Протесты 2015 года – лидерство за гражданами и КПРФ
На модерации
Отложенный
Либералы и правые в 2015 году не пользовались поддержкой со стороны протестующей общественности Иркутска. Самой масштабной акцией местных демократических сил, организованной активистами РПР «ПАРНАС», стал митинг памяти политика Бориса Немцова, убитого весной в центре Москвы. Среди тех семидесяти человек, которые вышли на улицу Урицкого к Дому быта, были представители партий «Яблоко», «Прогресс», «Демократический выбор». Лозунги акции: «Граждане! Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле!», «Сокращение военно-полицейских расходов и увеличение финансирования здравоохранения и образования», «Перераспределение средств в пользу регионов и местного самоуправления для финансирования социальной и коммунальной инфраструктуры».
Ещё раз активисты так называемой «Демократической коалиции» напомнили о себе немногочисленным пикетом в защиту Конституции РФ 12 декабря.
Всё остальное время улицы и площади Иркутска и Иркутской области занимали публичные акции, которые проводили общественники в защиту своих прав, и организовывали КПРФ иногда в союзе с «Гражданской Платформой», эсерами и «Патриотами России». Самыми масштабными акциями протеста стали выступления «За отставку губернатора Ерощенко». В Иркутске этот лозунг объединял дважды около двух тысяч человек, в основном это были работники крупных строительных организаций региона, которые остались без подрядов.
Год начался с того, что КПРФ в Иркутской области создало «Областной штаб протестных действий». По словам руководителя Штаба, первого секретаря Ангарского горкома КПРФ Сергея Бренюка, активисты намеревались координировать борьбу за изменение регионального закона о капремонте многоквартирных домов. Действительно, акций протеста по крупным городам было много. Коммунисты разработали и внесли в Заксобрание региона новый законопроект о капремонте, который учитывал интересы социально незащищённых групп населения. Но инициатива, несмотря на поддержку в сто тысяч подписей жителей области, была отклонена. Заявления о корректировке закона о капремонте появились только после избрания в сентябре нового губернатора, коммуниста Сергея Левченко.
Серьёзную активность особенно в начале года проявили эко активисты, выступающие в защиту дельфинов и за закрытие передвижного Дельфинария в Иркутске. Они проводили как одиночные, так и многочисленные пикеты, а также писали обращения в органы муниципальной, областной власти и прокуратуры. Но положение дел это не изменило, предприниматели пробыли в Иркутске весь год.
25 марта в сквере Кирова в Иркутске собрались около пятидесяти активистов под лозунгами усиления борьбы с наркоманией. Организовали митинг активисты Фонда «Город без наркотиков». По видимому, публичным мероприятием Фонд попытался привлечь внимание, прежде всего, к себе и к своей работе по борьбе с распространением наркотиков в регионе.
В марте перед мэрией Иркутска КПРФ дважды провела пикеты против «избрания» мэра из числа депутатов и дважды полиция задерживала активистов. Иркутские коммунистыпоследовательно отстаивали свою позицию о неприятии отмены прямых выборов мэра Иркутска и по сути назначения градоначальником кандидата из числа депутатов. На пикетах они указывали, что назначение на пост мэра Дмитрия Бердникова считают нелегитимным, так как, по их мнению, шестой созыв Думы нелегитимный, и эти депутаты не имеют права принимать такие решения за всех горожан.
Напомним, на выборах в Думу Иркутска 14 сентября 2014 года за кандидата Дмитрия Бердникова проголосовали только 998 избирателей, и он стал депутатом (это был лучший результат на округе). И вот теперь он – мэр областного центра. Для сравнения: за бывшего мэра Иркутска Виктора Кондрашова проголосовали 92 210 избирателей. Даже если сложить голоса всех избирателей, которые получили 35 депутатов нынешней Думы (хотя правильно было бы сложить только 33, именно столько «народных избранников» проголосовало за назначение мэром Бердникова), то получится 41 336 голосов. В два раза меньше, чем набрал один Кондрашов. Комментарии здесь лишние.
В начале апреля в течение трёх дней бастовали водители коммерческого общественного транспорта в Иркутске. Причина – отказ Службы по тарифам Иркутской области повысить цену на проезд до экономически обоснованной. Цена на одну поездку в Иркутске – 12 рублей, она не менялась с 2008 года, не изменилась и в 2015-ом. В это же время в Усть-Илимске голодали сотрудники муниципального пассажирского предприятия, не желающие, чтобы власть банкротила их предприятие, поскольку все они останутся без работы. В течение года бастовали также и транспортники Братска. Очевидно, что условия труда водителей общественного транспорта, как муниципального, так и коммерческого становятся хуже. В отсутствии реальных профсоюзных объединений и комитетов отстоять справедливые отношения работодателя и работника сложно. Ситуация, которая так и не разрешилась в течение года, не привела к развитию среди транспортников профсоюзного движения.
Первомайские демонстрации и публичные мероприятия в Иркутске провели анархисты, сторонники КПРФ и профсоюзы совместно с властью. Шествия националистов, как это было в 2014 году, не было.
С августа в Иркутске начала действовать уличная акция «Стратегия 18» (в честь 18-ой статьи Конституции России, которая гласит, что «права и свободы человека являются непосредственно действующими…»). Каждый месяц 18-го числа активисты проводят публичные мероприятия против пыток, фабрикации уголовных дел и укрытия должностных преступлений, пытаясь призвать сотрудников правоохранительных органов к диалогу.
По всей видимости, правоохранителей инициатива «задевает». Если первые акции проходили с лозунгами «Руководителя СУ СКР по Иркутской области Андрея Бунёва в отставку!» и, по информации активистов, следователи с ними встречались, сейчас претензии высказываются руководителю ГУФСИН по Иркутской области Анатолию Киланову.
Серия уличных акций в защиту природных скальников Шелеховского района прокатились в Иркутске и в городе Шелехов. На одной из последних акций выступающие переходили и к политическим лозунгам. «Мол, если власть долгое время не обращает внимания на такое безобразие, необходимо отзывать депутата Заксобрания, экс-мэра Шелеховского района Александра Лобанов и привлекать всех ответственных чиновников к ответу», - сообщали присутствующие на митинге в городе Шелехов 30 октября.
К концу года на улицы выходили обманутые дольщики ЖК «Порт-Артур», бывшие работники «ИркутскПромСтроя», которым не выплатили зарплату, жители села Хомутово против строительства вредного производства, сотрудники «Облкоммунэнерго», которые пытались организовать голодовку. Так или иначе новая власть региона часть проблем граждан сняла, за исключение выплаты зарплаты работникам частного строительного предприятия. Нужно отметить, что бороться за свои права строителям помогают активисты Иркутской группы «Сеть солидарности».
В 2015 году традиционный смотр националистических, монархических и патриотических сил – «Русский Марш», полностью сменился акцией протеста «За Русский мир». Цель мероприятия – поддержка становлению Новороссии.
7 ноября в годовщину Великой октябрьской революции в Иркутске КПРФ провела публичное мероприятие и шествие под лозунгом «Власть и собственность народу!». Впервые за последние годы на митинг не приглашались представители других политических партий и движений, а также общественники. После избрания губернатором коммуниста Сергея Левченко, КПРФ, видимо, решило отмечать этот день только своими силами. В мероприятии приняло участие по разным оценкам от пятисот до семисот человек (с 2009 по 2014 г.г. участников собиралось не более трёхсот-четырёхсот). Акцию не снимало ни одно местное телевидение, кроме видеооператора пресс-службы губернатора и правительства Иркутской области. На митинге-концерте звучали песни советского времени в исполнении творческого коллектива «Сполох».
Самой масштабной народной протестной уличной акцией региона в 2015 году – стал митинг за отставку мэра Любови Лис в городе Усолье-Сибирское 28 ноября. На акцию протеста собралось по разным оценкам от 600 до 700 человек. Участники митинга говорили о том, что оценивают ситуацию в городе Усолье-Сибирское, как критическую, а деятельность мэра Лис Любови Андреевны, как антинародную. «Уничтожение экономики, демографическая катастрофа, колоссальный отток населения за последние три года, экологическая опасность, чиновничьи преступления, бездействие правоохранительных органов, попытка ликвидации высшего образования, перевод роддома в первую категорию, бездействие в вопросе возрождения муниципального морга, казнокрадство, искусственно-созданное лобби прикормленных депутатов в городской Думе в противовес неугодным обрекают город на вымирание. Власть в городе не пользуется у населения ни поддержкой, ни доверием. Более шести тысяч усольчан поставили свои подписи за отставку мэра Лис Л.А., которая пытается гнев и возмущение жителей преподнести, как происки нескольких депутатов и членов инициативной группы по проведению митинга. Бюджет города таков, что его хватает только на зарплату чиновников, средств нет даже на питание детей из многодетных и малообеспеченных семей. Три тысячи детей питаются на 15 рублей из областного бюджета, местный – не добавляет ничего. Это преступление против детства. При этом штат администрации раздут до предела», - говорилось на митинге.
Факты резолюции митинга уже начала анализировать новая региональная власть. Но, тем не менее, на начало 2016 году уже запланирован следующий уличный протест.
Нужно отметить, что мэра Усолья-Сибирского принято считать первым ставленником бывшего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, который летом 2012 года лично присутствовал на заседании местной Думы, депутаты которой голосовали за мэра. За Любовь Лис, тогда проголосовали 16 депутатов, 5 – против. Выборы проходили в два тура. Первоначально было выдвинуто три кандидатуры, но кандидат от КПРФ Валентина Дорошина сделала самоотвод по семейным обстоятельствам. По результатам народного голосования, проведенного в городе средствами массовой информации, лидером являлся Роман Полинкевич. За него на местном телевидении проголосовали 30,1%, а Любовь Лис получила только 7 строчку рейтинга (7% голосов жителей города).
Вероятно, протестная активность при уменьшении доходов населения, при росте цен на продукты и услуги, и увеличении безработицы, прежде всего, охватит муниципалитеты, в которых мэры и главы были поставлены, по сути, в ручную бывшей региональной властью. Это города Байкальск, Слюдянский район, Шелеховский район, Ангарский городской округ и город Иркутск.
Комментарии