Просчет алжирского режима – игнорирование роли постсоветской диаспоры
Падение цен на нефть расстроило все расчеты алжирского правительства и повлияло на его финансовые расчеты небывалым образом. Ожидается, что и без того сложная общественная, политическая и экономическая ситуация усугубится еще больше, и это станет расшатывать «престол» алжирского президента Абдель Азиза Бутефлики с каждым перепадом на мировом нефтяном рынке. А конец падению цен на нефть пока не просматривается, особенно, в свете того, что избыточное предложение на нефтяных рынках еще больше возрастет, когда Иран увеличит поставки нефти после снятия с него санкций.
Тегеран официально заявил, что намерен увеличить добычу нефти на 500 тысяч баррелей ежедневно, проигнорировав предупреждения о том, что увеличение добычи нефти приведет к еще большему падению цен и еще больше перенасытит рынок.
Падение цен на нефть еще больше усугубило финансовый кризис в Алжире. Алжирское правительство было вынуждено прибегнуть к жестким мерам, отразившимся в Законе о бюджете на 2016 год. В алжирском обществе, которого коснулось повышения цен на широкий ряд продуктов потребления, проходят акции протеста. Ожидается, что эти акции примут еще более широкий характер и охватят целый ряд провинций уже через две недели после принятия нового закона о бюджете на 2016 год.
Можно ожидать, что финансовый кризис в Алжире будет еще больше углубляться в случае, если продолжится падение цен на нефть и достигнет рекордно низких величин.
Алжир в чрезмерной степени зависит от продажи нефти, которая является основным источником пополнения бюджета, и не имеет других источников дохода, которые бы помогли покрыть дефицит.
В министерстве финансов Алжира сообщили, что доходы от продажи углеводородов упали на 40,8% в 2015 году по сравнению с предыдущим годом. Это стало причиной дефицита торгового баланса в размере 13,71 млрд. долларов, после того, как в 2014 году его профицит достиг 4,306 млрд. долларов.
В докладах, представленных министерством финансов и опубликованных в правительственных СМИ во вторник 19 января, отмечается, что доходы от экспорта энергоносителей в 2015 году упали до 35,72 млрд. долларов с 60,3 млрд. долларов в 2014 году в следствии резкого падения цен на сырую нефть в мире.
Опубликованные в докладе данные показывают, что общий экспорт упал на 40% и составил 37,78 млрд. долларов, в то время как импорт упал на 12% и составил 51,501 млрд. долларов в 2015 году.
Алжирское правительство пытается сократить импорт в рамках активизации политики экономии в свете обвала цен на нефть. Правительство сократило государственные расходы и подняло цены на некоторые виды топлива, субсидируемые раньше, а также заморозило реализацию ряда инфраструктурных проектов.
Нынешний кризис, который вероятно будет усугубляться в свете продолжающегося падения цен на нефть, вряд ли будет преодолен в 2016 году. Это приведет к социальному взрыву и когда меры жесткой экономии ударят по карману рядовых граждан. Власть, рассчитывавшая на то, что можно купить общественное спокойствие, теперь уже не в состоянии продолжать политику поддержки здравоохранения и финансирования социальных фондов, служившую до недавнего времени способом сдерживания социальной напряженности.
Я, будучи активным общественным деятелем среди арабской диаспоры, обратился в дипломатическую миссию Алжира с тем, чтобы указать на всю важность того периода, когда цены на нефть были рекордно высокими.
Я сказал, что в Украине и в других постсоветских республиках есть большая диаспора, состоящая из выходцев из Алжира, которые здесь учились и остались здесь жить, и которых можно было бы привлечь к тем торгово-экономическим проектам, которые заключаются с Украиной. Они бы прекрасно исполняли те функции, для которых бы вряд ли бы нашлись соответствующие кадры в самом Алжире, так как знают ментальную и языковую составляющую, они заканчивали в Украине ВУЗы. Таким образом, это сословие будет привязано как к исторической родине, так и к стране пребывания, а дипмиссия бы зарабатывала деньги для страны, а не была бы на содержании у государства. Главное в этом то, что они останутся лояльными к политическому режиму. Но меня даже не слушали, потому что не тот уровень общественно-политического сознания, нет понимания важности исторического момента. Ведь завтра-послезавтра поступления от продажи Богом подаренной нефти сократятся.
В Украине был большой научно-технический потенциал, который можно было использовать для того, чтобы помочь Алжиру в освоении регионов страны, чтобы Алжир стал вратами для африканских рынков.
С подобной задачей очень удачно справился посол Ирака Шорош Халед Саид, который не взирая на те проблемы, которые переживает Ирак, привлек многих иракских специалистов к работе в тех проектах, в которых участвует посольство в плане активизации торгово-экономического сотрудничества. Особенно много в эту работу было вовлечено иракских курдов.
Это касается не только Украины, но и России, стран Европейского союза, Соединенных Штатов, где также есть алжирская диаспора, признанная высококвалифицированной, и могла сыграть свою роль в процессе диверсификации источников доходов алжирской экономики. Алжир мог уже давно стать одним из флагманов высокотехнологической экономики.
К сожалению, алжирское правительство, которое остается подконтрольным французским и американским спецслужбам, не заинтересовано в том, чтобы к власти пришли патриотически настроенные граждане, особенно представители оппозиции, находящейся за рубежом, которую рассматривают, как предателей и представителей пятой колонны. Я уверен, что нынешний кризис будет способствовать тому, что нынешний режим не справится с проблемами и появится возможность закрепить суверенитет Алжира в новых условиях.
Почему именно постсоветская? Все дело в том, что алжирская диаспора, находящаяся под пристальным наблюдением спецслужб североатлантического блока, никогда не сможет стать опорой для реализации национально-освободительных программ, противоречащих интересам «колонизаторов». В то время, как выпускники бывших советских ВУЗов в состоянии реанимировать блок «Неприсоединения», укрепляя при этом суверенитет бывших компонентов никогда существовавшего советского государства.
Ярким примером этой теории может служить то, что «цивилизованный мир» никогда не включит в состав «переходных» правительств стран, страдающих синдромом «арабской весны», представителей из диаспор постсоветского лагеря. Просто их эксперты не знают, «с чем» их можно есть и по какому рецепту их готовить. Да к тому же Запад никогда не доверится тем, кто сформировался во вражеском лагере
Комментарии
А как конфликт суннитов и шиитов может к этому иметь отношение?