Почему Назарбаев не захотел стать памятником
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не смог отказать себе в удовольствии сделать красивый жест, отказавшись от заманчивого предложения «народных избранников» превратить первого главу казахстанского государства в прижизненный памятник самому себе.
Как сообщают официальные СМИ страны, Нурсултан Абишевич проявил исключительную личную скромность, не подписав накануне закон, наделяющий его статусом «лидера нации», на чем настаивали депутаты высшего законодательного органа Казахстана. При этом, не соблазнившись лаврами «отца казахского народа» в настоящем, он подчеркнул, что вовсе не исключает такой возможности в будущем.
В своем обращении к соотечественникам Нурсултан Назарбаев, отдавая дань «общечеловеческой» либеральной риторике, подчеркнул, что продление личного политического долголетия президента страны может быть оправданно только при чрезвычайных обстоятельствах. Так, по его словам, «если в будущем возникнет какая-либо серьезная угроза развитию страны и безопасности ее граждан, территориальной целостности и национальным интересам, я сам попрошу дополнительных полномочий и, уверен, получу их, предоставив необходимую аргументацию».
Безусловно, такой впечатляющей уверенности главы Казахстана в своей способности контролировать политическую ситуацию в стране даже после сложения с себя официальных президентских полномочий могли бы позавидовать его бывшие коллеги из соседних стран. Тот же незабвенный Туркменбаши, по пути которого отказался следовать выстраивающий имидж просвещенного среднеазиатского властителя Нурсултан Назарбаев, судя по всему, не мог ею похвастать.
Впрочем, личную жертву, принесенную Назарбаевым, особо преувеличивать тоже не стоит. В указанном обращении президент Казахстана сам четко обозначил пределы своего политического кокетства, когда признался, что его отказ от законодательного закрепления статуса «лидера нации» почти никак не отразится на том объеме гарантий, которые он получит в случае своего ухода с президентского поста.
Назарбаев, в частности, напомнил, что предлагаемые Законом «О лидере нации» дополнительные меры по защите чести и достоинства президента, гарантии его неприкосновенности уже предусмотрены Конституцией страны, а также законами о первом президенте, президенте и другими законодательными актами.
О внешнеполитической подоплеке неожиданного хода со стороны казахстанского лидера рассказывает эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко:
– Здесь нужно учитывать, что Казахстан в настоящее время председательствует в ОБСЕ. Так что отказ Нурсултана Назарбаева принять юридическое закрепление статуса «лидера нации» заключается в том, чтобы лишний раз не настраивать против себя общественное мнение на Западе и не давать повода для критики внутри страны. Как известно, президент Казахстана был инициатором проведения саммита ОБСЕ в Астане. В настоящее время на этот счет еще ведутся переговоры. Вот почему я полагаю, что последнее решение направлено на то, чтобы максимально укрепить свои переговорные позиции. Понятно, что в ОБСЕ хватает жестких поборников соблюдения прав человека и прочих демократических норм и ценностей, которые считаются на Западе – в отличие от некоторых азиатских стран – универсальными. Честно говоря, я не вижу каких-то других веских причин для того, чтобы отказываться от столь привлекательного политического подношения со стороны казахстанских «народных избранников». Не исключено, что президент Казахстана действительно убежден, что ему не требуется юридическое закрепление статуса «лидера нации» для того, чтобы осуществлять присущие ему полномочия де-факто.
Комментарии
Ибо нефиг!
Что оно значит - ясно и без перевода...:)
Фокус в том, что "нур" на тюркских языках означает "свет". Стал быть, не просто султан, но светлый или светлейший.
Чё, не прикольно разве?