Гнилые нити душегубки для рабов

29 мая в Абакане, на Первомайской площади в Абакане прошел митинг против строительства кремниевого завода в Абакане.

Акцию протеста организовал местное отделение КПРФ – главный политический противник властей Хакасии. Понятное дело, местные СМИ о предстоящем митинге умолчали (за исключением некоторых сетевых ресурсов и радиостанций). Несмотря на это крайне неприятное обстоятельство, информация о митинге мгновенно распространилась по сети, желающих выразить свое несогласие со строительством кремниевого завода оказалось столько, что за пять минут до начала акции протеста МВД было вынуждено задействовать на охране общественного порядка резерв. Впервые на первомайскую площадь вышло более тысячи человек, движимые чувством протеста против строительства кремниевого завода и ответственности за будущее (оказавшийся на передовой протеста в Хакасии - лидер местных коммунистов Владимир Керженцев).

Мое первое открытие. Самоорганизовались (посредством трех групп «Вконтакте») против строительства кремниевого завода, по сути, дети. Мальчишки и девчонки от 12 до 16 лет сами решили противостоять планам строительства кремниевого завода и не просто участвовать во всех акциях протеста. Организовывать их самостоятельно. Там на площади они рассказали, что хотели самостоятельно организовать митинг против строительства завода 30 мая. То есть, на следующий день после акции, организованной коммунистами. Одного не учли – свой юный возраст. Разумеется, в администрации Абакана уведомление не приняли. Однако решимости этим мальчишкам и девчонкам не занимать. Что будет делать власть? Разгонять ОМОНом? Преследовать по статье «экстремизм?

На площадь я приехал за полчаса до начала митинга. Сделав первое фото группы молодых людей, тут же получил от них вопрос: А Вы кто и зачем нас фотографируете? Пришлось доставать журналистское удостоверение, чтобы убедить молодежь - я не сотрудник органов. Подозрения были в этом.

Они все равно всех нас заснимут - показывая куда-то вперед, по свойски мне сообщил самый старший в группе молодых людей. Ну и пусть, мы не боимся.



Понимание молодежью того, что происходит в их городе, их попытки своими руками менять жизнь к лучшему, для меня стала настоящим открытием. Раньше почему-то казалось, что им вообще все по боку. Хоть завод кремниевый, хоть потоп всемирный. Ан, нет…

Это чувство собственного достоинства, своей сопричастности к окружающему их миру, желанию сделать его справедливым, у этих ребятишек не отнимет уже никто и никогда. Вот тебе и ответ власть на десятилетие бесконечных «Смешных бабок» да «Модных приговоров». Они выросли и ответили: «Мы тебе не холопы». И точка! Правда, как считает один из стражей закона, с которым мне довелось поговорить на площади, детей подговорили ходить на митинги их родителей.

Абаканцы, тем временем, продолжали идти на площадь. Молодые, пожилые, ветераны ВОВ, родители с детьми.












  Люди приезжали на машинах с наклейкой на заднем стекле «Нет кремниевому заводу в Абакане» (тираж наглядной агитацию заказал одних из местных предпринимателей, продавая наклейки по себестоимости). Все как один шли заявить протест строительству кремниевого завода. Люди верят в свои силы и знают, что вместе способны победить. Немного рассмешили коммунисты, закрепившие красные стяги на рыболовные удилища.



За полчаса до начала митинга мне казалось, что будет максимум 500 человек. Позже подумалось, человек семьсот. Спустя полчаса после начала казалось, что тысяча человек еще не предел.

Митинг начался с рассказа бывшей работницы красноярского кремниевого завода Нины Романовой, работавшей в 60-ых годах (производство кремния в Абакане планируется по тем же технологиям).



Она рассказала о вредном производстве, об отравлении работников предприятия опасным веществом – хлорсилан, использующегося при производстве кремния. 

Советская власть – заканчивала свое выступление Нина Константиновна, хотя бы заботилась о нас. В 45 лет я ушла на пенсию. А сейчас, в век капитализма, будут они думать о нас? Конечно, нет! Власть боится только протеста.

Простые люди менялись у микрофона с политиками и говорили об одном и том же. Олигархи хотят заработать, на людей им наплевать. Медленно население вымрет или сразу. Власти с олигархами заодно и лишь пускают нам пыль в глаза якобы своей озабоченностью недовольством граждан и ожиданием неких экспертиз о безопасности предприятия. Тут-то собака и зарыта, говорили выступавшие. Потому что, эти экспертизы будут куплены (был назван даже город Ангарск, где якобы проводят подобные исследования).



И никто на митинге в этом не сомневался.



По моему личному мнению, власти с олигархами не заодно. Олигархи управляют властью. Забота последних делать озабоченные лица и покачивать головой. Губернатор Хакасии Виктор Зимин поначалу было попытался встать в позу против кремниевого завода. Но ему быстро объяснили: Ты – губернатор? Вот и губернаторствуй. Глав администраций меняй, бизнес расширяй, по телевизору говори. Делай, что хочешь. Полезешь не в свое дело, пеняй на себя. Сложилась парадоксальная ситуация. Исполнительная власть боится публично выступать против строительства кремниевого завода, но скрыто поддерживает протест. Однако люди не искушены в тонкостях политической жизни, для них все ясно как день: губернатор не выступает против строительства кремниевого завода, выходит он против народа.



В тоже время большая часть депутатов Верховного Совета Хакасии (43 парламентария) демонстрирует поразительную принципиальность против строительства кремниевого завода.

43 парламентария подписали обращение против строительства. Двое их них – депутат Валерий Шавыркин и Геннадий Нежевец провели 25 мая пресс-конференцию для СМИ, на которой весьма прозрачно намекнули на «коррупционную составляющую» экспертиз о безопасности для экологии Абакана производства кремния. И заявили, что документы, представляемые «Русским кремнием» - «лоскутное одеяло, шитое гнилыми нитками с помощью которого…упрятывается от взора населения реальное положение дел». Депутаты шлют коллективные обращения к федеральным властям, требуют проведения независимых экспертиз.


Принципиальная позиция народных избранников не только вызывает восхищение, но слегка настораживает. Оба выступившие на пресс-конференции депутаты – «единороссы» (Нежевец – глава местной пивоваренной компании). С политической точки зрения, не бывает в нынешней системе власти разногласий между губернатором – «единороссом» и его однопартийцами – депутатами. Если мы, конечно, не стали первым субъектом РФ, где случилось подобное. Губернатор Хакасии Виктор Зимин ждет заключений экспертов. И он их получит. Разумеется, они будут в пользу кремниевого завода. Как в таком случае будет решаться вопрос с принципиальной позицией народных избранников? Мнения однопартийцев либо должны сойтись, либо идти вразрез друг другу до конца.

Конечно, если парламентарии республики, вопреки всему готовы идти против строительства кремниевого завода в Абакане до победного конца – слава депутатам Хакасии!



Тем временем, страсти на митинге накалялись. Выступавшие все больше задавали вопрос: почему на митинг не пришли руководители республики? Почему они не стоят в первых рядах и не выступают перед участниками акции протеста. Все это, по мнению выступающих, говорит о том, что защита города от кремниевого завода стала лишь заботой самих горожан. Победить «заразу» можно только вместе. А потому необходимо идти на любые меры. Вплоть до перекрытия дорог.

Слово на митинге попросил абаканский предприниматель по имени Алексей. Его слова были настолько искреннее и понятны простым людям, что выступление предпринимателя стало самым ярким.

Я не хотел выступать, но накипело уже – начал свою речь Алексей. В 1998 году я уехал из Красноярска жить в Абакан. Убежал от всех этих производств. Хотел, чтобы мои дети дышали свежим воздухом. Чтобы я мог в выходные вывезти семью на природу, пожарить шашлычок, отдохнуть. Создал свое дело и всегда считал, что уехав, поступил мудро. Но то, что происходит в последнее время в Хакасии – это издевательство над людьми. Нам предпринимателям подняли налоги, взвинтили цены на электроэнергию. Сегодня, чтобы прокормиться, мы с мужиками работаем по 12 часов. Власть вытягивает из предпринимателей последние соки. Вешает на шею одну гирю за другой. И никто из них не хочет защищать нас. У мужиков отобрали последние радости – охоту и рыбалку. Власть так и хочет, чтобы я сидел дома и пил водку. Из нас сделали рабов и продолжают издеваться. Сейчас еще построят эту душегубку. Будут нам и шашлычки на природе и отдых. Всё будет. А мы хотим жить, растить детей, дышать свежим воздухом.



Так нам и это запрещают словно рабам. И если мы, правда, граждане. Если мы задумываемся о будущем своих детей, то обязаны костьми лечь, но не допустить строительства этой душегубки. Им тут жить.



Алексей говорил настолько эмоционально, что казалось, площадь замерла. Как только он закончил, взорвалась аплодисментами.

После выступления, я подошел к Алексею договориться об интервью. И также некоторое время пришлось его убеждать, показывать удостоверение и доказывать, что я не сотрудник ФСБ или МВД. У них попроси, они все записали – пытался отделаться от меня предприниматель. Меня это рассмешило, а его видимо убедило, что перед ним не филер. Обменялись телефонами.

Люди понимают, что времена укрепления власти, заканчиваются борьбой со всеми, кто способен выйти и заявить о своем несогласии с действиями властей. И, несмотря на это, все равно выходят. И говорят. Потому что невозможно изменить человеческую природу. Потому что в ней сильно накипело.Ведь речь о будущем.

Подошло время заканчивать митинг. Итогом стало принятие резолюции, смысл которой можно свети к двум требованиям: запретить строительство кремниевого завода в Абакане и изъять земельный участок под строительство завода у компании «Русский кремний». Резолюцию отправят по известным адресам: президент, премьер-министр, губернатор Хакасии. Впрочем, всем понятно, что вряд ли стоит ожидать положительного результата. Решимости у людей не занимать и прошедший митинг точно не последний. А тысяча человек на Первомайской площади против вредного производства далеко не предел. Люди расходились, чтобы вернуться.


Записки на полях: Примером напряженности между людьми и властями может служить такой случай. Хулиганы краской написали на памятнике Ленину слово «чувак!».



Перед началом митинга ветеран ВОВ подошел к майору милиции и потребовал, чтобы тот взял тряпку и немедленно стер надпись. Милиционер, разумеется, возмутился, но сдержав эмоции, сказал, что на митинг он пришел по другому поводу. Тогда ветеран предъявил майору другую претензию: пройдя мимо него, милиционер не отдал честь. Майор поспешил ретироваться.

И еще. На постановочном митинге 21 апреля в Абакане (тогда зять – крупный бизнесмен организовал митинг «за диалог с властью» против своего тестя – председателя Верховного Совета Хакасии) я отмечал просто неприличное число филеров, оцепивших площадь с митингующими (массовку обеспечивали «единороссы») со всех сторон. 29 мая филеров было чуть более десятка. Ведя съемку, они постоянно меняли позиции и старались не попадаться на глаза людям. Выходит тогда, 21 апреля они просто охраняли участников постановочного митинга? От кого???

На сегодняшний день собрано около 22 тысяч подписей против строительства завода в Абакане (население – 160 тысяч). Сбор подписей продолжается. Город не отступит.

Некоторые представители народной власти, тем временем (идентифицировать принадлежность к ветвям не удалось), решили, что во время народного протеста, самое время по пивку на обочине.