«Черные ящики» Ту-154 оставили много загадок

Во вторник, 1 июня, Польша обнародовала расшифровки записи бортового магнитофона самолета Леха Качиньского, который разбился 10 апреля под Смоленском. Запись зафиксировала последние 40 минут разговоров в кабине экипажа.

Днем ранее Москва передала Варшаве копии записей самописцев и оригинал стенограммы переговоров экипажа.

Согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, на которой основан меморандум о передаче «черных ящиков», раскрывать содержание записей не запрещено, если они не содержат дискредитирующей стороны информации.

Опубликованный документ состоит из 41 страницы записей переговоров экипажа между собой, с диспетчерами и экипажем самолета Як-40, приземлившегося в Смоленске незадолго до катастрофы, а также расшифровки показаний бортовых систем.

Согласно стенограмме, за четверть часа до аварии диспетчер предупредил экипаж о том, что «условий для приземления нет». Тем не менее пилоты заявили, что попробуют сесть, несмотря ни на что.

«Набрать высоту, набрать высоту... Впереди земля»,— такое сообщение от встроенной системы предупреждения зафиксировано многократно непосредственно перед крушением. Из записей неясно, почему пилоты попытались набрать высоту лишь в тот момент, когда уже было поздно. Последнее, что зафиксировали самописцы, – продолжительное ругательство неопознанного человека, находившегося в кабине лайнера. Ранее польские чиновники, которые слышали саму запись, сообщали, что среди последних слов в кабине экипажа самолета были молитвы, и заявляли, что такие интимные моменты обнародовать не будут.

По словам главы технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексея Морозова, за неделю до того экипаж самолета не проходил необходимой подготовки на тренажерах и не имел достаточного налета.

Посторонний мужчина, чей голос зафиксировали самописцы в кабине самолета, опознан как главком ВВС страны генерал Анджей Бласик. Он был не единственным посторонним человеком, заходившим в кабину самолета польского президента, но он разговаривал с пилотами до самого момента удара Ту-154 о дерево на подлете к земле.

Российские и польские исследователи разошлись в том, насколько значимым было присутствие посторонних в кабине пилотов. Польская сторона полагает, что это «не имело решающего влияния на произошедшие события». В свою очередь, глава МАК Татьяна Анодина отметила, что «в российских федеральных авиационных правилах есть четкие указания, что не допускается нахождение в кабине летного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полетного задания». Это касается и мировой практики.

Ранее в польских СМИ появлялись предположения, что Качиньский мог сам дать указания пилотам, чтобы те совершили посадку, несмотря на погодные условия. Однако непосредственного подтверждения этой версии в записях «черных ящиков» нет.

Таким образом, аудиозапись сама по себе не дает ответа, почему при этом самолет оказался на несколько десятков метров ниже, чем должен быть, и последние секунды летел над самой землей, сбивая деревья.