Ван Гог и его Путь
На модерации
Отложенный
Если посмотреть на биографии Ф.М.Достоевского, Ф.Ницше, В.Ван Гога, то может сложиться впечатление, что необузданные страсти и сумасшествие (в той или иной степени) являются неизбежными этапами жизни любой творческой личности. Но, хотя у всех выше перечисленных это и было закономерностью, вряд ли стоит делать столь обобщающие выводы.
Их жизни – это все-таки крайности, но именно в крайностях наиболее ярко проявляет себя Путь творца. (Именно так – с большой буквы).
Винсент Ван Гог в течение отпущенных ему 37 лет отдал дань обеим семейным традициям. Отец его был священником, а дяди – торговцами живописью. Краткая хронология его жизни выглядит примерно следующим образом.
В 16 лет Ван Гог начинает свой трудовой путь в компании «Гупиль и К», последовательно перемещаясь из Гаагского в Лондонский, оттуда в Парижский и обратно в Лондонский филиалы. Хотя торговля живописью подразумевала большую возможность самообразования, работа не очень-то увлекала молодого человека и в 23 года он оставляет сие поприще.
С 1875 года Винсент пристрастился к чтению Библии, что, в конечном итоге, выливается в серьезное и глубокое религиозное подвижничество. В следующем году он перебирается в небольшой городок Рамсгейт (Англия), где работает учителем и священником. Двадцать девятого октября 1876 года Ван Гог прочел свою первую воскресную проповедь.
Но по состоянию здоровья ему пришлось покинуть Англию и возвратиться в Голландию. Получив в Амстердаме религиозное образование, он отправляется в Боринаж, маленький поселок в Бельгии, построенный у угольных шахт. Читая рабочим проповеди из Библии, он живет в полной нищете, стараясь в прямом смысле выполнять заветы Христа: отдай ближним все, что имеешь – время, силы, еду и здоровье.
Но начальству не очень понравился столь религиозный пыл, и Ван Гог отстраняется от должности, перебираясь для продолжения своей миссии в деревню Кусмес. К счастью для мировой культуры его религиозность от безнадежности постепенно стала затухать, уступая место новой страсти – рисованию и живописи.
В 1880 году (в возрасте 27 лет) Винсент решает, опираясь на материальную поддержку младшего брата Тео, полностью посвятить себя искусству. Далее следует долгий период обучения, жизнь с проституткой-алкоголичкой, разрыв отношений, переезд на север Голландии в Дренд. Несколько безуспешных попыток устроить личную жизнь, и наконец создание в 1885 году своего первого шедевра – «Едоки картофеля». Брат Тео, дослужившись до директора торгового дома, в котором начинал работу Винсент, познакомил его с работами импрессионистов - Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсаро, Эдгара Дега и Жоржа Сера, что, в общем-то, стало поворотным моментом в восприятии цвета Ван Гогом.
В 1888 году художник, устав от шумного Парижа, отправляется в Арль, где много и плодотворно работает. В октябре к нему приезжает Гоген, но два творца так и не смогли ужиться под одной крышей. 23 декабря в пылу спора Винсент схватил бритву, а когда испугавшийся Гоген убежал в гостиницу, отрезает себе мочку уха.
Психическое состояние Ван Гога ухудшалось, и в 1889 году он добровольно ложится в психиатрическую больницу. Периоды бурного творчества перемежались долгими депрессиями. Он глотал краски, неоднократно его находили лежащим без памяти около мольберта. Но именно в этот период были созданы такие шедевры, как «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако».
В середине мая 1890 года Ван Гог покидает больницу и перебирается в городок Овер, расположенный к северу-западу от Парижа. По просьбе брата за ним наблюдает доктор Гаше.
К художнику вновь приходит творческое вдохновение - за два месяца было написано около 80 картин, но 27 июля Ван Гог стреляет в себя из пистолета. Пулю извлечь не удалось, и на следующий день он умер.
При жизни, не без участия брата Тео, Ван Гог продал только одну картину – «Красные виноградники в Арле» (за четыреста франков). В мае 1990 года на аукционе Кристис в Нью-Йорке «Портрет доктора Гаше» был куплен за 86,5 миллионов долларов.
Итак, что мы видим.
С самого начала Ван Гог был встроен в «систему» и мог, подобно брату, двигаться по служебной лестнице вверх, вероятно, достигнув со временем материального благополучия, положения в обществе и т.п. Фактически, это означает, что он обладал способностями и связями, позволяющими успешно встроиться в современное ему общество. Но в действие вступает фактор внутренней неудовлетворенности. Постоянно увеличивающаяся внутренняя сложность требовала адекватной уравновешенности. И прохладное отношение к работе, в общем-то, показывает, что уже в юности он понимал, что может не только торговать картинами других художников, но и создавать нечто свое.
Далее начинается период духовного поиска, выстраивания внутреннего мира и выхода за рамки «обыденного». Религиозное подвижничество и даже жизнь с проституткой-алкоголичкой становятся объяснимыми, если посмотреть на них как необходимые этапы становления, этапы Пути. Ван Гог учился, не обращая внимания на мнение окружающих, подчинять свое существование идее, своим убеждениям. Это во многом поможет ему, когда он наконец-то найдет способ своего самовыражения – живопись.
И здесь необходимо сделать небольшое отступление о сути импрессионизма. Сейчас, когда видение мира импрессионистами стало одним из элементов «когнитивной сложности среднего носителя культуры», достаточно трудно понять, что творилось в живописи в середине XIX века. Господствовавшая академическая манера главной считала передачу формы предметов. В живописи господствовали парадный портрет, жанровые сценки из античного прошлого и большие эпические полотна. Именно такой продукцией были заполнены салоны того времени. И тут появляется группа художников, которая во главу угла ставит impression – сиюминутное впечатление от изображаемого. Картины писались с натуры, без предварительных набросков и эскизов, и главной задачей считалась передача игры света, истинного цвета объектов. Трудно представить, но до импрессионистов тень всегда писалась черным, и только они разглядели, что она на самом деле может быть цветной.
Они открыли новую технику нанесения красок. Небольшие мазки открытыми цветами позволяли фокусировать изображение не на холсте, а в глазах зрителя. А сама форма из чего-то застывшего и раз навсегда заданного стала претерпевать странные метаморфозы, вводя еще один способ отображения сути изображаемого.
Но импрессионизм станет признанным направлением только спустя 15 лет после своего зарождения. И все это время надо было жить в безвестности и нищете, поддерживая себя осознанием, что все равно создаваемое когда-нибудь будет востребовано. К счастью для культуры, в Ван Гога верил еще и его брат. Без материальной многолетней поддержки Тео мир потерял бы одного из величайших художников современности. А приведенная в конце хронологии цена на «Портрет доктора Гоше» - еще одно подтверждение неизбежной востребованности всякого духовного эксклюзива.
В продолжение темы:
Одинокий Путь Фридриха Ницше
Комментарии
--------
Хорошая ликбезовская статья ))
------------
В основе т.н."безумий" лежит обостренная чувствительность этих людей. К сожалению, рядом не оказалось людей (не считая Достоевского с его Анной), которые бы смогли направить энергию в мирное русло...
Перед тем, как Ван Гог переехал в Овер-сюр-Уаз, после года, проведенного в психиатрической лечебнице в Сан-Реми, он несколько дней провел в доме своего брата Тео, сводной сестры Джоаны и их сына Винсента. Возможность увидеться с племянником стала причиной взрыва творческой энергии в последние несколько недель жизни Ван Гога.
За 70 дней, что Ван Гог провел в деревне Овер-сюр-Уаз, он написал 80 картин. Среди портретов, созданных в эти дни, были изображения детей. Рауль Леверт, 2-летний сын Винсента Леверта, изображен в традиционной детской рубашке, с широкой улыбкой, в мягких и ярких цветах. Личность ребенка подтвердила дочь владельца гостиницы, где проживал Ван Гог в 1890 году...
Тот же феномен, наверное… как про картины, которые, до времени, не покупали.
Того – не «едят»-с!
Это сейчас мы смотрим на ситуацию с высоты прошедших лет. А что заставляло их тогда идти по выбранному Пути? В полной безвестности и без всякой надежды быть услышанными.
Возможно, что даже в большей мере, чем живопись.
Но до понимания того надо дорасти, конечно.
Ван-Гог проповедник любви и добра
===============================
только этим он и отличается от прочих художников
и только это и поднимает его на самую верхнюю ступень искусства
да импрессионизм позволил передавать сиюминутное впечатление
- т.е. ассоциативный поток мыслей
и дальше дело было за мыслями - мелкие мысли переспать с девицей и выпить
- дали среднего художника как Модельяни
а возвышенные мысли "мир прекрасен" дали нам великого Ван-Гога
или великого Леонардо или Врубеля
поэтому я всегда подчеркиваю что не сюжет и ни тема
делают содержание произведения а состояние души художника...
в этом вред консерваторий и изобразительных и литературных и театральных вузов
- они не учат духовному мышлению и становлению
а учат техническим имитациям творчества
- поэтому невозможно видеть эти театры и фильмы
самых престижных номинаций
и невозможно видеть эти концерты быстро бегающих по клавишам музыкантов
и невозможно читать изощренные и изобретательные подделки в литературе
опять-таки какими бы рейтингами бы они не облагались
в своем меркантильном фундаменте - все это пустое
т.к. нет ничего возвышенного
вот почему прав Пушкин - не продается вдохновенье...
Статья, в общем-то, как раз о том, как происходит становление "души" художника. Что заставляет его двигаться дальше наперекор мнению и отношению окружающих.
Добрая часть шизофреников и прочих, на бумаге выкладывают то, что называется импрессионизмом или сюрреализмом.