Укроборонпром: год новый, проблемы старые

На модерации Отложенный
Не изменяя своим традициям, руководство «Укроборонпрома» начало новый 2016 год с очередных громких заявлений. Ну, о том, что концерн в полном объеме выполнил обязательства перед силовиками, и говорить не стоит. С заведомым постоянством, как по графику, предприятия концерна рапортуют об отправленных в войска десятках и даже сотнях бронемашин, танков и другой техники. Вот только почему-то там их больше не становится, а претензии к качеству поступивших образцов больно бьют по самим «жалобщикам». Дескать, отношение предвзятое, экплуатанты бестолковые и вообще в руководстве минобороны одни бездельники. В данном контексте память воскрешает недавнее обвинение главой «Укроборонпрома» Романом Романовым заместителя министра обороны Игоря Павловского в затягивании принятия на вооружение ВСУ целого ряда новых образцов. Это что касается внутренних поставок.
Не менее «успешна» работа ОПК и на внешних рынках. Вспомните подписанные «Укроборонпромом» меморандумы о сотрудничестве с «Flir Systems» на поставку тепловизионного оборудования и модернизации этими устройствами отечественной бронетехники, с канадской компанией «Inkas» по модернизации бронетехники и созданию современного центра по обслуживанию, договоры с турецкой «Aselsan» и польской «PSO». А чего стоит озвученное Романовым желание Тайланда наладить у себя сборку бронетранспортеров БТР-3Е1.
В начале января в Варшаве состоялся первый раунд переговоров, в ходе которого обсуждалось участие украинских предприятий в модернизации польских танков и возможности поставки украинских агрегатов для модернизируемых РТ-91 (аналог Т-72М1). В конце января польскую делегацию ждут во Львове, где и состоится подписание очередного меморандума или договора. Добавим к этому официальное заявление руководства отечественной оборонки о результатах посещения делегацией Вооруженных сил Таиланда ГП «Завод им. В.А. Малышева», на котором изготавливают столь долгожданные для Бангкока «Оплоты», и перед глазами возникает, казалось бы, картина идеального успеха. Все больше и больше компаний и государств изъявляют желание работать с украинским ОПК. Вот только не вяжутся все эти пиар-акции с реальностью.
Контракт на поставку «Оплотов» для Таиланда безнадежно просрочен, и слова о том, что тайская сторона отметила увеличение производственных мощностей и переоснащение станочного парка, что, в свою очередь, является залогом ускорения производства и надежного выполнения плана, звучат просто нелепо.
Закрепляет эффект «потемкинских деревень» заявление «Укроборонпрома» о готовности уже сейчас производить «Оплоты» не только на экспорт, но и для нужд украинской армии! Однако азиатские партнеры уже давно поняли, с кем приходится иметь дело и в дальнейшем сотрудничестве, если такое будет иметь место, минимизируют риски. Договор о намерениях собирать БТР-3Е1 в Таиланде – яркое тому подтверждение. В качестве дополнительного бонуса страна получит украинские технологии.
Необходимо заметить, что такой характер отношений, когда украинские предприятия интересны партнерам, как источник получения технологий и квалифицированных специалистов, а не как надежный партнер, производящий высокотехнологичное и современное вооружение, носит большинство заключаемых руководством «Укроборонпрома» договоров.
В частности турецкая компания «Aselsan», начиная с 2008 года, разрабатывает «Системы Активной Защиты» АККОР и заинтересована в получении полного доступа к наработкам по украинскому комплексу активной защиты «Заслон», который с 2009 года принят на вооружение украинской армии, но широкого применения он так и не получил по причине плачевного состояния отечественного ОПК. Зато эту систему, как и динамическую защиту «Нож», получила белорусская модернизация Т-72Б «Витязь». Вот только огромное желание белорусской стороны делать свои танки и количество закупленных «Заслонов» и «Ножей» подсказывают о появлении в ближайшем будущем аналогичных систем белорусского производства. Возможно, не без участия украинских специалистов. Вот и с модернизацией польских танков не все так просто, как кажется на первый взгляд.
В заключении хочется сказать, что нынешнее руководство «Укроборонпрома» не изменяет себе и по-прежнему постоянно декларирует «наращивание объемов производства, расширение сотрудничества, ведение переговоров и наработку экспортного потенциала», а по сути, занимается очковтирательством и обогащением за государственный счет. Продолжая получать личные дивиденты за разработки прошлых лет, Романов уничтожает украинскую оборонку, избирательно оставляя те сферы деятельности, на которых он и его окружение еще может заработать. Скатившийся с 58 на 90 место в мировом рейтинге ста крупнейших фирм-производителей воружений госконцерн яркое тому подтверждение.