Жители Татарстана желают знать, что в России весомее: закон или слово Путина

На модерации Отложенный Шах президенту
13.01.2016    В Татарстане возникла искусственная проблема, отвлечь от которой здешних жителей не может ничто. Дешевеет рубль, растут цены, где-то пациенты убивают врачей, а врачи — пациентов… Подумаешь, события! Даже если козел Тимур съест тигра Амура, никто из обитателей республики и головы в сторону Приморского сафари-парка не повернет. Тут у них интрига острее: будет ли в наступившем году Рустам Минниханов по-прежнему именоваться президентом?

Наверное, надо сразу извиниться за некоторое преувеличение. Конечно, многие татарстанцы с волнением следят и за рублем, и за козлом. Похоже, даже не за единственным козлом, так как при сообщениях о падении рубля, росте тарифов ЖКХ, повышении платы за детские сады они восклицают: «Вот козлы!» Многим здешним людям совершенно безразлично, как будет называться высшее должностное лицо республики. Хоть падишахом, хоть первым секретарем обкома «Единой России». Но есть немало энергичных граждан, для которых этот вопрос принципиальный. Предписанное законом РФ переименование президента республики до конца 2015 года (в главу, председателя или рулевого — тут Федеральный центр фантазию на местах не ограничивает) они рассматривают как покушение на устои государства Татарстан и на национальные чувства всех татар мира.

Татарстан остался единственным регионом России, все еще возглавляемым президентом.

А что дальше? Спорят политики и обыватели. От интернет-дискуссий у компьютеров плавятся предохранители. На улицу эти страсти пока не выливаются. Митингуют лишь активисты Всетатарского общественного центра, для которых латинское слово «президент» («сидящий впереди») дороже любого татарского слова, которым можно было бы обозначить должность руководителя, сидящего там же. Активисты пишут письма Владимиру Путину, журналисты задают ему вопросы. На известной декабрьской пресс-конференции президент России на вопрос о наименовании должности президента Татарстана ответил так: «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?» Ну и решили пока ничего не изменять. Госсовет Татарстана уклонился от рассмотрения вопроса в конце обозначенного законом 2015 года. Наступил 2016-й, и, наверное, прокурор Татарстана уже думает, вносить ли ему в парламент республики представление о том, что игнорируется российский закон. Где здесь решение, если президент России говорит одно, а закон утверждает другое? А люди волнуются, ругают Москву и утюжат флаги.

А с чего все началось? С инициативы некоторых депутатов Госдумы, подхваченной в Чечне Рамзаном Кадыровым: «В России должен быть один президент». Полезная инициатива или не очень — тут мнения разные. Ясно одно: не с того начали. Обстановка в стране и так нервная. И можно было сперва вбросить идею помягче. Допустим: «В России должен быть один Дед Мороз». И посмотреть, как отреагируют жители регионов. Может, им было бы все равно, как назывался бы местный старичок с красным носом, — лишь бы в мешке у него что-нибудь было.

Автор: Борис Бронштейн