Кто в доме том?
Чтобы бороться с отмыванием денег, финансовая разведка США с 1 марта вводит более серьезный контроль за сделками с недвижимостью в двух районах — курортном Майами в штате Флорида и на острове Манхэттен в центральной части Нью-Йорка. Страховщики элитной недвижимости должны будут устанавливать личности покупателей, которые приобретают дома и квартиры без помощи кредитов и через офшорные компании. Под элитной американские власти подразумевают недвижимость стоимостью свыше $3 млн. на Манхэттене и $1 млн. в Майами. Так сложилось, что именно Флорида и Нью-Йорк особенно полюбились российским госслужащим.
Майами
Владимир Пехтин
В феврале 2013 года основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный опубликовал в своем блоге в ЖЖ документы, полученные из открытых источников, о незадекларированной собственности депутата Госдумы от «Единой России» Владимира Пехтина. Обнаружилось, что председатель думской комиссии по регламенту и депутатской этике на паях с сыном владеет двумя квартирами в элитных жилых комплексах Майами, домом и участком земли во Флориде — на общую сумму свыше $2 млн. При этом он добросовестно платит налоги за имущество в казну США, но в своей российской декларации его не упоминает. В ответ на обвинения Пехтин заявил: «У меня практически нет недвижимости за рубежом». Фраза стала крылатой, а слово «пехтинг», то есть раскрытие незадекларированной собственности чиновников, превратилось в мем. Из-за скандала депутат добровольно сдал мандат и отбыл на берега Флориды. Очень вовремя.
Владислав Третьяк
Другим любителем флоридского бриза и нелюбителем декларировать недвижимость оказался легендарный хоккеист. В Майами он купил, якобы еще до того, как в 2003 году стал депутатом, квартиру с видом на Атлантический океан. Конечно, как только блогеры нашли документы, подтверждающие факт обладания недвижимостью, и заметили, что ни в одной российской декларации она не упоминается, Третьяк вспомнил, что у него есть дочь. А раз есть дочь, то кому, как не ей, принадлежит квартира? Пару месяцев Третьяка мучили вопросами о квартире за 1 миллион долларов, и он исправно отвечал одно и то же: квартира принадлежит дочери, куплена еще до депутатства. Но и после этих интервью, по бумагам, единственным владельцем квартиры с сомнительным декором остался великий в прошлом вратарь и рядовой ныне законотворец.
Михаил Маргелов
Когда у Маргелова была обнаружена недвижимость в Майами, он еще занимал место председателя комитета Совета Федерации по международным делам. Сейчас он уже специальный представитель при президенте по сотрудничеству со странами Африки. Глядя на послужной список госслужащего, можно предположить, что на покупку двух квартир в складчину с однокашником Александровым он заработал еще в бытность сотрудником крупных международных компаний. Так или иначе, ни ту, ни другую квартиру Маргелов решил не декларировать. Как и не стал утруждать себя занесением их в новые декларации и хоть как-то реагировать на разоблачение.
Алексей Чепа
Квартиру не самого известного депутата-справедливоросса в Майами оценили в 2,45 миллиона долларов. Жилье на девятнадцатом этаже расположенного на небольшом острове комплекса The Palace Bal Harbour он приобрел в 2010 году. В 2011 году апартаменты, разумеется, в декларацию российскую не попали, хотя Чепа в США не забыл уплатить налог с недвижимости. Новоиспеченному депутату, а он попал в парламент только в 2011 году, пришлось ответить на пару неприятных вопросов, но он стойко выдержал удар. Купил, еще когда занимался бизнесом, в ипотеку. А что до двух с половиной миллионов, то посмотрите на цены в Москве — тут дороже. Более того, он заявил: «Квартиры там дешевле, чем в Твери». Однако цены в России до сих пор не мешают семье Чепы владеть двумя десятками земельных участков на родине, как и домами и квартирами.
О флоридском же жилье депутата в последней опубликованной декларации за 2014 год так ни слова и не сказано.
Дмитрий Бирман
Еще один заметный обитатель Майами — поэт и по совместительству замглавы Нижнего Новгорода (теперь уже бывший) Дмитрий Бирман. Он стал обладателем не менее роскошной, чем у Чепы и Пехтина, квартиры и, кстати, поселился по соседству с ними на первой линии. Жилплощадь чиновник приобрел за сумму, близкую к 1 миллиону долларов, из которых 455 тысяч взял в кредит. Погасил кредит Бирман за полгода, то есть каждый месяц отдавал банку весь свой доход госслужащего. Нестыковочку Дмитрию Петровичу не стоило трудов объяснить, ведь оказалось, что его дочь, на тот момент 24-летняя, — солидный предприниматель, хозяин одиннадцати компаний. Инна Дмитриевна, очевидно, помогла старикам с покупкой и кредитом. Поэтому от декларации госслужащий апартаменты не скрывал.
Игорь Ананских
Депутат от ЛДПР по итогам «пехтинга» переплюнул всех своих коллег. В 2013 году за душой у скромного либерал-демократа нашли восемь — да, восемь — квартир в Майами общей стоимостью порядка 6,5 миллионов долларов, из которых в декларацию о доходах не попала ни одна. Разумеется, общественность возмутилась: да, Пехтин, Чепа, Маргелов, Третьяк — конечно, сорванцы, но восемь квартир — это уже слишком. Ананских не растерялся. Он спешно продал все элитное жилье, а в интервью газете «Известия» даже заявил, что по причине обостренного патриотизма нога его больше не ступит на землю Флориды. Депутат, правда, не сообщил, кем именно были покупатели. Позже выяснилось, что каждая из восьми квартир была продана по сто долларов за штуку офшору, принадлежащему на пару самому депутату и его брату Вячеславу.
Нью-Йорк
Андрей Вавилов
Экс-сенатор, экс-замминистра финансов, экс-нефтяной магнат и уже экс-владелец двух пентхаусов на Манхэттене. Жилье — пентхаус в Plaza Hotel и квартиру в комплексе Time Warner Center с панорамным видом на город — Вавилов приобрел в конце нулевых. За первую квартиру он отдал разумные 11 миллионов долларов, потом еще судился с продавцами и в итоге продал жилье всего за 8,4 миллиона. Со вторыми же апартаментами ему повезло. Купив их за 37 миллионов почти семь лет назад, минувшим летом он продал площадь на 78 этаже южной башни комплекса Time Warner за 51 миллион.
Виталий Малкин
Малкин, также экс-сенатор, в свое время отметился тем, что летал в США и уговаривал Конгресс не принимать «акт Магнитского». Уже после этого он добровольно сдал сенаторский мандат, когда все тот же Алексей Навальный в 2013 году обнаружил, что он имеет второе гражданство, а также недвижимость и бизнес в Канаде. Чего Навальный тогда не знал, так это того, что Малкин в этот время разбирался в нью-йоркском суде с компанией, которая проводила ремонт в его апартаментах все в том же Time Warner Center. К этому комплексу вообще в последние годы проявляют особый интерес те граждане России, которые имеют возможность потратить на жилье не менее 10 миллионов долларов. Точную же стоимость квартиры Малкина узнать пока никому не удалось.
Вячеслав и Ладлена Фетисовы
Еще один легендарный хоккеист никогда не скрывал наличия недвижимости в США. В конце концов, многолетний капитан одной из ведущих команд НХЛ Detroit Red Wings в свое время честно заработал на особняк в Нью-Джерси. Другое дело, что после возвращения в Россию доходы Фетисова, поступившего на госслужбу, если верить декларациям, резко сократились, а значит, купить квартиру за 6,4 миллиона долларов в небоскребе Trump International Hotel and Tower он уже не мог. Зато могла его жена Ладлена, которая, как позже объяснил Фетисов, «работает у друзей, занимается логистикой» и получает до 200 тысяч долларов в год. Фетисов также рассказывал, когда незадекларированная жилплощадь всплыла, что в свое время они выгодно продали несколько владений в России, с помощью чего и купили квартиру в Нью-Йорке. В новейшей декларации Фетисова квартира записана на жену.
Комментарии