Владимир Высоцкий выступал в Удмуртии во время потопа

На модерации Отложенный

О том, что в нашу республику приедет легендарный Театр на Таганке, жители узнали из газет: «26, 27, 28 апреля - эстрадные концерты с участием артистов Театра на Таганке, автора-исполнителя Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, артиста эстрады, заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР Аскера Махмудова и Альберта Писаренкова. Начало концертов в 12.00, 17.30 и 21.00».

Организатором гастролей выступил Василий Кондаков, в прошлом балетный танцовщик, администратор Северо-Осетинской филармонии, а впоследствии - советский заключенный. Он узнал о катастрофическом финансовом положении Удмуртской филармонии и предложил Афанасию Башмакову (тогда директору филармонии) посодействовать в организации концертов Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина и других артистов Московского театра на Таганке.

1979. Владимир Высоцкий и Леонид Романов на сцене Национального удмуртского театра. Фото: vk.comvs_vysotsky.jpg

Не преувеличивая, можно сказать, что за эти три дня в Ледовом Дворце «Ижсталь» побывал практически весь город. Концерты прошли с большим успехом. По воспоминаниям очевидцев, люди сидели даже в проходах между рядами. Были среди них и те, кому удалось пробраться за кулисы к Высоцкому.

 

О литературе, кино и «Алисе в Стране чудес»

- Пытались пробиться к Высоцкому и местные газетчики, - вспоминает литератор Алексей Краснопёров. - Но он отказался от интервью, мотивировав это тем, что где, мол, они были раньше, когда ему была важна такая поддержка. А теперь он имеет полное право им отказать. А вот с активистами ижевского киноклуба «Зеркало» Высоцкий встретился — правда, ненадолго, можно сказать, на бегу.

Далее приводится фрагмент воспоминаний члена клуба «Зеркало» Сергея Соротокина (во время встречи он делал фото Высоцкого), записанных Алексеем Краснопёровым:

1979 г. Фото: vk.comvs_vysotsky.jpg

«В те времена в Ижевске существовал и активно работал киноклуб «Зеркало». Председателем этого клуба был Саша Наговицын. Он не упускал возможности встретиться и побеседовать с известными людьми, которые изредка бывали в нашем городе. Так мы ходили в гостиницу к Булату Окуджаве, встречались с Александром Градским... И с Высоцким Саша договорился о встрече.

Мы пришли за кулисы Ледового дворца втроём: Наговицын, я и член нашего клуба Сергей Зворыгин. Высоцкий вышел после концерта, и мы уединились в какой-то раздевалке, чтобы спокойно поговорить. Владимир Семёнович честно предупредил, что ему надо уезжать и много времени он уделить не сможет, извинился. Тут же, на ходу, переодевался, зачехлял гитару, курил. Вёл себя очень просто, естественно, и с нами — молодыми тогда ребятами — разговаривал на равных. У Наговицына был небольшой кассетный магнитофон типа «Легенда», я же находился в стороне и щёлкал затвором фотоаппарата. Всё время боялся, что Владимир Семёнович запретит съёмку. Никакого ощущения, что фотографирую великого человека, у меня не было. Впервые в жизни представилась возможность поснимать приличной техникой — много ли надо человеку в 18-19 лет! Так появилась серия фотографий Высоцкого за кулисами.

Прошло много лет, и сейчас трудно вспомнить, о чём же было то интервью. В основном говорили о литературе и кино. Высоцкий рассказывал о Шукшине и Тарковском, о том, что предпочитает русскую классику, в частности, Достоевского. Кажется, был разговор и об «Алисе в Стране чудес».

Перед нами же с Серёжей Зворыгиным Высоцкий предстал очень усталым и много прожившим человеком. Может быть, так казалось от собственной молодости. И ещё сквозила в его интонации, жестах какая-то тоска по шестидесятым годам, по юности.

Я думаю, что Высоцкий согласился с нами встретиться ещё и потому, что кроме киноклуба «Зеркало» мы представляли также студенческое телевидение, организованное в местном университете, и это обстоятельство его заинтересовало. Вся беседа заняла не более 15 минут, после чего мы проводили Высоцкого до машины, где расстались».

1979 г. Ижевск. Фото: vk.comvs_vysotsky.jpg

Журналистка «Комсомолки» пыталась найти те фотографии, о которых идет речь. Но безуспешно. По словам Сергея Соротокина, в 80-х годах он отдал их под «честное слово», но они так и не вернулись к законному владельцу. А вот небольшой отрывок аудиозаписи закулисного интервью сохранился! Александр Наговицын опубликовал минутную запись, которую удалось оцифровать. Остальную часть он планирует включить в собственный авторский фильм.

В Ижевске Высоцкий искал подарок для Марины Влади

Еще более интересная встреча с Высоцким произошла у художников. Владимира Семёновича очень интересовала резьба по дереву, поэтому решено было устроить встречу с ижевскими художниками Геннадием Слюсаревым и Станиславом Медведевым на так называемых творческих мансардах.

- Быстро подъехали к Ледовому дворцу со стороны парка. Метрах в 15 от нас стоял Владимир Высоцкий с двумя симпатичными девушками, в руках у одной была гитара, - публикует свои воспоминания член союза художников России Станислав Медведев в газете «Удмуртский Университет». - Невысокого роста, просто и неброско одетый, он не привлекал внимания прохожих. Они втроем мирно и непринужденно о чем-то беседовали. А люди даже не замечали, что проходят рядом с великим человеком. Высоцкий поздоровался за руку. «Видимо, меня не нужно вам представлять. Когда я приезжаю в новый город, всегда знакомлюсь с художниками, и особенно интересуюсь резьбой по дереву. Это очень теплый материал. Если с ним поработал художник, дерево получает вторую жизнь».

Машина остановилась на улице Родниковой, где располагалась мансарда. Зайдя в мастерскую резчика, Высоцкий очень внимательно изучал каждую работу, интересуясь технологией, авторским замыслом. Владимир Семенович сказал, что в ближайшее время он собирается в Париж к Марине Влади и хотел бы взять для нее в подарок резьбу по дереву.

- У Слюсарева было несколько небольших работ в дереве, но они были сделаны в Казахстане и носили характерные образные черты национальной культуры этой республики. Естественно, Владимиру Семеновичу они не подошли для подарка, - рассказывает Станислав Сергеевич. - Затем Владимир Семенович с двумя девушками зашли в мою мастерскую. У меня на стенах было много эскизов витражей, мозаик. В том числе графика, фрагменты в стекле, иконы. Разговор зашел о стекле. Владимир Семенович, к нашему удивлению, оказался очень компетентным.

Певец и поэт не ушёл без подарка от художников. В качестве презента выбрали рыбу сантиметров 30 длиной, внутри стекла накручена знаменитая «неманская нить», декорировавшая изделие. Девушкам, которые не отставали от Владимира, тоже достались небольшие сувениры.

- Попросить Владимира Семеновича что-либо исполнить мы с Геннадием постеснялись. Начали прощаться. Я взял со стола карандаш и попросил Владимира Семеновича написать пару слов с автографом. И он на стене в коридорчике, с присущей ему энергетикой, написал: «Побольше вам работ — т.е. заказов! Добро! В. Высоцкий», - заканчивает художник.

В Глазове Высоцкий отправился в гости к заводчанину

Из Ижевска Высоцкий направился в бывшую северную столицу Удмуртии – Глазов. Предполагалось, что он даст там 10 концертов, но состоялись не все выступления. Может быть, из-за того, что как раз в конце апреля 1979 года в Глазове случилось непредвиденное: рекордно вышла из берегов река Чепца, на которой и стоит сам город. В это половодье размыло многие дороги, ведущие в город, поэтому у многих жителей района отпала всякая возможность побывать на концерте знаменитости. Ну, разве что вплавь.

Потоп в Глазове. Фото: из фотоархива Э.Гальблауба

- Центр города, улица Кирова и тем более ледовый дворец были нетронуты половодьем. В воде стояли лишь некоторые участки Глазова: поселок Западный, залило мост через реку и чуть-чуть Южный поселок, - вспоминает жительница Глазова Галина Меньшикова.

В те годы Галина заканчивала техникум в Кирове и приехала в Глазов специально на концерт Высоцкого.

- Как только я узнала, что он к нам приезжает, сразу маме позвонила, чтобы она купила два билета. Такое нельзя было пропустить! И вот я в Глазове, и мы идем на концерт самого Высоцкого! Радости на тот момент не было предела, - рассказывает Галина Меньшикова. - С тех времен прошло много лет, но я до сих пор помню, как он выглядел - чуть усталый, чуть взъерошенный, просто одет, много курил. На концерте много говорил, шутил, потом пел, потом опять говорил. В мою память врезались его слова о том, чтобы мы, зрители, не аплодировали после каждой песни, а просто внимательно слушали. «Овации отнимают и без того драгоценное время, а я лучше в это время спою», - говорил он. Меня это потрясло, ведь он человек публичный, а аплодисменты, оказывается, ему ни к чему.

Глазовчанка вспоминает, что Высоцкий шутил о своем хриплом голосе. Говорил, чтобы его изобразить, нужно выпить много холодного пива и кричать в форточку. Тогда, мол, у каждого голос станет таким же, как у Высоцкого.

22 апреля. Ледовый Дворец Ижсталь. Фото: vk.comvs_vysotsky.jpg

- Мы, зрители, постоянно смеялись вместе с Владимиром Семеновичем. И обстановка на концерте была по-домашнему простой, а сам Высоцкий как кто-то родной, только с микрофоном, - улыбается Галина Меньшикова.

Кстати, один из вечеров в Глазове Владимир Высоцкий провел в гостях у работника Чепецкого механического завода Юзефа Шермана.

- В младших классах моя жена Феня училась с братом Владимира Высоцкого, - рассказывал Юзеф Шерман журналисту одного из глазовских изданий. - Когда в 1979 году Высоцкий приезжал в Глазов, мы пригласили его в гости. Он пришел, Феня накрыла стол, дай Бог каждому, и мы проговорили до двух ночи. В углу стояла гитара, но он не сыграл и не спел ни разу. А мы и не просили.