России отказано в европейском гостеприимстве
Российские граждане по-прежнему являются нежеланными гостями в странах ЕС. Несмотря на то что в последние годы старушка Европа оказалась практически оккупирована ордами мигрантов из Азии и Африки, она упорно не желает делать каких-либо послаблений даже для российских туристов, которые, в отличие от мигрантов, привозят европейцам не проблемы, а деньги.
Как и предполагалось, России и Евросоюзу так и не удалось хоть сколько-нибудь продвинуться в вопросе отмены визового режима в ходе сегодняшнего саммита в Ростове-на-Дону. Правда, официально ЕС не возражает против отмены визового режима с нашей страной. Но в отличие от Москвы, которая, по словам президента Дмитрия Медведева, хоть сегодня готова снять ограничения на поездки европейцев в Россию, Брюссель не то что не готов сделать это сейчас, но даже отказывается называть конкретные сроки, когда это могло бы произойти в будущем.
«Сейчас главное – не политизировать этот вопрос, не заниматься прожектерством. Наша страна к этому готова, но нам проще, мы одна страна, а ЕС – 27 стран, но для того чтобы работа шла более активно, мы передали партнерам наш Проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС», - цитирует Прайм-ТАСС слова президента РФ, который дипломатично попытался хоть как-то смягчить впечатление от столь красноречивого и нелицеприятного жеста европейцев в адрес России.
Медведев призвал Евросоюз не опасаться угроз безопасности при отмене виз. И опять же проявил недюжинный внешнеполитический такт, отметив, что все же это «тема тонкая», так что «мы понимаем трудности, с которым сталкиваются европейские партнеры». «Однако, на мой взгляд, это больше связано с нашей историей, чем с реальной ситуацией, поскольку никакой угрозы безопасности отмена виз не несет», – подчеркнул он.
Однако стремление президента сгладить впечатление прозвучало тем более неубедительно, если учитывать, что Евросоюз совсем недавно утвердил мандат на переговоры с Албанией, Боснией и Герцеговиной по все тому же визовому вопросу. Получается, что в глазах ЕС даже самые респектабельные российские граждане проигрывают по сравнению с выходцами из Албании, которая в самой же Европе пользуется дурной репутацией криминальной черной дыры, через территорию которой проходит крупнейший наркотрафик.
Результаты завершившегося в Ростове-на-Дону саммита между Россией и ЕС комментирует эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев:
- Если исходить из оценки переговорного процесса между Москвой и Брюсселем в последние годы, то результаты саммита представляются закономерными. Небезызвестный господин Венесуэла, который является представителем ЕС в России, уже неоднократно повторял, что никаких сдвигов по этому вопросу ожидать не приходится. При этом каких-то особенно больших минусов в этом я не вижу. Вообще, все эти разговоры о пользе связей и партнерства с ЕС - сейчас Дмитрий Медведев уже говорит о каком-то инновационном сотрудничестве - сильно преувеличены.
На самом деле, сотрудничество с ЕС в деле модернизации - это высосанная из пальца тема, которая не имеет никакого отношения к реальным целям и задачам российской внешней политики в мире. Потому что сегодня появляется четкое представление о том, что финансовая система ЕС не просто испытывает более чем очевидные трудности, а уже буквально трещит по швам.
К таким государствам, как Великобритания, которые не перешли на евро, сегодня уже хочет примкнуть Польша. Варшава не хочет отказываться от национальной валюты. Поскольку поляки видят, что переход на евро - это путь в долговую яму, который может привести только к коллапсу польской экономики. Думаю, что такой евроскептицизм дальше будет только нарастать. Более того, мы видим откровенный кризис экономических систем Греции, а в перспективе Испании, Португалии и Италии.
Кроме того, мы видим усугубление проблемы несостыковки между старой Европой и Европой новой. Скажем, если Брюссель сегодня говорит о необходимости борьбы с изменениями климата, то чешский президент Клаус говорит о том, что это - надуманная проблема и лучше задуматься о более насущных экономических вопросах. Сюда же относится колоссальное снижение оборонного потенциала ЕС, которое является во многом вынужденным. Таким образом, Европа отказывается от контроля над своей зоной ответственности в пользу НАТО с неформальным лидерством США в этой организации. Как известно, европейцы отказываются от своего участия в действиях коалиции в Афганистане. Многие страны ЕС уже ограничивают свой вклад отправкой 150-200 военнослужащих. На фоне тотального расцвета наркоторговли в Афганистане ничего, кроме недоумения, это вызывать не может.
На этот фон накладывается целый ряд социальных проблем, которые существуют в Европе. Речь идет о старении населения и колоссальном росте социального бремени на бюджет. Потому что пособия, которые выплачиваются безработным и стареющему населению, начинают превалировать над потенциалом реального сектора экономики. Я уже не говорю о связанной с этим проблеме иммиграции в Европе, особенно из стран Магриба. Причем большинство новоприбывших никак не интегрируются в европейский социум, образуя довольно замкнутые общины. Подавляющее большинство из них не работает. Так что некогда процветающая Европа из флагмана международных отношений все больше превращается в эдакого «европейского больного». Я уже не говорю о достаточно аморфной структуре ЕС как единого образования. Так что не понятно, с кем здесь вообще можно предметно разговаривать.
В такой ситуации на первый взгляд выходят двусторонние отношения. А вообще, если так пойдет и дальше, то тогда уже не к Европе будут прислоняться, а последней придется искать устойчивую точку опоры.
Справка KM.RU
По информации «Интерфакса», началом диалога между РФ и ЕС по введению безвизового режима в августе 2002 г. стало письмо президента Владимира Путина к Романо Проди и главам государств-членов Союза, в котором глава российского государства предложил обсудить «новую инициативу интеграции», направленную на практическое осуществление «перехода к будущему безвизовому режиму для граждан России и стран ЕС». Предложение было сделано в контексте проблемы калининградского транзита. В 2004 году этот российский регион оказался зажатым между членами ЕС Литвой и Польшей и полностью отрезанным от российской территории.
Комментарии