Закон сильнее власти
Сложившийся в России разрешительный порядок проведения митингов и шествий попирает конституцию и закон, сказано в опубликованном в пятницу докладе уполномоченного РФ по правам человека за 2009 год.
В среду российский омбудсмен Владимир Лукин встретился с президентом Дмитрием Медведевым, чтобы предварительно ознакомить его с основными положениями документа.
Помимо текста доклада, Лукин вручил главе государства список пенитенциарных учреждений, в которых, по его данным, наиболее грубо нарушаются права заключенных.
Статья 31-я Конституции РФ недвусмысленно указывает, что "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
Федеральный закон от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает "лишь уведомительный порядок... публичных мероприятий", и от организаторов таких мероприятий требуется "только уведомить местные власти об их проведении в интересах обеспечения общественного порядка".
В соответствии с буквой и духом конституции, граждане не нуждаются в дозволении властей, чтобы выразить свое к ним отношение.
"На деле же от организаторов публичных мероприятий власти разных уровней требуют не только уведомить об этом, но и согласоватьс ними поданное уведомление. Таким образом, явочным порядком было присвоено право его не согласовывать", - говорится в докладе.
"Лицам и группам, которых власти тех или иных уровней считают своими противниками, "согласовать" свои публичные мероприятия удается весьма редко", - констатирует Лукин.
В докладе содержится обширный перечень "тонких" и "толстых" технологий, при помощи которых власти Москвы и других городов отказывают в согласовании неугодных им мероприятий, включая митинги в защиту 31-й статьи Конституции.
Омбудсмен напомнил, что российское законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование проведению публичных акций с использованием служебного положения. В реальности дело обстоит ровно наоборот: "непропорциональное, а порой и крайне жестокое применение полицейской силы" имеет место в отношении участников "несанкционированных" мероприятий.
Тем временем представители властей, обвиненные в нарушении 31-й статьи Конституции, продолжают стоять на своем.
"Попытки делать то, что хотим, идти там, где хотим, должны пресекаться. Если кто-то не видит иного места для шествия, кроме Тверской, разрешение не будет даваться", - заявил в интервью Русской службе Би-би-си депутат-"единоросс" Валерий Рязанский.
После проведения московскими автомобилистами акции "синие ведра" в знак протеста против вызывающего поведения владельцев "мигалок" в стенах нижней палаты родился законопроект, приравнивающий автопробеги к митингам.
Между тем, как указывает Владимир Лукин, после "самого массового из неприятных властям публичных мероприятий последнего времени" - многотысячного митинга в Калининграде 30 января 2010 года - ничего плохого не случилось и "нормальная жизнь в Калининградской области продолжается без каких-либо эксцессов".
Комментарии
Лукин мечется между властью и оппозицией. Где Явлинский? Что-то о Явлинском не слышно. Он заявил о своем президентстве и теперь будет ждать срока. Болдырев тоже отметится в печати и отдыхает. Вот вам и партийная работа Яблока. Одни на Селигре с молодёжью отдыхают, а другие выполняют формальности. С митингами и собраниями-тоже для Лукина -формальность. Явлинский иногда воспринимается людьми как сектант, а его партия - как секта. Называл Явлинский как то одну малозначительную партию сектой, теперь и сам стал сектантом. Провели спецы работу и перевернули всё с ног на голову.