Озеро Байкал, южный берег



Отроги Хамар Дабана


бадан на горной реке

в пос Танхой


старый пирс, Танхой

в Байкальском заповеднике



боке Tamron 200-500
На Байкал я отправился в волонтерский лагерь, организованный «Эколого-просветительским центром "Заповедники"».

2 июня утром мы, 4 человека во главе с организатором Юлией Верещак, прилетели в Иркутск, где и произошла наша первая интернациональная встреча. Целый день до вечернего поезда гуляли по городу.

Иркутск: деловой разговор
-Мне на доме кузнеца остановите, - помню, попросил в маршрутке пассажир водителя.

Иркутск впечатляет рекой Ангарой и архитектурными изысками советской эпохи,

отреставрированными по-новодельному церквями, римско-католическим костёлом 1884, количеством цветмета в виде мелких памятников по городу,

признаниями в любви на асфальте и, как это водится во всех других городах меньше миллионника – полным отсутствием шопинга после 18 часов.

Репортажик по Иркутску:

В секс-шопе Иркутска

Крестовоздвиженская церковь 1758







Иркутск 19 века
3 утром прибыли в пос Танхой, на южный берег Байкала. Здесь, у администрации Байкальского заповедника состоялась вторая интернациональная встреча волонтеров, и нас стало 10 человек.

Иркутчанка
Нас поселили в специальном кемпинге - в тёмно-зелёных зданиях сферической формы, построенных в стиле «эко». Мальчики в одном кемпинге, девочки в другом. Плюс один вегетарианец. Встреча на кухне или у костровища. Так и началась наша культурная жизнь.

В первый же день нам был предложен гигантский фронт работ: переносить чум и юрту, сажать деревья, подметать эко-тропу, ловить и окольцовывать птиц, пропалывать вокруг Байкала и осушать его.

Но - то дождь, то лопат нет, то рабочий день на исходе. В результате в первые 5 дней ограничились часовым подметанием. Зато – баня, экскурсии, весна (здесь снег сходит в конце мая), бурундуки. Омовение в ледяных водах Байкала.

Танхой: старый пирс
Символом такой праздности стали кисулички – воздушные шары, не покинувшие Иркутск в празднование дня его основания, а зацепившиеся за провод и теперь весело наблюдающие за людской суетой в районе ул.
Ленина. Которых, кстати, также оказалось 10.

Женя Белянина (Красноярск) и Оля Васильева (Москва) уехали окольцовывать (птиц) к Николаю-орнитологу на станцию кольцевания,

где им удалось совладать даже с такими ночными разбойниками, как сова и летучая мышь,

С кольцеванием - не все просто. Оказывается, время от времени птицы не могут пережить стресс, и гибнут. Я подержал в руках пеночку - и правда птаха, слово очень подходит. Перья и лапки, невесома, сердечко сильно бъётся - и на чем там только жизнь держится...
а мы тем временем занялись перестановкой эвенкийского чума. Позади администрации заповедника, под сенью пушистых кедров, экскаватор высыпал пару ковшей щебенки для фундамента – ни одному эвенку, издавна кочующему в здешних предгорьях Хамар-Дабана, такая постановка в самых откровенных камланиях и не снилось.

Затем перенесли брёвна, подняли конструкцию, укрепили, обложили корьём до вершины и ещё раз по кругу брёвнами. Постановка чума в связи с выходными растянулась на несколько дней. Тем временем Женя и Оля вернулись, и вот тогда-то Красноярск, оправдывая своё название, и шокировал общественность маленького таёжного посёлка. В этот знаменательный для Танхоя день, который, несомненно, запомнится жителям надолго, количество автомобильных сигналов многократно превысило число автотранспорта. Дело в том, что длинноногая Женя вдруг решила прогуляться за кефиром с развивающимися волосами и во всём розовом, что тут же расширило горизонты её возможностей. Не устоял даже седовласый дядечка с двумя детьми или внуками – он тут же ударил по тормозам и невинно предложил подвезти.

Осушить Байкал - дело не простое!
Не отстала от своей подруги и Оля из Москвы – однажды под вечер явилась в мужскую обитель сразу со спальником. Больше всех был озадачен Алтай в лице Георгия Попова. На следующий день Георгий, специалист по экологическому строительству, очень уж много рассказывал нам о методах создания экологической безопасности жилища. Оля свой пассаж мотивировала фразой: «у нас так было душно, так душно!», и я был склонен с ней согласиться, когда внезапно эстет и фотограф Анна Квурт (Москва) вдруг соблаговолила пройтись по мужской «половине» не разуваясь. Надо уточнить, что вот мы - мужчины, всегда разувались и разуваемся, заходя в дом. Это несмотря на то, что у вас «пахнет духами», а у нас, по ложному мнению некоторых - кисулями.

Администрацией заповедника для нас были организованы прекрасные экскурсии. От Николая Николаевича Володченкова, охотоведа, барда и составителя экспозиции музея природы, мы узнали всё о братьях наших меньших, в частности – о вкусовых пристрастиях медведей, и как медведи любят чай пить;

от биолога Елены Георгиевны Мартусвой, дочери известного художника, сопровождавшей нас по болотам экологической тропы, о несравненной пользе для питья болотной водицы, от которой козленочком точно не станешь. Также девочки узнали об антисептических и адсорбирующих свойствах сфагнума, о давнем гигиеническом применении этого прекрасного растения, но применять его на практике напрочь отказались (невзирая на всю свою экопросвещённость и экологичность).

Узнали мы и о кедрах – в районе Хамар-Дабана, кстати - древнейшего массива планеты, эти деревья особенно пушисты в связи с климатом: почвы в этой полосе не промерзают и позволяют произрастать большему, по сравнению с общим по региону биоценозом, многообразию видов.

Эти водонапорные башни из 19 века - визитная карточка Танхоя
В этнографическом музее школы посёлка нам рассказали о реке Безголовка, протекающей неподалеку. "Там раньше золото мыли, - между прочим упомянула Надежда Николаевна, активист. - Старателей ловили, отрубали им головы, головы бросали в речку. Кто-то увидел, как головы плывут, вот и назвал!"
Суров северный край!

Все эти дни мы сами готовили себе пищу, а по вечерам играли в мафию. Катерина (Матвеевна, Ергаки) Кузнецова была особенно словоохотлива и потому стала мафией по определению. На следующий день, когда наконец-то Байкал был прополот и осушен, она, не удовлетворённая итогом вчерашней игры, с особой старательностью отчищала горные вершины Хамар-Дабана от зимней пыли.

Затем Байкал был торжественно заполнен вновь. Это стало кульминационным событием всего 11-дневного пребывания, и вечером Катерина смеялась и шутила особенно громко, почему, видимо, и опоздала на поезд. Который буквально отбыл у неё из-под носа, и даже провожающие не смогли спасти Екатерину от этой участи.

Ра-два, взяли!!! автор - Наталия Болтасева
Но больше других удивила Оля. Она молча взвалила на плечи свой рюкзак, кратко попрощалась – и была такова. Кто бы мог подумать, что в такой молчаливой, кроткой девушке дремлет заповедная сила! Так волонтерство лишилось двух ценных кадров.

Байкал славится своенравными ветрами.
Последним штрихом были дипломы с благодарностями, вручённые нам от имени заповедника Ириной Викторовной Лясота. Мою фамилию переврали (не в первый раз, кстати!) на Яблочкова, но тут же исправили. В целом мне очень понравилось, позитивно и заботливо, время пролетело очень быстро и с пользой.

Интересно было вживаться в коллектив, и что особенно приятно – в нём каждый нашёл свою роль и старался не мешать видеть мир другому. Даже вегетарианец Георгий, обычно отсутствующий, как истинный буддист - по вечерам на ужинах, всё же будто всегда незримо с нами присутствовал. Особенно сильно ему досталось, конечно, в день, когда он совсем ничего не ел, постился, а мы жрали шашлыки).

Танхойский прищур
Администрация не отказывала нам в простых благах, всегда шла на встречу.

В гостях у танхойцев. На обед - черемша!
Помню, как забыл ремень в бане, а баня закрыта.
-Ой! – спохватились на вахте около 23-00. - А я ключ дома оставила! Ну ничего, сейчас сбегаю, принесу.
Через пару минут вернулась с ключом. Да, подумал я, это вам не час в метро до работы. Но у танхойцев другие проблемы – зима. Заметёт на шесть месяцев, мало не покажется. Можно сказать, в сугробах живут.

Весна пришла!
В последний день бурундуки были особенно любознательны, и мы с Нататией Болтасевой (Москва) вдоволь налазились по лесу. Как обычно, леший меня снова завёл, и не обошлось без болот). Наталия держалась бодрячком и даже запрыгнула в ледяную речушку.
Спасибо всем!

Комментарии