Как Америка нас полюбит
На модерации
Отложенный
"Хлеб--всему голова" (изв.мудр.)
«Не хлебом единым жив человек»(Мф.4:4; ВтЗак. 8:3
"Время, оно еще будет, для тех, кто услышали грозы"
"Главная проблема современности это неосознанность происходящего"
Вся эта увлекательная история о социальной жизни людей, со всеми ее перипетиями, сменой масок и формаций, прогрессом и регрессом, революциями и резолюциями, процветанием и увяданием, войнами и миром... все это началось очень давно. Так давно, что и современная наука, пока, не может определенно сказать когда, назвать дату, определить реперные точки, связать все многообразие воедино.
Как же нам разобраться во всей этой кутерьме, не утонуть в ворохе фактов, лжи, подтасовок, идей, идеологий, мнений, мифов, легенд и прочего громадья информационного мусора, что только множится и множится? От чего же оттолкнуться, чтобы осознать и прошлое и настоящее, обнаружить основные тенденции будущности? Начнем издалека, опуская всю чудесную предысторию развития планеты от пылевого облака до мира, полного жизни и света.
Очевидно что когда-то, довольно давно (точно не определено наукой)на планете возникли гоминиды, выделившийся из понгид, особый вид прямоходящих приматов, бипедалов, с весьма ловкими передними конечностями, свободными для манипуляций, специализированными манипуляторами, бинокулярным, цветным зрением и весьма динамичной нервной системой, все это позволило им очень скоро занять высшую ступень в пищевой цепи, и перейти к следующему этапу развития, к развитию психики.
Времена были замечательные, вид процветал повсеместно, и раз уж "хлеб всему голова", то надо отметить, что всеядность гоминид, занимавшихся охотой, собирательством, каннибализмом и поисками падали, позволила им весьма широко распространиться по планете.
Что же определяло существование гоминид, их процветание как вида? Высокая приспособляемость, социальность, доминирующее положение в пищевой цепи, всеядность. То есть это как раз и были те приснопамятные времена, когда предки человека жили "в полной гармонии с природой", входили в общую систему для всех видов, жили по общим законам для всех, всего генезиса.
Так, скажем, и до сих пор живут некоторые сообщества, малые и более крупные популяции в Амазонии, Австралии, Африке и на островах. Словно в машине времени можно переместиться к местам их обитания и наблюдать те далекие и счастливые времена воотчую, изучая обычаи и самобытность племен, умиляясь и ностальгируя.
Уж что заставило древних гоминид начать резкую эволюцию, точно не известно. Однако из всего многообразия гоминид вдруг выделился особый род, род Homo. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн. лет назад, как принято считать до сего времени. Род Homo, просуществовавший на планете более 1,5 млн. лет без особых изменений в качестве жизни, мог бы и далее вполне счастливо жить, если бы ок.500 т.л. назад на Земле не начались глобальные климатические изменения. Эти климатические "сюрпризы" повлекли за собой вымирание многих видов, из гоминид на планете остался только один, род Homo и его многообразные гибриды, победивший в схватке с изменчивостью природы и климата.
Но все это присказка, не сказка.
Сказка начинается ок. 12 т.л. назад, когда отдельные популяции Homo перешли к земледелию. Не сразу, постепенно, нарабатывая новые навыки и генетику. Ведь такой переход, это настоящая революция, революция такого масштаба, которой не бывало еще на планете, чрезвычайное и эпохальное событие. Впервые вид гетеротрофов(паразитов) вступил в симбиоз с автотрофами (производителями, растениями в основном) посредством ума. Стоит ли теперь говорить о том, какие чрезвычайные претензии к уму, психике Homo-Symbiosis (человек симбиотический)предъявил такой способ существования?
И раз уж мы так настойчиво повторяем что "хлеб всему голова", то следует и признать, что именно такой, симбиотический, земледельческий способ существования и определил всю дальнейшую судьбу вида. Дальнейшее же развитие Homo-Symbiosis, во всем, чрезвычайно усложнившемся многообразии его жизни, постепенно привело к образованию крупных популяций земледельцев, а раз крупное сообщество, то и возникает в нем особая потребность в культуре, во всем объеме чрезвычайно усложнившейся социальности остро нуждающейся в урегулировании.
Так, постепенно, возникает на планете новый фенотип, Homo-Cultura (Человек Культуры, или Человек-Культурный), в противовес оставшимся в прошлом всем остальным популяциям гоминид, не перешедших к земледелию, оставшимся жить в прежних условиях, охотой, собирательством, миграцией за стадами животных и т.п. Что собственно и определило всю дальнейшую историю, где одни начали культурный путь развития(позже перешедший в цивилизацию), а остальные т.н. "ордынский", так и оставшись гетеротрофами, во всем разнообразии этого образа существования.
Крупные культурные сообщества (цивилизации)вспыхивали, находя благоприятные условия, расцветали буйным цветом и угасали, печально и трагически; вели отчаянную борьбу с дикарями, варварами и вандалами, ордынцами, ордой (паразитами), праздновали победы и терпели неудачи, смешивались поневоле, порождая все новые, весьма порой причудливые мутации.
Но все это уже вполне обозримая история, во многом летописный период. Вот с него и начнем, памятуя главное: "хлеб всему голова", по тому ведь, что, действительно, без хлеба для культурных людей, и без добычи (пищи) для ордынцев не было бы ничего, и самой истории, не было бы сейчас ни тех, ни других, ни всего того многообразия форм и мутаций рода Homo.
Вот от этого момента мы и начнем свое расследование, поставим здесь главную реперную точку, рассмотрим развитие социума с т.з. экономики, производства хлеба (продуктов питания и прочих сопутствующих тому производств), производства, потому как только производство, переход к производительному труду отдельных сообществ, и позволяет создать большие популяции, фундамент прогресса и развития. Что уж тут отрицать? И как бы кому не хотелось, но и "святой" без хлеба не выживет, разве только чудом, но чудеса тут мы, пока, оставим в сторонке.
Так вот значит, производство и производственные отношения, как это мы уже поняли, лежат в основе, в фундаменте развития вида. Вида некогда разделившегося по способу существования на производителей и паразитов, на культурных и варваров, на цивилизацию и орду и т.п., с дальнейшей войной, естественной враждой, непримиримостью, противоречиями и противостоянием.
Как же, исторически, развивалось само производство и производственные отношения у людей? Рассматривая ретроспективно мы можем выделить ряд формаций, например:
первобытно-общинную --> аграрно-рабовладельческую --> феодальную --> капиталистическую --> индустриальную --> пост-индустриал;
Для того чтобы понимать почему так происходило, нужно ввести понятия производственных сил (мощностей), производительности труда (эффективность производства), энергетика и т.п. И не стоит этого сильно боятся, т.к. действительно, силы (энергия) самого человека не беспредельны, весьма посредственны, конечны и ограничены. "Выше головы не прыгнешь", и собственных сил у человека ровно столько, на сколько хватает ресурсов его тела, мышц и способа восстановления.
Очевидно что здесь сразу же обнаруживается предел развития, естественный тупик, преодолеть который не возможно без эксплуатации, использования дополнительной энергии, направленной на интенсификацию производства. Так, первобытно-общинный строй, одомашнив другие виды животных, начав эксплуатацию скота, получил дальнейший импульс к развитию, к переходу на следующий этап. Этап чего? Этап эксплуатации, как того не хотелось бы замечать.
Следующий же этап, это уже эксплуатация представителей одного и того же вида, эксплуатация "человека человеком", хотя кто есть сам человек, так доселе точно-то и не определено.
Особенно это сложно сделать сейчас, в виду многовековой истории мутаций, скрещивания и перемешивания, всей этой шизоидной, генетической катавасии, фундаментально противоречащий генезису.
Получив же новый приток энергии, новые производственные силы извлеченные из эксплуатации рабов, формация постепенно перешла на следующий этап, к феодальному строю, феодализму, феодальному способу производства. Здесь уже все становится намного интереснее и красочней, появляются зачатки наук, машиностроения, ремесел, основы организации труда и сообществ, то, столь романтизированное "средневековье", по которому люди извечно будут тосковать и умиляться.
Так бы и жили мы сейчас в средневековье, рождая прекрасные мифы, сказки и легенды, с ветряками и водяными мельницами, если бы не произошло очередное, революционное событие, изобретение парового двигателя. Именно энергия пара, новая форма эксплуатации, казавшейся неисчерпаемой энергии пара(тепловой энергии расширения сред) и определило переход к следующей формации, к капитализму, технической революции, технократическому способу производства, к резкому развитию машин и механизмов. Именно эксплуатация машин и механизмов и определила дальнейший ход истории, заложила переход к индустриалу, индустриальному способу производства.
В основе всего, как мы видим теперь, лежит энергия, энергетика, в том числе и энергетика собственно тела человека.
Изобретение же нового вида энергии, электричества, и определило переход к новому этапу, к индустриальному способу производства, где сами тепловые движители отошли на второй план, как скажем, лошади и прочий тягловый скот перешел на второй план при мануфактурном, машинном, пред-индустриальном способе производства.
Стоит ли тут подробнее рассматривать тепловые движители, начиная от паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и вплоть до атомных, которые по сути представляют собой все те же паровые машины, с той лишь разницей, что сжигают там не уголь, дрова, газ и нефть, а атомное топливо?
Главное ведь мы уже поняли, нашли способ анализа и осознания происходящего, все дело в энергии и эксплуатации, и ничто иное, в принципе, не способно базисно обеспечить прогресс.
И что же теперь?
Теперь у нас новая революция, переход от индустриального способа производства к пост-индустриальному, постиндустриал.
Кого же и что мы теперь будем эксплуатировать, и каким образом?
Это странная революция, качественно иная, она обеспечена не новыми источниками энергии, а изобретениями иного рода. Теперь мы будем эксплуатировать не людей и не животных, а роботов и автоматы. Автоматы, автоматические линии и механизмы, роботизированные комплексы и целые производства, безлюдные и неутомимые, высоконадежные, безупречные, не капризные механические рабы с электронной начинкой обеспечат нам дальнейший прогресс и процветание. Все же прежние способы оценки, как то: "рынки" и "разделение труда" и т.п., все это кануло в Лету с того самого момента, как был изобретен первый автомат и компьютер. Нельзя более оценивать ситуацию с позиции парадигмы 200-300 летней давности, не говоря уже о том, что экономика это только инструмент и всегда является продолжением политики.
Иное время на дворе, иная реальность, которую нам следует принять и осознать.
А что же осталось неизменным?
Сам человек, очевидно, и его социальность, которую описывают по-разному, например как "толпо-элитаризм", это грубо звучит, но по сути верно. Ретроспективно же, абсолютно ясно что изменить социальность возможно только изменив самого человека, его психическое, этот странный феномен, все время ускользающий от объективной науки.
Вот и мы сейчас не станем гоняться за этим фантомом, ибо классическое: "по делам их узнаете их" выглядит само по себе феноменально и антинаучно, наука, как известно, феноменами не занимается, нет у нее пока методов на этот счет.
В чем же суть проблем, возникающих на этом, переходном этапе от индустриала к пост-индустриалу?
Если мы посмотрим с точки зрения эксплуатации, то, ретроспективно увидим, что при всяком переходе возникали проблемы с т.н. "производственными силами". Возникали все те же вопросы: "куда девать такую уйму лошадей?", "куда девать рабов?", теперь же насущно стало "куда девать пролетариат?". Очевидно что именно пролетариат, наемники, временщики, поденщики и т.п., этот класс обеспечил индустриальный способ производства. Теперь же он, получается, что и не нужен. У нас на подходе новое рабовладение, новый, технократический, рабовладельческий строй, где вместо живых рабов теперь будут эксплутироваться роботы. А класс поденщиков, пролетариат, ранее призванный обеспечить прогресс и чрезвычайно увеличившийся, теперь, так уж выходит, что и вовсе не нужен. История сделала свой феерический оборот и все вернулось на круги своя, к новому рабовладению, по тому, что сам человек с тех пор не изменился, и изменений пока не намечается, стоит это признать.
И вот здесь мы (цивилизации, Индия, Китай, Русь и т.п.) и ордынцы, "все просвещенное и прогрессивное человечество", новая, "просвещенная орда" расходимся опять, традиционно и принципиально. Простейшая утилизация, геноцид по национальному, расовому и социальному признаку (вспомним тут т.н. "Огораживание"), или как теперь принято это называть "сокращение населения", "Золотой миллиард" и т.п. нам, явно не по нутру, не подходит принципиально, выглядит для культурных людей противоестественным, бездушным и изуверским, хоть и прагматичным, следует это признать. Но только сама прагматика у цивилизации и орды принципиально разная, как и психика, впрочем.
Однако переход к постиндустриалу представляется неизбежным, но кто сказал что он обязан происходить по единому сценарию?
Мир снова расколот надвое, что естественно и понятно, трещит по швам, переформатируется натужно, пока без крупной войны. США, т.н. "лидер западного мира", уже почти готовы к переходу к постиндустриалу, заготовлены гробы, определены зоны под концлагеря, схроны, хранилища и убежища, разработаны детальные планы и стратегии. ЕС пока находится на стадии самоопределения, у руководителей этих стран пока нет единого мнения насчет формы перехода. Россия тут находится в полной прострации и неопределенности, образно если, то мы отчаянно и бездумно заскочили в последний вагон, идущего под откос состава, брошенного за ненадобностью.
С этим и связаны, в том числе, все мировые политические проблемы и перепетии, ощущаемая как манифестация безумия и шизофреничности общемировая ситуация. США готовы к переходу, и им ждать недосуг, время поджимает, загрубляя и усугубляя их внутриполитическую, экономическую и социальную ситуацию. Они вынуждены влезать в долги, чтобы поддерживать социальную стабильность, создавая "рабочие" места в чудовищно гипертрофированной сфере услуг, например. Создание рабочих мест в сфере услуг, это само по себе уже звучит шизофренично. Этот кризис не экономический, этот кризис общесоциальный, связанный с переходом к принципиально иному способу производства. РФ же в этой схеме, ведет себя с т.з. США крайне странно и неопределенно, кажется не желая ничего ни осознавать, ни понимать, ни признавать, транслируя старые сказки о несусветном и отчаянно в них пытаясь верить. РФ(истеблишмент, власть имущие, правящие круги, политическая элита) в этом раскладе не предлагает ничего нового, никакой собственной парадигмы, выступая в роли "Дон Кихота, рыцаря печального образа", перечитавшего романы, сбрендившего на почве этой образности и мечты, и теперь отчаянно кидающегося в бой с ветряками, отстаивающего свое право на романтический аутизм и святую веру в либерализм и "демократию", инструменты политики, превращенные неуемной фантазией наших либералов в фетиш, прекрасноликих идолов.
Так прагматизм, или аутический романтизм-идеализм странного, языческого толка?
Рационализм, или святая, фанатичная, отчаянная, иступленная вера в Голливуд, в искусно созданный им "образ мечты"? Что победит в головах наших "политиков", так и будет выглядеть все дальнейшее развитие событий.
Прагматизм же бывает разным, в зависимости от первооснов, исходников, психического статуса и т.п. И с т.з. прагматики, у РФ на сей момент вообще проблем нет с тем "куда девать пролетариат". У нас тут вакуум, нам еще предстоит сперва восстановить свою индустрию, аграрный сектор и производство в самом общем формате. И вот тут мы могли бы(и должны, ради нашего будущего) договориться со Штатами не только о намерениях, но и планомерном сотрудничестве, на взаимовыгодных условиях.
А для этого всего-то и нужно, что протрезветь и осознать происходящее. Пока же тут у нас наблюдаются странности, разговоры слепого с глухим, ладно бы просто так, но теперь уже потрясая вновь ядерными дубинами. Как долго нашим политическим бойскаутам удастся вставлять палки в колеса мировой политики, играя в мимикрирующего под всякий окрас джокера, сея хаос и недоразумения, дурача себя, народы и все мировое пространство? И чем закончится вся эта бессмысленная игра, дикие пляски вокруг трубы и стартовых площадок?
Мы сейчас должны не переводить экономику на рельсы новой мировой войны, глупой и бессмысленной, а в экстренном порядке создать новую, внятную и определенную социальную парадигму собственного развития, и предъявить ее миру, не отрицая их права на самостоятельный выбор форм и путей развития и не претендуя на истину, общемировую и единственно возможную парадигму, социальный проект, мессианство и т.п. "Спаси себя сам, и вокруг(тебя) спасутся тысячи"; так давайте, для начала, спасем сами себя, свою страну, культуру, нацию, цивилизацию.
И вот тут обнаруживаются множество путей для сотрудничества, колоссальные и взаимовыгодные возможности. У нас, скажем, нет проблем с перенаселением, наоборот, наблюдается острая недостаточность, мы способны были бы принять множество квалифицированных специалистов из стран "запада", Европы и США, здоровое, вменяемое, белое население исповедующее традиционные, культурные ценности и мораль, семейственность и культ материнства и детства. Проблем, на самом деле, вообще нет, проблем не решаемых в природе не бывает, все проблемы в головах, и, на сей момент, именно в головах наших "политиков".
Америка же вновь нас полюбит, да пуще прежнего, если мы начнем с ними диалог на ином уровне, исходя из трезвого осознания реальности, рационализма и прагматизма.
Пусть все то, что "Умом Россию не понять..." останется при нас, в наших душах, в духе витающем средь нашего народа, внутри нашей, особой, цивилизации. Международные же отношения мы должны выстраивать на основе прагматизма, взаимовыгоды, разумности и доверия.
О вечном же мире с ордой не удастся договориться никогда, слишком уж разная психика. Соматически Homo (за некоторыми исключениями) представляет собой пока что один вид, однако психически речь идет не просто о разнице на видовом уровне, а о принципиально иной организации психики. Психика Homo-Symbiosis, симбиотического аутотрофа, производителя, это скорее психика разумного, сметливого, прямоходящего растения (с известной любовью к земле, Солнцу и т.д.), в отличии от архаической, простой психики ордынца, гетеротрофа, стандартного паразита, хищника, охотника, собирателя, падальщика и т.п. Общее у них находится глубоко, на уровне базовых инкстинктов, витальности, самосохранения, продолжения рода. Но такая общность у Homo-Symbiosis прослеживается практически с любыми видами на планете, даже с вирусами и прионами.
Эта статья нарочно была написана с ориентировкой на общесоциальный уровень, без неоправданного применения спец. терминов, ориентируясь на т.н. средний уровень обучения (образования), что, собственно, и является максимально общим. Эту тематику возможно углубить и расширить в любых направлениях, с учетом интересов и специфики любых специалистов и заинтересованных лиц. Однако, в самом общем виде, основная структура вполне определенно просматривается, очевидна и понятна, достаточна для осознания происходящего. Нам следует отважиться и, наконец, отойти на время от столь горячо возлюбленной социальной мифологии, фантазий и верований, мифологии и сочинительства вообще, памятуя о том, что любые проблемы решаемы только одним путем ― рационально.
Дмитрий Огма, 2014-15
Комментарии