Первобытное искусство

На модерации Отложенный

Периодизация: палеолит – «древнекаменный» век (60 – 10 тысяч лет до н. э.); мезолит – «среднекаменный» век (10 – 6 тысяч лет до н. э.); неолит – «новокаменный» век (6 – 2 тысячи лет до н. э.); эпоха бронзы – «бронзовый век» (около 2 тысяч лет до н. э.). Первобытное искусство – древнейшая из культурных эпох. Больше всего первобытных памятников найдено в Западной Европе (преимущественно на территории Франции и Испании). Бизон в пещере Альтамира(Испания) Первобытное искусство, первоначально не выделявшееся в отдельный вид деятельности и связанное с трудовым процессом или ритуалами, закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тотемизме (культе животного – прародителя рода). Бизоны в пещере Альтамира (Испания) Древнейшее искусство палеолита было представлено первобытной музыкой, песнопениями, танцами и обрядами, а также изображениями на различных поверхностях (земля, кора деревьев, шкуры животных) и украшениями тела (татуировки, раскраска цветными пигментами, бусы разного вида и назначения). Лошадь раненная стрелой в пещере Ласко(Франция) Переворот во взглядах на первобытное искусство произвело открытие пещерной (наскальной) живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя Марселино де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира (объект № 310 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО), на севере Испании, скопление крупных изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Сцена охоты в пещере Ласко (Франция) В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Оказавшись внутри, они обнаружили пещеру доисторического человека, со стен которой на них смотрели какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. Школьники сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся недоверчиво к их рассказу, но, когда вместе с ними проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. Так была открыта пещера Ласко (объект № 85 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО), вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Изображения животных в пещере Ласко(Франция) Заслуга французских школьников не ограничивается открытием пещеры. Они устроили возле неё лагерь и стали первыми хранителями новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря их бдительности древнейшие памятники живописи уцелели в те дни, когда молва о них разнеслась по округе, привлекая толпы любопытных. Изображение животных в пещере ласко (Франция Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных (бизонов, зубров, оленей, лосей, лошадей), которые нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. При создании изображений использовались краски из минеральных красителей (охра, оксиды металлов), древесного угля и растительных красителей, смешиваемых с жиром, кровью животных или водой. Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах их создания и значении не сохранилось, но большинство современных исследователей предполагает, что они были частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Пещера Шове, Франция Пещера Нио Пещера Экаин Сегодня известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями эпохи палеолита; из них 150 – во Франции, 125 – в Испании, 21 – в Италии, по 1 – 3 – в Португалии, Германии, Югославии, Румынии; 2 – в России. Каковы бы ни были успехи человека в устройстве жилья, в изготовлении орудий труда, в зачатках того, что мы называем техникой, стихии, болезни, крупные хищники подстерегали его на каждом шагу.

«Костёнковская Венера» Смерть рано косила людей: останки первобытного человека свидетельствуют, что его жизнь была кратковременной и, по-видимому, чаще всего обрывалась уже на четвёртом десятке. Следовательно, продолжение рода было для древнего человека самой насущной задачей. Эта задача нашла своё отражение в творчестве, призванном служить ей. Найденные памятники свидетельствуют о том, что первобытный человек верил в благотворную, магическую силу женщины – продолжательницы рода. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и родство определялось по женской линии. Свыше 150 палеолитических женских статуэток обнаружено в разных странах, причём значительная часть – в России. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел передать первобытный художник, а силу родоначальницы и охранительницы очага. Ангара. Буреть. Поздний палеолит. Наиболее известна «Костёнковская Венера», названная по месту находки в Воронежской области. Интересна также статуэтка из бивня мамонта со стоянки Буреть на Ангаре. Первобытный ваятель пожелал связать образ с конкретной реальностью своего времени и наделил фигурку головным убором: это меховой, откидывающийся назад капюшон. Такие капюшоны и в наши дни – непременная принадлежность одежды в арктических краях. В наскальных изображениях эпохи мезолита важное место занимают многофигурные композиции, изображающие человека в действии: сцены сражений, охоты и т. п. В «новокаменный» век люди научились обжигать глину, превращая её в твёрдое водонепроницаемое вещество. Появление керамики – один из основных признаков эпохи неолита, которую поэтому иногда называют «керамическим веком». Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему природой в готовом виде; обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал. Из раба природы человек впервые превращался в её хозяина. Золотые украшения. Бронзовый век. Украина. Керамика имела большое значение и в развитии в нём того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рождённых его творческим вдохновением, хотя первоначально те или иные виды орнамента имели, видимо, магический, культовый смысл. 4000-летнее золотое украшение эпохи неолита нашли в Англии. Скифская пектораль Этрусский перстень В эпоху бронзы получает развитие мегалитическая архитектура. Мегалиты – доисторические сооружения из крупных каменных блоков, распространённые во всём мире. Назначение мегалитов не установлено; предполагают, что большинство из них служило для погребений или было связано с погребальным культом; возможно также, что некоторые из них были своеобразными доисторическими обсерваториями (использовались с астрономическими целями). Основные типы мегалитических сооружений: менгир – одиночный вертикально стоящий камень; кромлех – группа менгиров, образующая круг или полукруг; дольмен – сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней. Трилит Каирн Особенности первобытного искусства: эпохи палеолита: появление графических и цветных рисунков на стенах и потолках пещер; реалистичные изображения животных по отдельности, отсутствие общей композиции; схематичные скульптурные изображения людей. эпохи мезолита: появление многофигурных взаимосвязанных композиций. эпохи неолита: многочисленные скульптурные изображения людей; распространение художественных ремёсел. эпохи бронзы: развитие мегалитической архитектуры.