ДЕД МОРОЗ И САНТА КЛАУС

На модерации Отложенный

За фигурами новоявленных (обоим персонажам нет и 100 лет) Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура. Появление же этих мифических персонажей связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, тесно связанный с нашей историей, до сих пор скрывают.

 

Публикация основана на материалах доклада 15.12.15г. эксперта Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Очкивского С. В. на IV С. Петербургском международном культурном форуме.

 

Образы этих персонажей являются неотъемлемой частью рождественских и новогодних праздников, теперь уже не только стран христианского мира. Прообразом Санта-Клауса (святого Николая), так считается, стал один из самых почитаемых христианских святых Николай Мирликийский. Этот святой известен, прежде всего, своей благотворительной деятельностью: при жизни он помогал беднякам, делая подарки их детям, при этом, не афишируя добрые дела.

Происхождение Деда Мороза связывают со славянской мифологией и народным фольклором. Ещё в те незапамятные времена, согласно легендам, суровые зимние морозы стали персонифицироваться и нашли своё воплощение в мощном и сильном герое по имени Морозко. Впоследствии он и стал называться Дедом Морозом.

Моё представление, с детских времён, что исторически Санта-Клаус и Дед Мороз — это один образ и один персонаж. Отличия связывал с тем, что Дед Мороз появился в советское время, как подмена религиозного персонажа на национальный миф. Оказывается, что фигура мифического героя появилась в России впервые в 1910 г., т.е. ещё в царской России.

После революции 17 г. Новый Год долго не был официальным праздником, поскольку этот праздник был тесно связан с Рождеством Христовым, а в атеистическом государстве шла борьба с религией. Зачастую большевиков принято обвинять в репрессиях против служителей церкви забывая, что священники позволяли себе открытые проповеди против советской власти. Какая из самых демократических властей позволит это даже в наше значительно более спокойное время?

Пред история

Празднование Нового Года, а вместе с этим праздником и Дед Мороз, появились в официальном статусе в 1935 г. Кстати, современный образ Санта-Клауса - толстого веселого старичка, который разносит подарки и становится неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру, был придуман в 1930 г. в компании «Кока-Кола», как хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой. Художник из Чикаго Хэддон Сандблом даже изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах торговой марки компании.

Несмотря на то, что две рождественско-новогодние фигуры, в нынешнем образе, возникли практически одновременно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клауса считают реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз — славянский языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.

Эти фигуры, неотъемлемые персонажи празднования Нового Года, роднит сравнительно юный возраст появления, менее 100 лет. Ведь во времена Реформации церкви культ Святого Николая почти исчезает из Европы. Только в Голландии все еще празднуют день Святого Николая или Sinterklaas, как его там называют.

Оказывается также, что святой Николай известен в разных странах под РАЗНЫМИ именами. И это не просто странность, это позволяет усомниться в том, что его прообразом был простой святой, как бы теперь сказали «регионального уровня»

. В Финляндии этот персонаж называют Йоулупкки, в Карелии – Паккайне, в Голландии — Синтер Клаас, в Швеции — Юль Томтен, в Италии — Боб Натале, во Франции — Пэр Ноэль, в Румынии и Молдавии — Мош Джарилэ, в Норвегии – Юлебукк, в Дании – Юлетомте, в Сербии и Хорватии, язык которых очень схож, – Дэда Мраз. В Чехии и Словакии – странах некогда единого государства Чехословакия, называют Микулаш, а в Германии — Вайнахтсман. В других католических странах, функции доброго дедушки, дарящего подарки, выполняют РАЗНЫЕ святые.

На Крите – Святой Василий, а в Бельгии и Австрии – Святой Николай. В Японии - Сегацу-сан, в Китае – Шаньдань Лаожен, в Узбекистане – Кербобо, на Алтае – Соок Таадак, в Калмыкии – Зул, в Казахстане – Колотун Ага. А в Якутии - Дед Дыыл. В Турции новогоднего дедушку называют Ноэль Баба, а турецкий городок Демра считается настоящим местом рождения Святого Николая, прообразом которого считается Санта-Клаус.

Только в Англии Святого Николая еще с момента принятия христианства этой страной называют Санта Клаус, а легенду о его жизни и деяниях в Америку привезли первые колонисты из Великобритании. Они и основали на территории нового поселенцев Церковь в честь Святого Николаса, которую в народе назвали так же, как и святого – Санта Клаус.

В римской церкви святитель Николай приобрел популярность под видом святого Николауса (прообраза Санта-Клауса), но всерьез он почитается только в Бари, где мощи святителя упокоены в крипте базилики, носящей его имя. А вот на Руси почитание святителя Николая, причем всеми слоями общества, было беспрецедентным.

Меня, подсознательно, ещё в юном возрасте смущало, что самые почитаемые в Отечестве святые: Никола Угодник, Георгий Победоносец, Андрей Первозванный, - никакого отношения к нашей стране, как нам говорят, не имели. Не менее странно, что георгиевские и Андреевские ордена, наряду с орденом «Святого Иоанна Иерусалимского» являются высшими наградами Российской империи. Ну не принято в религии что-то объяснять. Всё нужно брать в качестве аксиомы.

Но ведь все эти святые были людьми. А святыми их объявили уже после смерти, за чистоту помыслов и поступков при жизни. И этот процесс признания чётко локализуется, если провести такое исследование, к определённой территории, даже к стране - редко. Как же объяснить эту странность?

Николай Чудотворец – Бог русских

 Николай Святитель - Николай чудотворец - Николай Угодник, известен на Руси издавна, как говорят, начиная с принятия христианства. В его честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри. В крестьянской среде Николай Чудотворец пользовался большим уважением и считался самым старшим и самым близким к Богу святым угодником.

Русские воины издревле считали Святителя Николая своим особенным небесным заступником вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сего времени кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем, на которых имелось изображение свт. Николая. Стрелецкая стража в древней Москве при перекличке провозглашала в третьем гласе: «Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас!».

Есть ещё одно кардинальное отличие восприятия на Руси этого «чужого» святого от западноевропейского. Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси испокон веку почитался едва ли не НАРАВНЕ с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала «легенда», что Николай должен был СТАТЬ Богом, да отказался.

По убеждению русского человека, святитель Николай был его первым помощником во всех делах и защитником от всех бед. В одной из былин говорится: «Господи Владыко свет помилует, и Пресвятая Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилостивый».

Есть обвинения в том, что русские постоянно хотят утешить своё национальное самолюбие, поскольку в официальной истории: русская государственность – от варягов, вера – от Византии, письменность – от болгар, наука – из Европы и т.д., - вплоть до того, что язык свой мы тоже заимствовали у других. Естественно, что вторичность истории порождает и роль России, как Иванушки-дурачка в мировой культуре.

Отсюда, мол, и СТРЕМЛЕНИЕ русских величать Москву III-м Римом, и потуги выделить Русь из ряда более древних государств называя её СВЯТОЙ. Чтобы поставить под сомнение объективность таких обвинений в наш огород, воспользуемся сведениями зарубежных источников.

Анонимный автор французской книги «NOUVE AU VOYAGE DU NORT» («Новые путешествия на Север»), вышедшей в 1682 году, среди прочего отмечает: «Простой русский народ чрезвычайно туп и идолопоклонник. Те, кто живут на Севере, в Архангельске, Коле на Кольском полуострове и т. д., не знают никакого ИНОГО Бога, КРОМЕ святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром. Они утверждают, что он приплыл на мельничном жернове от самой Италии до гавани, носящей его имя, близ Архангельска. И если кто выскажет недоверие к этой истории, он по меньшей мере рискует жизнью».

Оценки интеллектуального уровня русского человека со стороны заезжего французского гастролёра оставим на его совести. Тем не менее, суть его высказывания фиксировало следующую данность: почитание Николая Чудотворца на Руси было таковым, что святого воспринимали «главным заступником Русской земли».

Более того, в таковом качестве его в средние века воспринимали и наши западные соседи – поляки. Теплых чувств к Руси они, разумеется, как и сейчас, не питали, но как данность констатировали тот факт, что «Никола - Бог-покровитель всех русских» (об этом, в частности, пишет средневековый писатель Ян Лисовский).

Еще один французский путешественник, де ла Мартиньер, также отмечает, что русские почитают святителя Николая как Бога, добавил, что в результате и татары все русские иконы зовут «Николаями». Мартиньер, правда, указывал, что татары как мусульмане почитания икон не признают. Но австрийский дипломат Герберштейн рассказывает, что и татары, бывает, обращаются с молитвами к святителю Николаю.

На Руси образ святителя Николая, печальника о людских бедах, полностью заслонил образ Николая - церковного иерарха. В народном сознании Николай к/хрестьянский – «мужицкий» святой, мудрый и справедливый, понимающий повседневные человеческие нужды, всегда готовый помочь. Впрочем, такие представления присущи не только крестьянам: Никола Угодник сыздавна считается и покровителем ратных людей, как уже было сказано, а с появлением русского флота – и его моряков.

Выделен этот образ и тем, что ему посвящены ДВА ежегодных чествования. Весенний праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и приходится ныне на 22 мая (9 мая по юлианскому календарю) и «Никола Зимний», отмечаемый 19 декабря (6 декабря по ю. к.). Отметим, что в греческой церкви, которую по легенде о крещении Руси князь Владимир принял за образец для русской религии, «Николай Вешний» отсутствует напрочь, по нынешний день.

Всё вышесказанное позволяет выявить непосредственную схожесть Святого Николая с другой фигурой христианства. Кто ещё имеет два праздника, связанного с его именем и называется Богом? Разумеется это Иисус Христос с праздниками Рождества (зима) и Пасхи (весна). Так может на Руси не считали Николая Чудотворца НАРАВНЕ с Иисусом Христом, а это была просто для людей того времени одна и та же ИСТОРИЧЕСКАЯ фигура?

И эта гипотеза находит подтверждение не только в недавних научных открытиях.

Коляда: тайна слова и тайна праздника

Издревле празднование Рождества Христова сопровождалось на Руси, да и у всех прочих славянских народов, обрядом колядования. Этот народный ритуал относят к празднику языческого бога Коляды. В.Калашников в своей книге «Боги древних славян» (М.: Белый город, 2003) и Д.Гаврилов и А.Наговицын в книге «Боги славян. Язычество. Традиция» (М.: Рефл-Бук, 2002) рассказывают, что, согласно славянским верованиям, Коляда – это древний бог веселых застолий. Тогда почему колядование издавна проводилось именно на Рождество и буквально пропитано библейскими сюжетами рождения Иисуса-младенца?

Как сообщает книга «Русские обряды и обычаи» (М.: Вече, 2005), «с 25 декабря (Рождество по юлианскому календарю) целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Вифлеемская звезда величиной в аршин (ширина человеческого шага – около 70 см.) делалась из бумаги и освещалась свечой. Вертеп — двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа.

Придя под окна дома, они пели сначала кондак и тропарь празднику. Звезда меж тем вращалась по кругу..., хозяина с хозяйкой поздравляли с праздником, наконец, восклицали на славу Божию... Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег и угощения».

Другие исследователи указывают в первую очередь на связь празднования Коляды с поворотом солнца с зимы на лето тогда, когда этот поворот становился заметным. Однако смысл самого слова «Коляда» с начала XIX века служит предметом пререкания между учеными. Некоторые из них производят это слово от следующих санскритских слов: «ку» – «воспевать»; «ла» – «Индра» (божество в ведийской мифологии и индуизме, бог-воитель, Громовержец, царь богов; «ийа» – «слава», «свет», «блеск»; «да» – «холм», «песнь славного Индры на холме», «холмная песня славному Индре»; вообще «коляда» – «песня». Щепкин объяснял, что слово «коляда» произошло от формы «кол-ед» («вокруг едущий»). Костомаров производит «Коляду» от слова «коло» («колесо»).

 

Существует, на мой взгляд, более простое объяснение. В самом слове заключено в одном два слова: «Коле давать», или «Николе давать», - что полностью соответствует самому обряду. Ряженные поздравляли с рождением Николы Чудотворца и получали для него дары.

Авторы-основатели Новой исторической хронологии академик РАН, доктор физико-математических наук А.Т.Фоменко и его партнёр, к.ф.м.н. Г.В.Носовский, определили исторический персонаж, который, согласно библейскому астрономическому канону, полностью соответствует Иисусу Христу (И.Х.). Эта реальная историческая фигура византийского императора АндроНика Комнина. Его жизнеописания XII в. поразительно схожи с библейскими о Христе.

Кстати, как многие вспомнят, на вопрос прокуратора – «кто-ты?», был ответ – «человек». Для следователей звучит издевательски, но на греческом, человек – Андрос. А на православных иконах И.Х. есть надписи: НИКА и ЦАРЬ СЛАВЫ. А может ЦАРЬ СЛАВЯН? Да и в Библии ведь говорится «Царь Иудейский». И ведь не сам себя так величает!

Исследования 3-х независимых центров Туринской Плащаницы, которую считают артефактом, связанным с погребальным покровом Христа, определяют её возраст в пределах XI-XIV веков. То есть середина этого периода истории как раз и приходится на время крестовых походов. Эти исследования породили вопрос: «Значит плащаница – не Иисуса?»

В своей книге «Царь Славян» Фоменко и Носовский приходят к выводу, что подлинное Рождество Христово произошло в 1152 году т. н. новой эры, и Русь была крещена самим Христом в XII веке.

Большой Катехизис XVII века утверждает, что Русь была крещена несколько раз. Всего было ЧЕТЫРЕ крещения Руси. ПЕРВОЕ - от апостола Андрея. ВТОРОЕ крещение - от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси (третье крещение). И ПРИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕХ ПРИ АСКОЛДЕ И ДИРЕ (четвертое крещение)».

К летописным сведениям о крещении Руси святым Андреем Первозванным, одним из 12 АПОСТОЛОВ, которые в Библейской энциклопедии наших времён уже стали называть «преданием», до XVIII в. относились с полным доверием и уважением. А вот уже более поздние западноевропейские историки, в том числе и написавшие фактически историю до романовской России, стали подвергать эти сведения, как и многие другие исторические сведения о нашем Отечестве, сомнениям не утруждая себя аргументацией.

 

Существуют исторические сведения о том, что АндроНика/Христа связывали родственные узы с Русью. Некоторые источники утверждают, что его мать была русской. Из этой гипотезы, которая гораздо более аргументирована в научном плане, чем официальная версия, вытекает следующее. Историческое имя Христа могло разделиться в памяти народа на два, которые в дальнейшем считались принадлежавшими разным почитаемым святым: Андрей-Андрос Первозванный и Николай-Ника Святитель.

Андрея Первозванного ведь также распяли, только на косом кресте, который на царском флаге так и называется - андреевский.

Последние десятилетия наполнили церкви верующими. Новые прихожане коренным образом отличаются от предыдущей паствы. Они воспитывались в условиях диктата вульгарного материализма в идеологии и, тем не менее, самостоятельно пришли к вере во Всевышнего.

Каждый человек имеет право к критическому восприятию действительности, поскольку недаром в Библии сказано: «Не сотвори себе кумира». Наверное, что-то подобное есть и в Коране, и в Торе, и в Священных Писаниях других религий.

 

Если вооружить своё мировоззрение таким противоядием от лжи, то станет ясно, что за фигурами новоявленных Санта-Клауса и Деда Мороза стоит РЕАЛЬНАЯ историческая фигура, которая в Библии была названа Иисусом Христом. Появление же этих мифических персонажей связаны с тем, что от нас всех этот исторический персонаж, тесно связанный с нашей историей, до сих пор скрывают.

 

Сравнительно недавно, например, были раскрыты при реставрации старые фрески Благовещенского собора Кремля и открылось неожиданное и шокирующее - изображение рода Христа, в который включены русские великие князья: Дмитрий Донской, Иван III, Василий III. Все они, согласно старой росписи, которую сейчас возможно увидеть собственными глазами, являлись родственниками Иисуса!