Владимира Высоцкого, 25 января ему бы исполнилось 78 лет.

Пятилетний фанат капитана Жеглова

Александр Шпагин стал фанатом Высоцкого в пять лет. Увидел фильм «Место встречи изменить нельзя» и решительно и бесповоротно влюбился в товарища Жеглова.

 

- Мне понравился образ: в шляпе, кожаном плаще - блюститель порядка, милиционер, еще и на фортепиано играет, - вспоминает Александр. - А у меня мама - скрипачка, и я уже ходил в подготовительный класс в музыкальную школу, учился игре на фортепиано. Я тут же попросил родителей, чтобы мне сшили одежду, как у Жеглова, но они сказали, что все это бред. И тогда я уломал дедушку. И у меня появились хромовые сапоги, галифе, пиджак, как у Жеглова, даже орден был (у деда - Красной Звезды, он фронтовик).

Когда малыш выходил на улицу, весь двор выпадал в осадок.

- Мелкий шкет, представляете, - и в галифе, - смеется Александр. - А еще я искал на земле бычки от «Беломора». И ходил вразвалочку и цедил сигареты. Когда родителям рассказали - они были в шоке.

Прошел год, Александру уже шесть. Июль 1980-го.
- По телевидению шли «Маленькие трагедии», где Высоцкий играл Дон Жуана. Мы смотрели этот фильм. Я - с открытым ртом: мой любимый артист играет еще в одном фильме! И пришла в это время тетя Галя в гости: «Вы знаете, а Высоцкий умер». Мы в шоке: «Так нигде же не было объявления!» - «А я по радио в «Голосе Америки» услышала». Меня обуял такой ужас. Я убежал в свою комнату и так рыдал, так плакал, как будто потерял самого близкого мне человека.

С тех детских пор поэт - часть его жизни.

- Мама покупала мне пластинки, они тогда маленькие выходили, и там были песни Высоцкого - «Жираф», «Гимнастика», «Скалолазка». Я попросил у деда гитару. Но я был для нее маленький, и мне купили балалайку. Под проигрыватель я открывал рот и пытался подражать.

Мама как педагог думала, будет лучше и правильнее справиться с увлечением сына, если… потакать ему. А потом чуть ли не рвала на себе волосы - страсть сына не только не утихла, Высоцкий для него - кумир и гуру.

- Когда ездили в Москву, с родителями ходили на могилу поэта - когда еще только была маленькая плитка и скромная надпись – «Владимир Высоцкий», и позже, повзрослев, я ходил к нему - когда уже памятник поставили. Покупал его пластинки, переписывал его у друзей.

После школы и музыкалки 18-летний Александр из родного Благовещенска (Амурская область) переехал в Москву и поступил во ВГИК (курс Алексея Баталова).

- В Москве была рутина. Если сосчитать вместе с учебой, прожили мы там лет 15. Цыганщина - рано женился, обзавелся детьми, переезжали с квартиры на квартиру, жена Елена - тоже актриса, режиссер, бард, пишет песни. Работали в бардовском кафе «Гнездо глухаря», концертировали, работали дуэтом. Если ты не женат, в Москве можно заниматься творчеством. Мне для себя ничего не надо. Кров - да хоть где. Попить, поесть и чтобы тепло.

Но когда у тебя жена и дети, эта цыганщина плохо заканчивается. И мы переехали на родину жены - в Чусовой.

У них с женой двое детей - 23-летний Даниил (похож на маму) и 8-летняя Ксюша (папина копия).

Сейчас Александр преподает в школе искусств игру на гитаре.

«У меня несмыкание связок - такая же беда, как у Владимира Семеновича»

- Эта же беда была у Владимира Семеновича. У меня несмыкание голосовых связок, - объясняет преподаватель детской школы искусств . - Мне высокие ноты брать сложно. Придется уходить на хрип, или можно дать петуха, или вообще не будет голоса. Когда нормальный человек уходит на фальцет, у меня не получается. Связки не смыкаются, и поэтому идет естественный хрип. Когда Высоцкий только начинал петь, голос у него был более чистый, а потом он подорвал его. И концертами, и выпивкой. Когда ты голос постоянно эксплуатируешь как инструмент, он начинает изнашиваться. Мне сейчас чем дальше, тем труднее петь.

А без песен Александр не может. Говорит, у него необходимость общения с людьми, а может, дефицит. А так как он - человек творческий, ему нужно, чтобы его слушали, воспринимали, понимали. Он поет в электричках, ресторанах, клубах.

- Я пою, потому что сердце просит и душа. Кого-то порой раздражает: говорят, это закос, другие упрекают, что некрасиво так зарабатывать деньги, но многие благодарят, им нравится, - говорит мужчина.

Театр, напоминает, тоже начинался с уличных представлений. В электричках у Александра с собой нет ни пакета, ни кепки для собирания денег. Он отпел, поблагодарил, пошел в другой вагон. Может, никто из пассажиров денег и не даст. Ему не важно.

- Стихи Высоцкого должны ежедневно звучать для людей. Где угодно - даже в тех же электричках. Для того чтобы люди чаще задумывались, кто они, зачем живут, для чего они ходят по земле и какая миссия у людей. В песнях Высоцкого все это есть. Его поэзию можно сравнивать (как бы ни кощунственно, может, для некоторых ни звучало), с Библией. Он пишет о вечных темах - добре и зле, о любви. И 10 заповедей Иисуса у него очень четко выверены - не убей, не укради… Мы это знаем, а выполняем отнюдь не всегда.

- Артист, говорят, должен себя любить. Нет, он должен любить публику. А когда публика любит артиста, тогда и он подтягивается. В разговоре можно соврать, обмануть. Но когда с гитарой - нельзя фальшивить. Если ты просто хочешь заработать, даже если ты правильно играешь, попадаешь в ноты, эта фальшь ощущается каким-то шестым чувством. А когда ты выкладываешься по полной и сам готов заплакать, то и люди плачут.

Александр знает почти всего Высоцкого.

- «Я не люблю», «Кони», «Очи черные», «Что за дом притих», «Охота на волков»… - перечисляет он любимые. - Песни, которые на всплеске, которые задевают, заставляют думать. Всех его песен не перепеть. У Высоцкого их больше тысячи, я знаю почти все. Когда ты поешь для себя - это глупо. Надо петь для людей. И когда ты видишь отдачу, видишь глаза - это дорогого это стоит.

Высоцкого, по его словам, любят во все времена. И когда Александр только мальцом начинал петь, и сейчас - поклонников поэта не счесть.

- Когда-то был всплеск в конце 1980-х, когда был бум по Высоцкому, потом он немного поутих. Но страна его любит. Его любят люди с мозгами, люди интеллектуальные и духовно богатые и чистые. Людям пустым, наверное, все равно. Таким, про которых Гамлет у Шекспира говорил: «Что значит человек, когда его заветное желание - еда да сон. Животное, и все». Публика разная по возрасту на моих концертах. Молодежь очень любит Высоцкого - такие песни мне задают, которые я забыл уже. Сам поэт, может быть, их пел всего раза два, а молодые их знают.