Хлопок одной ладони
На модерации
Отложенный
Восточное мышление можно условно назвать прогрессом вовнутрь. Человек постигает свою суть и суть окружающего мира через полное сосредоточение на своем внутреннем пространстве.
В противоположность восточному, западное мышление больше нацелено на внешнее. Следуя логике прогресса вовне, оно видит путь постижения мира в постоянном стремлении к поставленным целям.
И весьма наглядно эту разницу можно продемонстрировать на примере известной дзенской притчи «Хлопок одной ладони».
Думаю, многие без труда воспроизведут ее в западном варианте: «Однажды Учитель спросил ученика: «Что такое хлопок одной ладони?...».
Но восточный Учитель никогда не стал бы задавать этот вопрос.
«Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий Гром. У него был маленький ученик по имени Тойо, которому было только 12 лет.
Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен или для персонального обучения, при котором задавались коаны для того, чтобы освободить ум от заблуждений.
Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.
- Подожди немного,- сказал Мокурай, - ты еще молод.
Hо ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.
Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.
- Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга,- сказал Мокурай. - Теперь покажи мне хлопок одной ладони.
Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.
Из окна он услышал музыку гейш.
- Ах, я понял! - воскликнул он.
На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.
- Hет, нет, - сказал Мокурай, - это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его.
Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место. Он снова погрузился в медитацию.
- Чем же может быть хлопок одной ладони?
Он услышал, как капает вода.
- Я понял, - подумал Тойо.
Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать водой.
- Что это? - спросил Мокурай. - Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз.
Напрасно Тойо медитировал, чтобы услышать хлопок одной ладони. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.
Более десяти раз приходил Тойо к Мокураю с различными звуками, все было неправильно.
Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони.
Hаконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел пределы звуков.
- Я больше не мог собирать их, - объяснил он позже, - поэтому я достиг безупречного звука.
Тойо реализовал хлопок одной ладони».
Если кто не заметил, и в этом принципиальное отличие востока от запада, Молчащий Гром не спрашивал Тойо: «Что такое хлопок одной ладони?». Он попросил ученика показать ему ответ.
Западный ум, отвечая на вопрос: «Что?» с максимальной убедительностью и путем логических рассуждений, докажет, что результатом хлопка одной ладони может быть только тишина, которая по определению является отсутствием звуков.
Восточный Учитель тоже заставил своего ученика услышать тишину, но не в наглухо изолированной от внешнего мира комнате, а посреди какофонии звуков.
Комментарии
Дамэй спросил Ма-Цзу: "Что такое Будда?"
Ма-Цзу ответил: "Это сознание и есть Будда".
Мысль о Будде - это и есть Будда.
А что касается того,- что такое Будда, Вы же понимаете,- это только слова. Это как ваш хлопок ладонью,- ведь смысл вовсе не в том, чтобы рассказать о Будде, или научить хлопать, не в том, чтобы придумать какую-то интерпретацию, а в том, чтобы эти слова в сознании стали истиной,- своей, а не чужой,- легкой, и не требующей понимания.
В Чань и Дзен это достигается немного по разному.
Кстати, насчет разницы между восточным и западным типом мышления, может быть она в том, что здесь важен результат, а там глубина?
Или это слишком просто?
Что же касается различия между западным и восточным мышлением, то можно провести много границ между ними, в зависимости от выбранной точки отсчета.
Юнг, например, рассмотрел с точки зрения освобождения - http://www.proza.ru/2009/12/18/530
Как будто одно без другого может существовать...