Сегодня «производство» на нововозрожденном «Москвиче» сводится к
- отодрать шильдики «JAC» и «Js4» с двустороннего скотча;
- приклеить шильдики «Москвич» на двусторонний скотч.
По науке это называется DKD, Disassembled Knocked Down: технология, по которой готовую машину слегка разбирают на головном заводе в Китае и потом так же слегка собирают в Москве. Но ведь можно не делать этот (очевидно бессмысленный) ритуал, а привезти сразу готовое? Можно. И выйдет даже дешевле. Но тогда не будет рабочих мест для 250 москвичей и красивой телевизионной картинки с заголовками «Мы. Возродили. «Москвич».
Правда, долго так продолжаться не будет. Если верить функционерам столичной мэрии, великая российская инженерная школа уже на низком старте и скоро всем покажет.
<ins>— У нас есть поручение мэра, чтобы завод «Москвич» через несколько лет выпускал машину из российских компонентов и на российской платформе. Мы над этой задачей вместе с КамАЗом работаем, и я уверен, что мы с ней справимся. 2025 год — целевой, когда машина уже должна быть.</ins>
Интересное обещание, если учесть, что в долгой истории АЗЛК, правопреемником которого является нынешний «Москвич», примеров технологического суверенитета наберется едва ли полтора.
Начать с самого старта — и даже не с «четырехсотки». Массовый легковой автомобиль на этом месте собирались делать еще до Второй мировой: в 39-м Совнарком утвердил характеристики, а в 40-м на заводе КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) начали клепать КИМ-10, в основе которого был… британский Prefect американского бренда Ford.
По лицензии его собирали также в Новой Зеландии и Латвии, о покупке лицензий советской стороной упоминаний не вижу. Но она бы и не потребовалась: проект КИМ-10 зарубили. По одной из версий, двухдверный кузов посчитали непрактичным. По другой (не противоречит первой) — машина якобы не понравилась лично Сталину. Ну, а потом вообще «… Киев бомбили, нам объявили, что началася» ВОВ — и проект народного легкового авто ушел в очень дальний ящик.
А вот сразу после его расчехлили — народным легковым авто должен был стать простой германский «Опель-Кадет К-38», благо тут и репарации поспели, можно взять все готовое. Да, но нет: Opel с 1929-го входил в американский концерн GM, а его заводы оказались в зоне оккупации союзников — то есть Штатов с Британией. Так что просто взять и вывезти из Рюссельхайма документацию и оснастку было нельзя.
К тому же — их там не было: в военные годы завод Opel производил детали для самолетов Junkers Ju-88, немногое оставшееся от автомобильного производства попрятали по тайникам. Но и оно не годилось: уцелевшая оснастка предназначалась для производства двухдверного «Кадета», а Сталину очень хотелось четырехдверный. И чертежи взять негде: Kadett разрабатывался в Детройте, штат Мичиган, и документация хранилась там же.
Понятно, что ждать от GM’а милости не приходилось: еще не холодная война, но отношения между странами уже натянуты. А делать надо именно Kadett — приказ «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде» отдавал лично Сталин, ослушаться — нельзя.
Решение нашлось изящное: к восстановлению документации привлекли… немецких инженеров. Нормальная послевоенная практика — создание центров со «смешанными трудовыми коллективами», где под советским патронажем трудились (за зарплату) немецкие спецы.
Они и воссоздали американский Opel, ставший впоследствии «Москвичом-400».
С этим багажом МЗМА (бывший КИМ) ворвался в 50-е и даже багаж этот приумножал: за 400-м последовал 401-й, затем — 407-й «Москвичи» оригинальной конструкции. Если с кем и кооперировались, так с горьковским ГАЗом. Чем не «технологический суверенитет»?
Но длился он недолго: уже в 1966-м Франция выходит из НАТО (правда, не совсем, и потом вернется), и Де Голль резко становится хорошим другом Москвы. СССР и Франция начинают всячески взаимодействовать, так Renault получает подряд на реконструкцию конвейеров МЗМА. Попутно новый автозавод появляется в Ижевске — и тоже на базе технологий Renault, которая зримо и незримо будет присутствовать в истории отечественного автопрома вплоть до 2022-го.
Завод Renault в России уже однажды национализировали. Что из этого вышло
И не только Renault: «Москвич» советский собственной гордостью поступился не раз. Например, рестайлингом 412-го занималась фээргэшная Porsche Engineering — предложенные немецкой стороной изменения касались «косметики» и в серию не пошли. Как не пошли в серию и альтернативные проекты модернизации 412-го — от французской студии CEI, например. В серию пошел новый 2140, но и он был не сказать чтобы технологически суверенный. Ветеран АЗЛК в 2002-м вспоминал работу над «Москвич-2140 Люкс» так:
<ins>— Пожалуй, именно на Люксе удалось практически все, что можно было бы сделать. Этот проект сначала в Америке заказали. Американцы сделали демонстрационный макет интерьера, альбомы шикарные привезли… Правда, воспроизвести такой интерьер в серии не получилось бы — много там было элементарных эргономических просчетов. Заплатили за эту работу 80 тысяч долларов. Наши мужики, когда узнали, в шоке были: «Если бы нам заплатили хотя бы 80 тысяч рублей — мы бы им такое сделали!» И сделали потом. Только обшивки дверей оставили «американские» — и те с доработками. Люкс делали в кооперации с югославами: они поставляли нам комплектующие, а мы расплачивались машинами.</ins>
За 2140 последовал 2141, но тоже не очень суверенный: на ранних этапах разработкой занимались все те же Porsche Engineering. Немцы подошли к вопросу основательно и распланировали сразу целое семейство автомобилей — от двухдверного седана до «гёлендвагена».
«Москвич 2141» в представлении Porsche Engineering
6 фотографий
Но проект «Порше» ни во что не выродился — на АЗЛК просто перерисовали французскую Talbot Simca 1308. Подчистую, как есть. Тот же Игорь Зайцев вспоминает это так: «… Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Так и родился Москвич-2141».
|
Talbot (Chrysler) Simca 1308
|
В общем, история «Москвича» почти на всем своем протяжении сводилась все к тем же паттернам и сценариям, что в остальной советской промышленности повсеместно:
- срисовать у немцев и «сделать самим»;
- купить у французов и «сделать самим».
Ну, или «срисовать у французов» и «купить у немцев» — тут возможны варианты.
Проблема в том, что сегодня впервые века, наверное, с 15-го отношения одновременно и с немцами, и с французами на минимальном минимуме. И как без немецких мозгов и французского опыта Максим Ликсутов собирается делать «машину из российских компонентов и на российской платформе» — загадка загадок.
Комментарии
И я обязан вам возразить. Всё, что вы перечислили - это что? Это или штучное или мелкосерийное производство (даже не крупносерийное).
А уровень развития страны как раз и определяется не этим, а высокотехнологичным ширпотребом при МАССОВОМ производстве (массовое - без ограничений по количеству и срокам выпуска).
Массовое производство всё и выявляет, честно и наглядно.
А лично для меня всё эти политические аспекты безразличны. Пусть хоть и чужое, но сносное по качеству и не дорогое. Я вот смеюсь над нынешними видеообзорами новых автомобилей. Обозреватели называют как одно из достоинств невысокую цену - около двух миллионов рублей.
Если раньше дешёвым автомобиль назывался при цене 400 тыс. руб., то сейчас при цене 2000000 млн. руб. Что это, понты обозревателей, или отрыв от действительности, или незнание жизни простого народа?
Но дело в том, что "высококачественный ширпотреб" - это качественно иной уровень развития вообще. Страны, способные делать качественный ширпотреб, легко сделают и стратегическую продукцию, например микроэлектронику, робототехнику,тонкую химию, оружие, и аналогично.
А вот в другую сторону, от стратегической продукции к ширпотребу, двигаться намного-намного сложнее.
Поехали! КАМАЗ и Росатом готовят автоновинки