Не в ногу со всеми. Кем был «мученик» русской поэзии Осип Мандельштам
15 января 1891 года родился Осип Мандельштам, русский поэт с трагической судьбой. АиФ.ru вспоминает, каким человеком был узник ГУЛАГа, жертва тоталитарной власти XX столетия.
Осип Мандельштам. © / Public Domain
Ровно сто двадцать пять лет назад родился русский поэт Осип Мандельштам, в стихах которого отразилась целая эпоха: гибель старой России, революция, сталинское время. Его знают, прежде всего, как писателя, гонимого по политическим мотивам и заплатившего жизнью за свои стихи — они уцелели чудом, их запоминала наизусть и прятала у немногих единомышленников его жена Надежда Мандельштам.
Осип Мандельштам. Фото: Commons.wikimedia.org
Славу писателя окончательно упрочила его смерть в унизительных условиях: он погиб в 1938 году в лагере под Владивостоком. Нередко в России и во всём мире образ Мандельштама сравнивают с образом мученика, он как никто другой подходит для легенды: нищета, преследования, мученичество и запоздалая посмертная слава. Но каким на самом деле человеком был автор разоблачительного стихотворения о Сталине, рассказывает АиФ.ru.
«Остановите мемуары»
Нет, никогда ничей я не был современник,
Мне не с руки почёт такой.
О, как противен мне какой-то соименник,
То был не я, то был другой.
Писал Мандельштам, не желая, чтобы о нём судили по воспоминаниям людей, взгляды которых он никогда не разделял. Легенды начали сочинять, когда поэт ещё был жив, и это, конечно, его возмущало. «Остановите „мемуары”», — периодически упрашивал современников писатель. Его жена Надежда Мандельштам однажды дала жёсткую оценку большинству воспоминаний о муже: «О. М. был не по плечу современникам: свободный человек свободной мысли в наш трудный век. Они и старались подвести его под свои заранее готовые понятия о «поэте». Нельзя забывать, кто были его современники и что они наделали».

Судьба Кассандры. Почему Анна Ахматова боялась своих стихов?
А Анна Ахматова, которая была близка с поэтом, после его смерти призывала друзей написать о Мандельштаме правду, чтобы развеять лживые легенды: «Теперь мы все должны написать о нём свои воспоминания. А то знаете, какие польются рассказы: „хохолок… маленького роста… суетливый… скандалист…“».
«Чтобы не было слишком страшно жить»
О его смешливости и суетливости действительно ходили легенды, но, как считали близкие, эта весёлость была напускной: «Мандельштам только притворялся и под легкомыслием старался скрыть от всех — а главное, от себя — своё глубоко трагическое мироощущение, отгораживаясь от него смехом и весёлостью. Чтобы не было слишком страшно жить».

«За что осуждаете?» Кем на самом деле был поэт Борис Пастернак
Мандельштам был неординарной фигурой даже в обществе писателей: «Встречи с М. были всегда не похожи на встречи с другими поэтами. И сам он ни на кого не походил. Он был не лучше и не хуже, а совсем другой. Это чувствовали многие, даже, пожалуй, все. Человек из другого мира, из мира поэзии». Особенно бросалась в глаза его чудаковатость, о которой говорили многие и которую Надежда Мандельштам долгие годы считала клеветой (ведь образ поэта-чудака не к лицу поэту-мученику): «Вбегал Мандельштам и, не здороваясь, искал «мецената», который бы заплатил за его извозчика. Потом бросался в кресло, требовал коньяку в свой чай, чтобы согреться, и тут же опрокидывал чашку на ковёр или письменный стол»; «Рассеянный и бессонный стихотворец Осип Мандельштам будил знакомых и после трёх ночи.
Это было очень мило и оригинально, и его поклонники, проснувшись, вставали, будили служанку и приказывали ставить самовар»; «Мандельштам истерически любил сладкое. Живя в очень трудных условиях, без сапог, в холоде, он умудрялся оставаться избалованным. Его какая-то женская распущенность и птичье легкомыслие были не лишены системы».
«Мы живем, под собою не чуя страны». 8 строф Осипа Мандельштама
Тайна смерти
В ноябре 1933 года Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую прочёл полутора десяткам человек. Одним из них был Пастернак, который тут же предостерёг поэта: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал и прошу вас не читать их никому другому». Но было поздно, катастрофа приближалась — в ночь с 13 на 14 мая 1934 года в квартире Мандельштама произошёл обыск, а самого поэта арестовали. За этим последовала трёхлетняя воронежская ссылка, возвращение в Москву, переезд в Калинин, новый арест 2 мая 1938 года и лагерь, из которого Мандельштам уже не вернулся.
Мандельштам после ареста в 1938 г. Фотография НКВД Фото: Public Domain

Вдохновение вне времени. Борис Пастернак и его жизнь
Самым мифическим в жизни Мандельштама стала его смерть. Версий о последних днях жизни гонимого поэта много, но ни одну из них нельзя считать достоверной. Дату смерти писателя не знала даже его жена: «Я знаю одно: человек, страдалец и мученик, где-то умер. Этим кончается всякая жизнь. Перед смертью он лежал на нарах, и вокруг него копошились другие смертники».
Образ умирающего поэта породил целый ряд легенд, среди которых было три основных линии лагерного мифотворчества: Мандельштам умер на судне, которое направлялось на Колыму, и его сбросили в море; Мандельштам, умирая, читал уголовникам у костра сонеты Петрарки и Шекспира; поэта убили уголовники.

Когда и где в Москве может появиться улица Мандельштама?
Одной из самых достоверных версий считается воспоминание бывшего узника сталинских лагерейЮрия Моисеенко, который писал, как в 1938 году стал прямым свидетелем смерти знаменитого поэта: «В ноябре нас стали заедать породистые белые вши, и начался тиф. Был объявлен строгий карантин… Велели раздеваться и сдавать одежду в жар-камеру. А затем перевели в другую половину помещения в одевалку, где было ещё холоднее. Пахло серой, дымом. В это время и упали, потеряв сознание, двое мужчин, совсем голые. К ним подбежали держиморды-бытовики. Вынули из Кармана куски фанеры, шпагат, надели каждому из мертвецов бирки и на них написали фамилии: «Мандельштам Осип Эмильевич, ст. 58, срок 10 лет». И москвич Моранц, кажется, Моисей Ильич, с теми же данными. Затем тела облили сулемой. Так что сведения, будто Мандельштам скончался в лазарете, неверны».
Елена Дудник
Комментарии
Осип Мандельштам не выглядел как русский.
Очень многие такие выдумщики, как ты, искренне считают, что вот села дюжина каббалистов, выдумала ГУЛАГ, щелкнула пальцами, и завертелось...
А некоторые, из тех, что поумнее (то есть к тебе это, возможно, и не относится), понимают, что ежели есть народ, то будет у него такое правление, которое 97% этого народа хочет, считает верным, поддерживает и одобряет - а не то, что 3% (пусть даже - хотя это тоже фуфло!) "придумали". Понимают, но в стремлении перевалить с больной головы на здоровую, и из ненависти к нам, тоже поддерживают "версию" с волшебниками-каббалистами.
Вот Есенин выглядел как русский, и им был - но не разделил судьбу Мандельштамма только потому, что вовремя застрелился.
И что?
Ося не выглядит как русский. Русские так не выглядят.
Хотите открою секрет? "Как русские" выглядели (и были ими) по большей части крестьяне. А большая часть элиты, что интеллектуальной, что политической (типа всякие там рюриковичи, да?) "по крови русской обычно не была...
Так что еврей Мандельштам никакого тут исключения не представляет, а русский поэто он потому, что явление РУССКОЙ культуры (нравится Вам - или даже мне - это или нет). Вот Вы, к примеру, возможно, вполне русский, но не русским поэтом, ни русским писателем не являетесь.
Вопрос на засыпку - Джозеф Конрад английский писатель, или нет?
http://www.ruskolan.xpomo.com/rus/rus.htm
Что мне бросилось в глаза, однако - это "этнографичность". Все это выглядит, как "прошлое России". Знаете, где станут делать фото, представляющие современный типаж израильтянина? У нас в кампусе, в совершенно современной одежде, в портах за работой (порта - весьма современны), на летном поле, в ЦАХАЛе...
А вот фото "истинно русских" (никакого отторжения у меня не вызывающие, не думайте), сделаны в интерьере уходящем, да и многие (не даром!) или совсем дети, или -много - старики...
Если бы эти люди чувствовали страну, то оказалирсь бы там, где Сорокин, где Зворыкин, где Гамов, где Сикорский, где...
http://rvb.ru/mandelstam/01text/vol_3/01versus/01versus/3_064.htm
Вы же, Сережа, этого не можете, а потому обсуждать с Вами тут нечего.
Прирост же населения "на его пике" в СССР был много меньше, чем в ЦАР (Центрально-Африканская республика) во времена "президента" Жан-Беделя Бокассы, который, как известно, не только ничего не делал для своих подданных (грабил их только), а еще и ел их (доказанный людоед).
Так что никакого отношения размножение населения к "правильности политики партии и правительства" не имеет.
А вот Ландау и прочие, мною перечисленные, таки украшение мировой цивилизации, даже если господин Тарасов с этим не согласен. И скажу прямо, сколько бы не тратил тот же Вавилов денег (тоже украл чой-то, по мнению Сережи, а?), он - украшение цивилизации, и денег этих стоит, а его посадивший в лагерь - преступник.
Конечно, роль любого государства - только в создании условий, оно не может ни помочь написать, ни помочь открыть, или изобрести, это верно. Однако, согласитесь, писать в лагере, или не иметь возможности издать написанное, творчеству никак не способствует, верно?
"тоже не плохой" поэт Бродский совсем не в ряду тех, кого мы упоминали, уж слишком он дрянной человек.
Не думаю, что при оценке творчества человека стоит обращаться к его личностным качествам, Вы же не в зятья его берете.
Ученый делает (обычно) "вклад" в науку, опираясь на который, изобретатели и инженеры делают "вклад" в технологию и медицину; организаторы производства делают свой "вклад", и руководимый ими НАРОД приготовляет новые лекарства, аппараты, породы растений, и т.д. Все это называется "мировой цивилизацией".
Без деятельности самого "народа", понятно, появление "конечного продукта" невозможно, но тут тонкость: ученые, изобретатели, бизнесмены - продукт штучный. Васю - скотника нетрудно заменить на Петю, Нину-санитарку на Таню. А вот ни ученого-генетика, и химика - разработчика синтеза нового лекарства так не заменишь.
Потому народ должен ценить и оберегать этих уникальных, двигающих цивилизацию вперед.
Вавилов сделал важный вклад в биологию, биология же - основа сельского хозяйства и медицины (если Вам угодно). "Народ" же, вместо того, чтобы его на руках носить, посадил его (и не только его) в тюрьму и убил.
Результат не замедлил - и с/х и медицина в СССР оказались в заднице.
Любопытно еще, как те, кто решает, что "незаменимых у нас нет", сами себя почитают незаменимыми, однако...