Военнопленные периода ВОВ - жестокая память...

31 мая 2011

Военнопленные периода ВОВ - жестокая память.

     Галина Смелова – профессиональный историк. Верно, она имеет доступ к документам. О ВОВ и специфическом вопросе огромной важности – о военнопленных - она пишет на основании воспоминаний участницы ВОВ.

     Как происходило везде и всюду я не знаю. В период войны и вскоре после Победы я, школьником, видел этих военнопленных в двух городах – в Саратове (осень 1944 – лето 1945) и Киеве (осень 1945 – лето 1946). В лагерях военноплекнных я не бывал – только видел их со стороны. В Саратове – при конвоировании групп по улицам, а в Киеве – при конвоировании и на работах на Киевском ипподроме.

     В Саратове и Киеве я видел жалких людей, в оборванных формах. Несомненно, голодных. В Саратове много мадьяр (венгров), румын, немцев… Они все шли – просили хлеба. Мадьяры более предприимчивые – предлагали в обмен на еду – марки, пуговицы, какие-то поделки…

     В Саратове рассказывали: женщины- вдовы несколько раз пытались устроить самосуды над военнопленными: усилили их конвой.

     В Киеве приводили на ипподром таких же жалких людей. Впрочем, они только внешне казались оборванцами. В их среде находились и военные преступники. Слышал: в Киеве, на Крещатика повесили двух или трех военных преступников. Один или двое из них работали на ипподроме.

     Я уже не помню сути строительных работ на ипподроме. Военнопленные трудились на возведении и ремонте конюшен, амбаров… Многие трудились на ремонте беговых дорожек. Трудились упорно. Некоторых погоняли конвойные. Отдельные люди – утомлены работой и жарой – падали на землю. На них кричали конвойные – не могли встать на ноги: должны отлежаться…

     Помню, возник скандал позже, уже в 60-тые годы: в Киеве возводили жилье и на месте немецкого военного кладбища. Тогда к этому не относились серьезно…