Конституция - читать запрещено!

Вчера 31 мая 2010 года третий раз в Санкт-Петербурге мы имели возможность выйти на улицу, чтобы заявить, что наше право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и пикетирования, шествия и демонстрации должно соблюдаться. В третий раз я выходил на Площадь Свободы (площадка тротуара у метро Гостиный Двор) и впервые был задержан сотрудниками милиции... за то, что держал в руках Конституцию. И как всегда рядом со мной был верный соратник и друг - Мария Ефременкова . Вообще в этом плане мне не везёт в мае - сначала задержание в Минске, теперь это, быть может и Московский прайд прошёл без задержаний, потому что я не смог поехать?) Но сейчас не об этом, а по порядку об акции.

Начну вот с чего. Я выхожу на Площадь Свободы, чтобы показать, что считаю несправедливым ограничение властью свободы собраний граждан. Многие задаются вопросом - почему именно Свобода Собраний? Есть много других прав и свобод, которые гораздо более важные и тоже нарушаются, почему мы боремся за собрания? Я для себя отвечаю на эти вопросы таким образом - возможность выйти на улицу и сказать о своих проблемах, зачастую становится единственным способом быть услышанными, а значит, лишая нас возможности выступить за себя, власть лишает нас также определённой защищённости от нарушения иных прав. Мы можем стать абсолютно бесправными. В этом я вижу ценность борьбы за свободу собраний - мы боремся, как любит говорить один мой замечательный друг, за право бороться. Именно для этого нам нужны 31 числа.

Как известно, в Санкт-Петербурге вот уже второй раз проводится две акции - во-первых, изначальная, организованная НацБолами, ТИГРами, РНДС, вторая, объединившая либерально-демократические силы. Мне кажется, что в данном случае нет повода для раскола, есть единая идея, которую мы можем достигнуть вместе, значит надо действовать вместе. Идти за идеей, а не за лидерами, которые зовут на площадь. Так или иначе, нам только лучше - у нас есть целых два места, в которых мы можем выразить свою позицию, а поскольку акции разнесены по времени, есть возможность побывать и там, и там. Именно таким - поприсутствовать на одном митинге, постоять на другом, отправиться домой - я и представлял свой вечер. Однако ирония судьбы в лице сотрудников в жилетах цвета хаки внесла изменения в мои планы.

Как я писал в предыдущих постах, сегодня следуя формальному "запрету" проведения акции, я собирался не предпринимать активной деятельности на площади: я решил не брать плакаты, не кричать речёвки, не провоцировать сотрудников милиции. Хорошо, Вы запрещаете нам проводить митинг, но выйти почитать Конституцию на площади, Вы нам запретить не можете (так думал я). В итоге из всех материалов у меня с собой был традиционный радужный значок с числом "31" и Конституция РФ с приколотым к ней бумажным символом "31". (Ещё четыре бумажки лежали у меня в сумке, в дальнейшем мне их причислили к материалам и изъяли в милиции).

Чем мне понравилась сегодняшняя акция? Неугасающей активностью. Две предыдущих происходили всплесками - были организаторы, которые производили "шум", их задерживали, всё успокаивалось, люди расходились. Сегодня таких всплесков было множество, и люди не хотели расходиться. Выходили активисты, они говорили, агитировали, их задерживали, толпа кричала "позор", кто-то давал интервью, повсюду мелькали фотовспышки (даже телеканалы отметились - были ТВЦ, 5, кажется, ещё кто-то), затем появлялись новые активисты, всё повторялось. При этом подходили люди спрашивали, что происходит, им объясняли, кто-то оставался, кто-то торопился уйти. Мне удалось поговорить приблизительно с десятью людьми, надеюсь, не безрезультатно.

Нас фотографировали, интересовались радужным значком, объяснили, что ЛГБТ активисты (активисты, выступающие за права, так называемых, сексуальных меньшинств). Объяснили, почему здесь, что для нас Свобода Собраний.
- Значит Вы с нами. Хорошо. Свобода должна быть для всех.
Маша дала небольшое интервью.

Нам удалось простоять три или четыре наплыва милиции (было около 18-30). Площадь заметно поредела. С элементами агитации почти никого не осталось, моя Конституция не могла не вызывать интереса сотрудников - они открыто косились в нашу сторону, но мы просто стояли, ни кричали, ни доставали плакаты. Однако этого, как оказалось, было и не нужно. Когда пошла новая волна, я могу говорить с полной уверенностью, сотрудники милиции бежали целенаправленно на меня. Мария предполагает, что к этому приложил руку молодчик (предположительно из центра "Э"), который оказался нашим старым знакомым - проявлял слишком много любопытства необоснованного во время одиночного пикета, который мы проводили у ЗакСа. Так или иначе, волна милиционеров подхватила меня под руки и, то неся, то волоча по земле, потащила к автобусу.

Пока я пытался спросить, что нарушил, меня забросили в автобус с такой силой, что, запнувшись на ступеньках, я полетел головой в металлическую стойку, около кресла водителя. К счастью, обошлось без травм. Следом поместили Марию, которая пыталась удерживать меня и требовала, чтобы меня оставили в покое. Поскольку площадь уже была почти без "бузотеров" нас набралось семь человек, которые не удовлетворили требованиям милиционеров и то двое точно случайные прохожие. Площадь была зачищена, но милиционеры всё ещё надеялись кого-то подобрать, поэтому мы простояли около получаса, пока остатки участников не ушли в сторону Дворцовой площади.

Тогда наш автобус, нарушая все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения ("Так только Путина возят", - подшучивали милиционеры), нёсся по улицам, мы двигались в сторону Васильевского острова. Мимолётный взгляд на Дворцовую площадь, где в кольце стояли митингующие, и вот мы уже подъезжали к 30 отделению милиции (8 линия). Однако, как оказалось, мест там не оказалось =) и нас решили вести дальше - отделение 16 на 19 линии. Где нас, наконец (час спустя после задержания), выпустили и стали составлять протоколы.

Пока сидели в автобусе, милиционеров пробило на откровения. Говорили о том, что в принципе нас понимают "Подождите года три, я выйду на пенсию и к вам присоединюсь", - говорил один. "Вы поймите, у нас же приказ", - вторил ему другой. Не понятно только, где их гуманизм был в момент задержания...

В отделении один сотрудник галантно распахнул нам камеру обезьянника - "Присядьте, у нас стульев не хватит" - другой его тут же осадил: "Не надо, пусть стоят, а то напишут потом, что мы их в камере держали". Дальнейшее напоминало трагикомедию полную абсурда: было совершенно понятно, что сотрудники не имеют представления, что нам писать.

- Что-то кричали?

- Нет.

- Звукоусиливающие средства были?

- Нет.

Однако предполагаемый мистер "Э" быстро сообразил, что надо брать ситуацию в свои руки: "Было, всё было... Вот пишите". Откуда-то возник типовой текст того, в чём мы виноваты. Мгновенно отыскалась заранее приготовленная фабула обвинения. Сотрудники просто списывали с неё. всё, что они говорили представляет отдельный интерес, если качество моей диктофонной записи позволит, постараюсь выложить или сами файлы, или стенограммы...

Проводился личный досмотр... Поймали на улице понятых. Попросили их подписать бланки. Подписали пустые листы. На моё возмущение "понятые" ответили: "А что нам тут с Вами до вечера сидеть?"

Мирный процесс оклеветывания нас был нарушен только тремя событиями. В какой-то момент появились наши товарищи, которые принесли попить и поесть, потом ещё и ещё... Воды у нас было, прямо скажем, упиться. Затем появились молодчики с камерами, которые решили устроить нам фотосессию и очень нехорошо реагировали на отказ. Кажется, мне удалось избежать этого. Однако, потерпев фиаско в желании снять нас, они перефотографировали снимки с наших документов. Слава Богу, я себя в паспорте, тем более на ксерокопии и сам бы ни сразу узнал (старая фотка очень). Интересно, а насколько это законно?! третьим событием стал неожиданный приход Бориса Немцова. Появился словно ураган вместе с товарищем из Европарламента. Сначала громко говорил в коридоре, потом пробился к нам, спросил про помощь юриста, пожал руки, пожелал удачи и также внезапно испарился.

Наконец, все документы были готовы. Соглашаться было как-то не с чем. У меня значилась такая формулировка: "Гражданин Шереметьев А. С. у дома 35 по Невскому проспекту добровольно находился в организованной массе митингующих. При этом выкрикивал лозунг, выражающий позицию общественного объединения с целью формирования соответствующего мнения у граждан. Поскольку указанный митинг проводился с нарушением требований п.1 ч.3 ст.6 №54-ФЗ от 19.07.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях, сотрудники милиции с помощью громко-усилительной аппаратуры публично уведомили об этом всех лиц, в том числе и гражданина Шереметьева А. С. и потребовали прекратить несанкционированный митинг и разойтись. Однако гр. Шереметьев А. С. целенаправленно продолжал своё участие в несогласованном митинге, чем нарушил установленный порядок проведения митинга, то есть совершил предусмотренное статьёй часть 20.2КоАП РФ".

И внимание, друзья, кульминация безумия. В качестве доказательств прилагаются изъятые "нагрудные значки на бумажной основе с номером 31 (4 шт.), Конституция Российской Федерации с прикреплённым знаком с номером 31".

Вот такие дела... Конституция - это теперь улика против гражданина...