Дави на газ. Получится ли у России обойти Украину с флангов
В начале этой недели и российское, и болгарское правительства одно за другим опровергли появившиеся было сообщения о том, что Москва и София возобновили переговоры по проекту газопровода «Южный поток», замороженному в конце 2014 года. «Статус прежний, проект остановлен», – сообщили в Минэнерго. Не так важно, окажутся ли правдой слухи о «Южном потоке» – главное, что России действительно нужно искать пути, по которым она будет доставлять свой газ в обход Украины. Агентство Stratforпроанализировало возможные варианты Москвы.
У России есть три основных проекта газопроводов для поставки природного газа в Европу – «Северный поток-2» (в Германию по дну Балтийского моря), «Южный поток» (по дну Черного моря из Краснодарского края в Болгарию и далее в Италию и Австрию) и «Турецкий поток» (из Краснодарского края на территорию Турции). «Газпром» надеется, что хотя бы один из этих проектов будет работать к концу 2019 года, когда закончится действие соглашение о транзите газа между Россией и Украиной. Однако учитывая многочисленные политические, экономические и технологические сложности в каждом из них, компании вряд ли удастся запустить газопроводы в срок, пишут аналитики Stratfor в своем обзоре.
«Турецкий поток»
Проворно предложенный Москвой взамен остановленного «Южного потока», «Турецкий поток» большую часть 2015 года пролежал на рассмотрении в турецком парламенте. После прошедших в ноябре выборов показалось, что работа сдвинется – победившая Партия справедливости и развития обещала поддержать российско-турецкие энергетические проекты, однако сбитый Турцией в конце ноября российский военный самолет испортил отношения Москвы и Анкары. Пока будущее «Турецкого потока» неясно, и «Газпром», вероятнее всего, сосредоточится на других опциях, предполагает Stratfor.
«Южный поток»
Еще год назад «Южный поток» казался похороненным навсегда, а Россия и Турция активно обсуждали альтернативу. Сейчас, в условиях испорченных российско-турецких отношений, появились новые слухи о возможном возобновлении этого проекта. Несмотря на то, что и Москва, и София отвергли информацию о переговорах на эту тему, слухи кажутся правдоподобными: Болгария, отмечают аналитики, всегда готова была обсуждать «Южный поток», и, будучи беднейшей страной ЕС, отдавала себе отчет в том, что газопровод не только принес бы пользу ее экономике, но и приблизил бы ее к мечте стать восточноевропейским энергетическим хабом.
Но даже при обоюдном желании Москвы и Софии возвращение к «Южному потоку» будет непростым.
Проект необходимо согласовать с правительствами нескольких стран, включая Сербию, Венгрию и Италию, и даже при условиях нормальных отношений между ними и Россией этот процесс потребует много времени. «Газпрому», который остался единственным владельцем компании, отвечающей за строительство подводной части газовой трубы, придется искать новых партнеров. Наконец, России все равно потребуется одобрение проекта со стороны жестко настроенной Турции, так как газопровод должен пройти через ее воды, а это дополнительно усложняет ситуацию.
«Северный поток-2»
К сожалению для «Газпрома», «Северный поток-2» встречает неоднозначное отношение в Европе. Труба, проведенная к северному побережью Германии, будет указывать на связи Москвы и Берлина в то самое время, когда последний отстаивает санкции против первой. Кроме того, против газопровода выступают страны, которые традиционно опасаются усиления российского влияния в Европе, – Эстония, Литва, Латвия и Польша; к ним присоединяется Италия, которая, впрочем, протестует скорее не против самого «Северного потока», а против Берлина, которому тот нравится больше «Южного».
Формально, подчеркивает Startfor, России не требуется одобрение вышеупомянутых государств – только Германии, Финляндии, Швеции и Дании, через воды которых пройдет газопровод. Однако, Москве в любом случае придется договариваться с Брюсселем, как это было с «Северным потоком-1», считают аналитики, и тогда ЕС, вероятно, будет требовать от «Газпрома» смягчения его позиций в вопросе текущих поставок газа в Европу.
По сравнению с «Турецким» и «Южным» потоками газопровод по дну Балтийского моря представляется путем наименьшего сопротивления для Москвы, желающей обойти Украину. Однако на пути осуществления этого плана могут встать финансовые трудности самого «Газпрома», отмечает Stratfor. В конце декабря монополист отказался от крупнейшего в истории компании тендера по строительству «Силы Сибири», к которому появились претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы. В течение последующих двух недель были отменены еще несколько тендеров, касавшихся «Северного потока-2».
Аналитики Stratfor предполагают, что в отмене работ может быть виновата нехватка средств российской компании (сам «Газпром» объяснял отмену конкурсов другими причинами). Если это так, фактором, который будет решать не только выбор проекта газопровода, но и действия «Газпрома» в Европе в целом, могут стать не политические амбиции, а финансовый прагматизм.
Комментарии