Орда о текущем моменте (исторический текст, считаю)

На модерации Отложенный

Добрый день, дорогие друзья, как вы, вероятно, уже слышали, на днях председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен чуть ли не новой экономической войной пригрозила Соединённым Штатам из-за тамошнего закона о снижении инфляции, который администрация чумохода протолкнула в конце августа этого года.

Кто пропустил – суть кратко: Бледный дом планирует в ближайшие годы вкинуть в собственную экономику примерно $740 млрд долларов, половина из которых пойдёт на финансирование «климатически чистых источников энергии для сокращения национальных выбросов парниковых газов на 37-41% к 2030 году» - так пишет википедия.

На практике оно будет выглядеть как субсидирование продаж (налоговыми льготами, например) электромобилей, солнечных панелей, ветряков, энергоёмких тепловых насосов и много чего ещё. Говоря проще, государство будет помогать производителям производить, а покупателям покупать средства перехода к зелёной энергетике – и вроде бы в этом ничего невероятного нет, но чего тогда Макрон вдруг метнулся кабанчиком к Байдену, заранее объявив, что Франция переплачивает за американские поставки энергоносителей, а Урсула заикнулась об экономической войне?

Это прекрасная история трансатлантической дружбы, дорогие друзья, в которой есть настоящая любовь, коварство, предательство и дебилы – давайте сегодня попробуем её чуть размотать.

Для начала – нет, европейская фон дер Ля никакой экономической войной американцам не угрожала. Если внимательно пробежаться по её собственному твиттору в тот день, она, наоборот, ниже плинтуса стекла, расписывая, что настоящие друзья вроде европейцев и американцев не хотят никакого экономического противостояния. Что американский закон о снижении инфляции, конечно, ущемляет интересы европейских куколдов, но Европа теперь просто должна будет выработать собственную стратегию по повышению конкурентоспособности своих товаров, чтобы ещё увереннее идти в будущее.

При этом, разумеется, экономическая война между США и ЕС вроде бы возможна – предыдущая закончилась только в прошлом году, после 17 лет активного противостояния. Напомним, в 2004 г. трансатлантические друзья закусились в ВТО на тему субсидирования авиаотраслей, после чего Боинг (США) и Эйрбас (ЕС) устроили эпичную разборку, на которую следом намотало и двухзначное повышение пошлин на сталь, и повышение пошлин на алюминий, и на французские сыры, и на скотландский уиски, и на много что ещё.

Но в 2021 году администрация чумохода с европейцами замирилась – вероятно, потому, что заруба с Россией уже вовсю готовилась, и тысячи экономических санкций против неё должны были вводиться скоординированно, без особой оглядки на междоусобные трансатлантические разборки.

Мы не знаем, дорогие друзья, что конкретно американская администрация пообещала Европе, и как выглядел тамошний идеальный план. Судя по эйфории, с которой весной вводились отраслевые санкции против РФ, европейцами подразумевался некоторый экономический блицкриг. В конце концов, совокупный ЕС действительно являлся для России крупнейшим рынком сбыта и довольно крупным поставщиком импортных товаров, поэтому они на полном серьёзе могли полагать, что экономический удар для Москвы с ходу окажется сокрушительным.

Ну, то есть, вряд ли они в качестве промежуточного итога всерьёз хотели себе рекордную за 40 лет инфляцию, вероятность веерных отключений электроэнергии, сокращение потребления газа на 15% в зимний период, возможность рецессии, тройную переплату за американский СПГ и переплату за кривой импорт российской нефти через Индию. А также снижение рейтингов управленцев на фоне экономической турбулентности. В такое с трудом верится.

Но что вышло, то вышло.

Мы с вами привыкли рассматривать Запад в качестве цельного антироссийского коллектива, потому что ситуативно их геополитические интересы совпали: обе стороны сильно захотели остановить российскую экономическую экспансию на Запад.

Точнее, США эту задачу открыто обозначали на протяжении уже долгого времени: Кондолиза Райс, например, ещё в 2014 году в интервью немецким СМИ декларировала – «вы бы хотели сильнее зависеть от североамериканских энергоресурсов, вы хотели бы трубопроводы, которые не идут через Украину и Россию». Позднее все те же тезисы повторяла и администрация Трампа – республиканца – который тоже выкручивал немцам хвост на тему энергозависимости от РФ. То есть этот курс на энергетическое отчекрыживание Европы от России не менялся, вне зависимости от того, какая партия в моменте рулила Бледным домом.

Тут надо отдать американцам должное – красавцы, чё. Умеют.

Но и у Европы, подозреваем, был свой план на игру, просто годы обратной эволюции управленческого состава не позволяют им сегодня исполнять такие же красивые партии, какие выходят у американцев.

Проблема Европы в чём. У неё нет своей мощной энергоресурсной базы – и взяться ей вообще неоткуда. Да, там есть уголь, есть какие-то не самые крупные газовые месторождения, есть одряхлевшая французская атомная энергетика. На последнюю все этой зимой очень рассчитывали, потому что в идеале она закрывает потребности Франции примерно на 2/3, но пофигистичное отношение к отрасли в последние годы привело к падению атомной энергогенерации в стране примерно на треть. Теперь французы уже не экспортёры электроэнергии, а импортёры – впервые за десятилетия.

Так вот, Европа – энергозависима. Сейчас это более явно, чем лет тридцать назад, когда Старый Свет начал активно наяривать пинцетом на зелёную энергетику, что многим до сих пор видится как глупость, но прикиньте сами: возобновляемая энергетика для Европы – это единственный более или менее разумный гамбит в долгой перспективе, если она в принципе когда-нибудь хотела бы стать автономной в энергетическом плане. И не зависеть ни от России, ни от Ближневосточных монархий, ни от американского СПГ.

И давайте вспомним: ещё прошлым летом та же фон дер Ля делилась с общественностью дерзкими планами, мол, да мы, Европа, впереди планеты всей по зелёной энергетике, и вот-вот введём экологические тарифы на импортную продукцию, поэтому готовьтесь, скоро будете платить дополнительную пошлину, если захотите ввезти из своих джунглей в наш дивный сад товар, произведённый при участии угля, нефти и других ресурсов с высоким уровнем выброса СО2 (там для начала назывались сталь, алюминий и цемент).

Реально в прошлом июле ещё тётка чувствовала себя весьма уверенно и озвучивала такую дерзость, но 2022 год внёс свои коррективы.

И тут вполне понятно тоже, почему определённые круги в Европе считали необходимым рубануть российский газ и российскую нефть.

При наличии дешёвых и стабильных источников энергии солнечные панели и ветряки – это удовольствие дорогое и капризное, во многом зависящее от причуд природы. Но при отсутствии газа и нефти выбора особо не остаётся, и финансовые потоки резвее текут в зелёные проекты, в теории приближая энергетическую автономию ЕС. А если ещё под этим соусом ещё и экологические тарифы на импорт ввести – и рубить на этом дополнительные деньги – то вообще красота.

Короче, интересы США и Европы в моменте очень совпали, они обнялись и сказали «факью, Россия, вот тебе санкции».

Но Европа в угаре не заметила, что второй факью американцы в тот же момент уже показывали ей самой.

К концу лета стало понятно, что европейскую промышленность от внезапной энергетической диеты начало колошматить – вы сами помните, сколько было репортажей про урезание разных производств, нехватку стеклотары под пиво, выросшие счета для предприятий и выключение подсветок, вызванных необходимостью заполнить европейские газовые хранилища на зиму. Инфляция уже тогда была рекордной то ли за 30, то ли за 40 лет.

22 августа администрация чумохода выдаёт тот самый закон о снижении инфляции В США (в котором $370 ярдов заложено на зелёную энергетику). К этому моменту прокачка российского газа в Европу уже изрядно сокращена – Газпром требует запилить турбины на Портовую – а нефть ввозится с индийской наценкой. Американский СПГ по объёму поставок выходит на паритет с российскими энергоресурсами.

Европейская промышленность даёт одно интервью за другим, мол, ну, охренеть теперь, приплыли, производство стало дорогим, надо его куда-то переносить, может, в Китай или ещё куда. И российский рынок сбыта – крупнейший отдельный на континенте - для европейцев тоже закрыт.

И вот тут байденовский закон о субсидировании эко-френдли продукции, делающий американский рынок для европейских производителей весьма привлекательным, потому что там государство готово гарантировать реализацию товара и будет за это приплачивать. На своём-то, европейском, в это время инфляция рекордная, и стоимость тысячи кубов природного газа непредсказуемо скачет от $1к до $2к – и иногда выше, ударяя по платежеспособности населения.

Подозреваем, что европейские куколды, вчитавшись в американский закон, с ходу поняли, к чему идёт дело (там на очень простом английском всё разложено), и что их любимое дитятко – зелёная энергетика – больше не их любимое дитятко, а американское. И, полагаем, что возмущение американцам они начали высказывать сразу же, но не публично, а под ковром, мол, а в смысле, а как так-то?

Месяц спустя, 26 сентября, теракт на «Северных потоках» - вот так.

Теперь у европейцев есть взорванные газопроводные нитки из РФ и газопровод, проходящий по территории хохлов. А также планы РФ по строительству газового хаба в Турции и чуть более резкому развороту на Восток, до энергоресурсов традиционно голодного. Также есть ОПЕК+, которая все призывы к наращиванию добычи нефти на верблюжьем горбу вертела. Есть Uniper, которую придётся национализировать. Есть атомная EDF, которую, вероятно, тоже придётся национализировать. Есть американский нож в спине европейской зелёной энергетики.

И есть американский СПГ – его навалом. Но стоит он дорого и в борьбе с производственной инфляцией в Старом Свете не очень помогает.

- Бери интервью, Европа.
- Ой, но это же совсем не интервью!
- Бери, я сказал!

Примерно такие отношения сейчас у США и ЕС. И нет, конечно же, Урсула фон дер Ляйен, не угрожает им никакой экономической войной. В нынешнем состоянии Европа просто не потянет экономической войны на два фронта – российский и американский. Американцы такой замес с Европой потянут. Русские – и так тянут на европейском и американском экономическом фронте одновременно.

А Европа не сможет, ей нечем, у неё энергоресурсов нет. И она это знает, и все это знают, и она знает, что все знают. И все знают, что она знает, что все знают.

Единственной реальной угрозой, которую Европа могла бы предъявить США, был бы разворот обратно к российским углеводородам. Но европейские наркоманы за последние полгода столько наговорили в адрес нашей с вами Федерации, что даже на вербальном уровне этот разворот быстро провернуть невозможно. И что в таком случае с хохлами делать – вообще непонятно. Это же главный внешнеполитический европейский проект теперь, пусть он и был навязан американцами.

Кинуть хохлов – это конец доброй половины европейских политических карьер, потому что, получится, что они и на войне России проиграли, и на гражданке своё население загнали в мощнейший за несколько десятилетий экономический кризис. Ради чего всё это было?

Гражданам Европы не повезло, у них сегодня нет политиков с яйцами, способных отстаивать национальные интересы (ну, Орбан разве что). Их управленцы все свои яйца сложили в американскую корзинку и как могли порвали связи с крупнейшей европейской страной. И им тупо смелости не хватит признать, что в отношении экономической устойчивости России они коллективно просчитались, а следом американцы их просто кинули – как кидали уже всех своих союзников и не по одному разу. Как однажды в будущем ещё обязательно кинут и хохлов тоже, и лет через 50 в своих учебниках истории напишут, что нацизм в хохляндии был побеждён благодаря американцам и их союзникам.

Ещё раз отдадим им должное: умеют, черти.

А Европа не сумела.

И мы бы так тоже, дорогие друзья, наверняка не сумели, но в этот раз, слава Богу, не нас с вами поставили в раскоряку, мы с вами уже в курсе, какой звёздно-полосатой стране на нашей планете доверять нельзя никогда и ни при каком раскладе.

После таких текстов нам иногда пишут, мол, чё вы о Европе рассказываете, как там плохо, писали бы лучше о российских проблемах.

Во-первых, дорогие друзья, мы не помним, чтобы когда-то у кого-то спрашивали, о чём и как нам писать.

Во-вторых, на этом историческом отрезке чем хуже Европе, тем хуже хохлам – и, значит, тем лучше России. Чтобы этого не понимать, нам надо было бы разбежаться и как следует двинуться башкой об стену, но так мы делать не станем.

И Европе сейчас плохо, дорогие друзья. И не похоже, что в обозримом будущем ей станет лучше. Она чего-то размякла и поверила, что въедет в дивный новый – зелёный - мир на американском горбу да по российским костям.

Кизлярскую финку ей в глаз за это.

[Орда] – родная, злобная, твоя