Молодежь Западной Украины горой стоит за украинский язык и мириться с русскоязычным Востоком страны не желает
«Дивчинки, шо ж вы на русском говорите? Вы в Украине, так размовляйте на украиньской мови!» Услышав русскую речь, молодые люди лет 25 приняли нас за восточных украинок и решили сделать выговор. На улицах Львова такие нотации не редкость. За «украинску мову» здесь одинаково сильно болеют душой и местные бабушки, и молодежь.
В это сложно поверить, но в сердце Западной Украины чувствуешь себя немного чужим, как будто не в своей тарелке. Словно попал не к братьям-славянам, а в совершенно другую, до странности непохожую на Россию страну, которая живет своей особой жизнью. По-русски здесь почти не говорят, а некоторые даже понимают с трудом. Реже «молчат» из принципа.
По-европейски уютный Львов с костелами и пряничными домиками вряд ли назовешь городом контрастов. Скорее это город-микс. Здесь есть улица Руська и улица Степана Бандеры. В церквях православные иконы висят рядом с витражами, а перед алтарем стоят скамейки. Сюда приходят и православные, и грекокатолики, причем последних на Западной Украине большинство. На летних терассах и в полубогемных кафе, которые здесь держат немцы и поляки, подают блюда национальной украинской кухни. В том числе «бандерики» и «шухевики». Здесь не любят восточных соотечественников, но со славянским радушием и гостеприимством встречают приезжих русских. Львовяне расспрашивают про Петербург и охотно рассказывают про свой город. Шутливое пренебрежение к русским встретишь разве что в местных сувенирных лавках. Магниты и футболки с надписью: «Дякую тобi Боже, що я не москаль!» («Спасибо тебе, Боже, что я не москаль!») - расходятся как горячие пирожки. Вообще-то «москаль» - это не москвич, как можно подумать, в ХIХ веке так на Украине называли российскую армию, а позже всех русских, в том числе и жителей восточной части страны.
Украинский национализм давно стал во Львове своеобразным брендом. Ресторан «Крыивка» на центральной площади Рынок, стилизованный под партизанский схрон бандеровцев, превратился в местную достопримечательность. Попасть в живой музей истории УПА с улицы почти нереально - «землянка» вечно переполнена. У тех, кто потрудился заказать столик с утра, на входе спросят пароль.
- Слава Украине!
- Героям слава!
Потом для проформы поинтересуются: «Москалей нема?» - и, если таковых не оказывается, наливают стопку горилки.
- На Востоке Бандера бандит и фашист, а для нас он национальный герой, который сражался за свободу Украины, - говорит Олена Ширяева, студентка факультета германистики Львовского университета им. Ивана Франко.
С недавней сменой власти на Галичину пришла новая фобия - боязнь русификации.
- Не думайте, что мы имеем что-то против России. Мы просто боимся, что вся Украина начнет говорить по-русски, - говорят львовяне, как бы оправдываясь. - Скоро станем вашей колонией.
Если верить студенчеству, украинцы не знают, что ждет их страну завтра. Может быть, НАТО нагрянет.
Или Россия заявится. А может, страна и вовсе превратится в международную военную базу. Если на Востоке сближению России и Украины искренне рады, то на Западе говорят, что «Янукович потихоньку сдает Украину».
- Я вообще не понимаю, как можно было объединить Западную и Восточную Украину. Мы же совсем разные. Запад все время был то под Австро-Венгрией, то под Польшей, а Восток - всегда под Россией. Мне кажется, что людям в Крыму все равно, что происходит в стране. У них есть море, деньги, и им вообще ничего не надо, - считает Олена.
Многие, как она, не против идеи разделения Украины. И даже за то, чтобы появилась автономная республика Галичина.
В то время как в Харькове, городе-побратиме Петербурга, процветают заводы, в нашем западноукраинском «брате» Львове заводы стоят. В советские годы здесь делали автобусы и телевизоры. Завод «Кинескоп» совсем не работает, а знаменитые когда-то автобусы ЛАЗ идут на российский рынок - несколько лет назад предприятие выкупили российские бизнесмены.
В провинциальном Тернополе, что в 150 километрах от Львова, национального колорита еще больше. В школьном дворе играют дети, одетые в украинские сорочки. Тернопольцы чуть ли не краснеют за то, что политическая элита страны с трудом владеет украинским языком.
- Вы бы слышали, как наш президент говорит по-украински! Он окает даже в тех словах, в которых надо говорить «а», - иронизирует студент Тернопольского педагогического университета, будущий переводчик Денис Касьянчук.
На президентские выборы он не ходил - в январе ему еще не было 18. Против политики Януковича он, в отличие от большинства земляков, ничего не имеет.
- Юля (Тимошенко. - Прим. авт.) не умеет договариваться. Она за национализм, она заботится об украинском народе, но она не думает, как сделать так, чтобы ему легче жилось, - рассуждает Денис. - Янукович за три месяца сделал больше, чем Тимошенко за четыре года.
Городские молодежные организации - сплошь и рядом патриотические. Офис одного из наиболее известных на украинском Западе молодежных движений «Молода просвита» (на русском это что-то вроде «просвещение молодежи»). Миссия движения - приобщить молодежь к украинским традициям и культуре. Среди активистов в основном студенты музыкальных училищ, будущие историки и этнографы. Их стараниями праздник Ивана Купалы в Тернополе начали отмечать с грандиозным размахом.
- Для нас важно создать национальную идентичность. У многих ее пока просто нет. Люди еще живут в советском прошлом и не считают себя частью Украины, - говорит активистка «Молодой просвиты» Ирена.
Попытки найти национальную идею, которая помирит соотечественников, пока безуспешны. Майдановский лозунг «Восток и Запад - вместе!» так и остался лозунгом. Когда коренная львовянка Олена в Одессе разговаривала по-украински, на нее оборачивались и ворчали вслед: «Приехали тут по-украински размовляться, западенцы...» А в Днепропетровске и вовсе советовали не выходить вечером на улицу - мол, за то, что ты говоришь по-украински, и побить могут.
Комментарии
Я всегда говорил - надо дать возможность самостоятельного развития любому процессу, лишь бы он не вступал в противоречие с более сложными и важными процессами.
Разделение Украины и я бы с удовольствием съездил "в Европу". В тот же Львив :))