Каким министром финансов оказался Либерман: оценка эксперта

На модерации Отложенный

Экономический обозреватель, 40 лет анализирующий работу минфина, отвечает на вопрос, что принес известный политик экономике - пользу или вред

Гад Лиор, Калькалист
|
Опубликовано: 03.07.22, 11:11 
Авигдор Либерман возглавил минфин после 2 лет хаоса и за 1 год смог провести самый большой бюджет в истории страны и широкомасштабный закон о хозяйственном урегулировании. Но строительство метро, цены на жилье и реформа сельского хозяйства так и остались нерешенными проблемами. Резюмируем итоги его работы после роспуска кнессета: так каким министром финансов он был? Что он принес экономике - пользу или вред?
 
Ответ на этот вопрос сильно зависит от того, кого спрашивают.
 
Для 64-летнего Авигдора Либермана, родившегося в Кишиневе, эта должность была лишь одним из этапов долгой карьеры. Она стартовала в Ликуде 46 лет назад, когда Либерману было 18 лет. С тех пор он успел побывать вице-премьером, министром обороны, министром иностранных дел, министром транспорта, министром энергетики, министром национальной инфраструктуры, председателем комиссии по иностранным делам и обороне, генеральным директором канцелярии главы правительства, а в начале карьеры был генеральным директором движения Ликуд - партии, которую он покинул, хлопнув дверью. В Израиле мало политиков с подобным резюме. 
Либерман в министерстве финансов (Фото: Рафи Коц)
Либерман возглавил минфин после двух лет хаоса. 4 кампании выборов, нефункционирующие переходные правительства, 3 года без бюджета и закона о хозяйственном урегулировании. Руководство министерства пребывало в нервозном состоянии и страдало от профессионального выгорания. Все это происходило после бездействия правительства Нетаниягу и его министра финансов Исраэля Каца, который был связан распоряжениями босса не проводить госбюджет, чтобы не допустить Бени Ганца до поста премьер-министра.
 
Перед Либерманом, который собирался возглавлять минфин в течение нескольких лет, стояло множество задач: государство срочно нуждалось в бюджете и законе о хозяйственном урегулировании, адаптированными к эпохе коронавируса. Десятки реформ, отложенных в долгий ящик, нуждались в практической реализации. Цены жилья быстро росли, а эпидемия продолжала угрожать экономике.
 
Кроме того, надо было восстановить функциональность руководства министерства после нескольких отставок высокопоставленных чиновников, у которых был конфликт с министром Кацем и лопнуло терпение от пребывания в бездействующем ведомстве. В этот список вошли генеральный директор Керен Тернер-Эяль, глава бюджетного отдела Шауль Меридор и главный аудитор Рони Хизкиягу.
 
►В отличие от Каца: сдержанный и готовый выслушать
 
Бывший министр финансов Исраэль Кац (Ликуд) (Фото: ЛААМ)
 
Начнем с взаимоотношений с подчиненными. В бытность Каца министром он нередко повышал голос, не ладил со многими сотрудниками, и его положительный имидж, наработанный за 10 лет успешного руководства министерством транспорта, стал отрицательным.
Но именно Либерман, которого в сатирической программе "Эрец неэдерет" изображали грубым и раздражительным человеком, оказался спокойным и готовым выслушать. Кроме того, у него не было ненормальных обязательств перед премьером. "Даже проект бюджета Либерман продемонстрировал Беннету лишь тогда, когда работа была завершена", – сказал высокопоставленный сотрудник министерства.
 
►Достижения и недостатки
 
Главное достижение Либермана на посту министра финансов – проведение самого большого за историю Израиля государственного бюджета и самого всеобъемлющего закона о хозяйственном урегулировании, в котором было заложено 40 реформ.
Но здесь есть место для критики: подход к части этих реформ был халатным. Была допущена задержка с предъявлением некоторых реформ на утверждение кнессета, это относится, например, к реформе сельского хозяйства и закону о строительстве метро.
 
Однако были и положительные моменты: после 11 лет топтания на месте утверждено повышение пенсионного возраста женщин с 62 до 65 лет, произведены широкомасштабные реформы рынка капитала, включая повышение открытости банковской системы, и введены особые налоги с целью улучшения здоровья граждан и экологии (налоги на одноразовую посуду, сладкие напитки, электронные сигареты).
Критики утверждают, что это нанесло удар по религиозным многодетным семьям, которые пользуются большим количеством одноразовой посуды и пьют много сладких напитков.
 
►Цены жилья продолжают расти
Но самый большой провал министра относится к ценам на жилье.
Они выросли на 16,5% за год, и 4 программы, представленные Либерманом и его коллегами – министром внутренних дел Аелет Шакед и министром строительства Зеэвом Элькиным, - не только были приняты лишь частично, но и не изменили ситуацию. В марте-апреле 2022 года цены выросли по сравнению с февралем-мартом на 0,9%, а за 12 месяцев рост составил 15,4%, хотя это ниже, чем аналогичный показатель месяцем ранее.
В этой сфере единственным действенным решением было повышение налога на покупку, которое удалило с рынка часть инвесторов. Это стало исправлением ошибки министра Каца, который снизил этот налог. Кроме того, влияние оказывает и рост учетной ставки – покупатели опасаются, что не справятся с возвратом ипотечной ссуды.
 
►Дороговизна жизни: товары подорожали, однако умеренно
Обвиняющие Либермана в подорожании многих товаров сильно заблуждаются. Нет никакой связи между действиями правительства и подорожанием многих товаров во всем мире. Когда растут цены на сырье – от стали и меди до пшеницы, подсолнечного масла, кукурузы и нефти, – никакое правительство не сможет предотвратить подорожание тысяч товаров и услуг.
Более того, правительство смогло несколько умерить темпы подорожания. В Европе электроэнергия подорожала на десятки процентов, в Израиле – менее чем на 4%. До последних дней не повышались цены проезда на общественном транспорте и субсидируемых продуктов по регулируемым ценам. Инфляция в Израиле – одна из самых низких в мире – она составила лишь 4,1% в последнем году, тогда как этот показатель в США равен 8,6%, а в Британии – 9,1%.
 
Международный валютный фонд назвал экономику Израиля "лучом света в мировом кризисе"
 
Либерман стремился сохранить государственные деньги. По этому вопросу нет возражений даже у оппозиции, которая также отдала должное Либерману в этом вопросе. Он получил в начале каденции бюджет с рекордным за последние 14 лет дефицитом 10%, сейчас в казне есть лишние 34 млрд шекелей, накопленные за первые 5 месяцев года. Либерман не сорил деньгами, как его предшественники, которым, конечно, пришлось потратить немалые суммы из-за эпидемии, но они раздавали миллиардные подарки направо и налево, не учитывая потребности в них.
 
►Слово и дело
В одном вопросе Либерман разочаровал. Некоторые его обещания оказались невыполненными. Например, он говорил, что в казне нет денег на повышение жалованья военнослужащих до 2022 года, тем не менее повысил его в начале 2022 года. Это произошло после того, как он и министр обороны Ганц подверглись критике по поводу повышения пенсий кадровым военным и правительственным чиновникам.
Был также снижен акциз на топливо, хотя в начале каденции Либерман утверждал, что такое снижение невозможно.
Минимальная зарплата не повысилась из-за тяжелого конфликта с работодателями, и Либерман отступил от однозначного обязательства повысить в рамках пакетной сделки минимальную зарплату на 100 шекелей в месяц, обосновав изменение своей позиции тем, что изменилась ситуация из-за роста инфляции.
 
Его упорство в проведении реформы сельского хозяйства в один этап привело к провалу, а большая часть закона о метро была выведена из состава закона о хозяйственном урегулировании, хотя без этой части не было особого смысла в принятии закона.
Кроме того, министр финансов стремился увеличить участие ультраортодоксов на рынке труда, приняв закон о детских садах, по которому субсидию получали только работающие родители, но под давлением ультраортодоксов отступил от своих планов.
 
Можно сказать, что накануне роспуска кнессета он с успехом добился утверждения права на компенсацию самозанятым (ацмаи), чей месячный оборот снизился в январе-феврале на 25%. Но это нельзя считать успехом, напротив, минфин пошел на уступки, поскольку изначально был против выплаты этой компенсации, однако сдался под общественным давлением.
Упрямство "скупца" Либермана, отказывавшегося подписывать щедрые соглашения с врачами-интернами и учителями, привело к кризису в здравоохранении и просвещении, а переходное правительство не сможет ничего сделать в этой сфере в связи с запретом юридического советника на принятие мер с долговременными последствиями.
 
►Оценка
Так какой оценки заслуживает Авигдор Либерман? Как экономический обозреватель, освещавший работу минфина в течение последних 40 лет, могу сказать: в то время, когда он обладал всеми полномочиями, он был одним из лучших министров финансов Израиля.
Проблемы могут возникнуть сейчас, когда в связи с законом о выборах и переходным характером правительства он лишится возможности подавать законопроекты, повышать или понижать налоги и готовить новые реформы. Но что он успел сделать - то успел.
Перевод: Даниэль Штайсслингер